Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 июня 2010 г. N 88-Г10-11 Решение суда об отказе в признании частично не действующим постановления администрации Томской области от 24 декабря 2008 г. N 262а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области" оставлено без изменения

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 июня 2010 г. N 88-Г10-11


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационным жалобам Томского городского потребительского общества (далее - Томское ГорПО) и ООО "Игросервис" на решение Томского областного суда от 22 марта 2010 года, которым отказано в удовлетворении заявлений Томского городского потребительского общества и Общества с ограниченной ответственностью "Игросервис" (далее - ООО "Игросервис") о признании частично недействующим постановления Администрации Томской области от 24 декабря 2008 года N 262а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации А.В.И., объяснения представителей Томского городского потребительского общества И.Г.А. и Ф.Е.П., поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя Администрации Томской области Т.Т.В. и представителя Департамента по управлению государственной собственностью Томской области Б.О.Г., возражавших против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации В.Т. А., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

24 декабря 2008 года Администрацией Томской области принято Постановление N 262а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области", которым утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области (приложение N 1), в частности, кадастровая стоимость земельных участков принадлежащих Томскому ГорПО с кадастровым номерами 70:21:0100049:005 в размере 44316126,81 руб., 70:21:0100056:0003 в размере 5595205,45 руб., 70:21:0100056:0004 в размере 35114543,09 руб., 70:21:0100056:042 в размере 377994966,45 руб., 70:21:0100068:0009 в размере 379843248,92 руб., а также кадастровая стоимость земельного участка принадлежащего ООО "Игросервис" с кадастровым номером 70:21:0100054:0004 в размере 53485088,45 руб.

Томское ГорПО обратилось в Томский областной суд с заявлением о признании недействующим постановления Администрации Томской области от 24 декабря 2008 года N 262а в части утверждения кадастровой стоимости указанных земельных участков.

В обоснование заявленных требований Томское ГорПО указало, что кадастровая стоимость указанного земельного участка является произвольной и завышенной; кадастровая оценка проведена с нарушением действующего федерального законодательства, что приводит к необоснованному увеличению ставки налога на землю, что нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Заявитель также полагает, что оспариваемый акт является незаконным, поскольку принят с нарушением установленного порядка его принятия.

ООО "Игросервис" обратилось в Томский областной суд с заявлением о признании недействующим постановления Администрации Томской области от 24 декабря 2008 года N 262а в части утверждения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100054:0004 в размере 53485088,45 руб.

По мнению заявителя, Постановление Администрации области в обжалуемой части является незаконным и противоречит положениям статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель". Кроме того, расчеты произведены с нарушением Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года N 39.

ООО "Игросервис" полагает, что принадлежащий ему земельный участок неправильно отнесен к пятой группе видов разрешенного использования, что повлекло необоснованное увеличение кадастровой стоимости участка, и как следствие, увеличение земельного налога.

Определением Томского областного суда от 10 ноября 2009 года указанные заявления объединены в одно производство для дальнейшего рассмотрения.

Решением Томского областного суда от 22 марта 2010 года в удовлетворении заявлений Томского городского потребительского общества и ООО "Игросервис" отказано.

Томское ГорПО и ООО "Игросервис" в кассационных жалобах просят решение суда отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новое решение, которым заявления Томского ГорПО и ООО "Игросервис" удовлетворить в полном объеме.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к следующему.

Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения такого рода мероприятий устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). Согласно пункту 8 Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой оценки земельных участков.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).

Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).

Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и её территориальных органов - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 215 (далее - Регламент).

В силу положений Регламента проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков проводится Роснедвижимостью, в компетенцию которой входит проверка соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации, методических и нормативно-технических документов при определении кадастровой стоимости земельных участков, правильности расчетов и полученных результатов (пункты 9.6-9.12 Регламента).

Такая проверка осуществляется Роснедвижимостью в ходе проверки отчета исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации на соответствие Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года N 39.

По результатам проведенной проверки Роснедвижимость принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки:

о соответствии отчета методическим указаниям;

о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.

В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.

После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.

Таким образом, из приведенных положений действующего законодательства следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Томской области проводились ФГУП "ФКЦ "Земля".

По результатам проведенных работ ФГУП "ФКЦ "Земля" был составлен отчет, который был представлен в Роснедвижимость и прошел проверку на соответствие Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.

По результатам проверки Роснедвижимостью было принято решение о соответствии данного отчета Методическим указаниям, что подтверждается письмом Роснедвижимости от 10 сентября 2008 года N ВК/3977.

После проведения проверки согласованные Роснедвижимостью результаты кадастровой оценки были направлены в Управление Роснедвижимости по Томской области, которое представило их на утверждение в администрацию области.

Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов утверждены губернатором области 24 декабря 2008 года путем принятия оспариваемого постановления.

С учетом изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Томской области проведена и оспариваемое постановление принято с соблюдением требований действующего федерального законодательства, в установленном им порядке и в пределах компетенции уполномоченных на то органов государственной власти.

Являлись предметом проверки суда первой инстанции и утверждения заявителей о недостоверности и недостаточности источников информации, использованных ФГУП "ФКЦ "Земля" при проведении работ, и применении недостаточного числа факторов, оказывающих влияние на кадастровую стоимость.

Доводы заявителей о том, что при проведении работ по кадастровой оценке земель не были соблюдены требования Методическим указаниям и Технических рекомендаций в части сбора достоверной и достаточной информации о земельных участках, всесторонне и тщательно проверялись судом первой инстанции.

Проверив данные доводы, суд, руководствуясь требованиями статей 67, 196, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, пришел к правомерному выводу об их необоснованности.

При этом суд правомерно исходил из того, что контроль за ходом проведения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации в силу требований действующего федерального законодательства осуществляется компетентным органом государственной власти - Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимостью) и его территориальными Управлениями в субъектах Российской Федерации.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, такой контроль осуществлялся и при проведении работ по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов Томской области.

Представленный ФГУП "ФКЦ "Земля" отчет по результатам выполненных работ был предметом проверки Роснедвижимости по всем показателям, в том числе и по критериям полноты и достоверности рыночной информации о стоимости земельных участков и состава факторов, влияющих на кадастровую оценку.

Каких-либо нарушений Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов при проведении ФГУП "ФКЦ "Земля" работ по кадастровой оценке Роснедвижимостью установлено не было, в связи с чем было принято решение о соответствии отчета ФГУП "ФКЦ "Земля" Методическим указаниям.

Мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, исчерпывающе изложены в решении суда.

Каких-либо оснований не согласиться с ними Судебная коллегия не находит.

То обстоятельство, что кадастровая стоимость принадлежащих заявителю земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, само по себе о недостоверности результатов проведенной в отношении земель поселений в Томской области кадастровой оценки свидетельствовать не может, поскольку действующее законодательство не содержит каких-либо положений, устанавливающих обязательность совпадения значений рыночной и кадастровой стоимости земельного участка.

При таких обстоятельствах судом постановлено законное и обоснованное решение.

Доводы кассационных жалобы отмену постановленного судом решения повлечь не могут, так как о нарушении судом норм материального и процессуального права не свидетельствуют, сводятся фактически к воспроизведению доводов заявлений Томского ГорПО и ООО "Игросервис", получивших в решении суда надлежащую правовую оценку.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Томского областного суда от 22 марта 2010 года оставить без изменения, кассационные жалобы Томского ГорПО и ООО "Игросервис" без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 июня 2010 г. N 88-Г10-11


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение