Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 июня 2010 г. N 74-Г10-5 Решение суда, которым отказано в признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 1.1, 1,4, 2.2, 2. 3, 2.4, 3.1 Положения о Республиканской нефтеинспекции при Правительстве Республики Саха (Якутия), утв. постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 июня 2006 г. N 281, оставлено без изменения

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 июня 2010 г. N 74-Г10-5


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании кассационное представление первого заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) на решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 24 марта 2010 года, которым отказано в удовлетворении заявления первого заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 1.1., 1.4., 2.2., 2.3., 2.4., 3.1. Положения о Республиканской нефтеинспекции при Правительстве Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 июня 2006 года N 281.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К.О.А., объяснения представителя Правительства Республики Саха (Якутия) П.Н.Е., возражавшей против доводов кассационного представления, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации С.Н.Я., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Первый заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в Верховный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании пунктов 1.1., 1.4., 2.2., 2.3., 2.4., 3.1. Положения о Республиканской нефтеинспекции при Правительстве Республики Саха (Якутия) противоречащими федеральному законодательству и недействующими, указав, что названные пункты, допускающие осуществление нефтеинспекцией контрольных полномочий государственного заказчика в отношении юридических лиц, не являющихся исполнителями по государственным контрактам на поставку нефтепродуктов для нужд Республики, противоречат части 1 статьи 715 Гражданского кодекса РФ, предусматривающей право заказчика проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, поскольку соответствующие правоотношения должны устанавливаться между сторонами государственного контракта, в данном случае между государственным заказчиком - Правительством Республики Саха (Якутия) в лице нефтеинспекции и исполнителями - организациями, поставляющими нефтепродукты по государственному контракту.

Решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 24 марта 2010 года в удовлетворении заявления первого заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) отказано.

В кассационном представлении первого заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) ставится вопрос об отмене решения суда и направлении дела на новое рассмотрение в связи с допущенным нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.

Из материалов дела следует, что 23 июня 2006 года принято постановление Правительства Республики Саха (Якутия) N 281 "О Республиканской нефтеинспекции при Правительстве Республики Саха (Якутия)", которым утверждены Положение о Республиканской нефтеинспекции при Правительстве Республики Саха (Якутия) (далее Положение) и ее структура.

Согласно пункту 1.1. Положения Республиканская нефтеинспекция при Правительстве Республики Саха (Якутия) является органом исполнительной власти республики по контролю за целевым и рациональным использованием нефтепродуктов и топливных ресурсов на нужды Республики Саха (Якутия), а также по контролю обеспечения народного хозяйства республики нефтепродуктами через отдельно стоящие автозаправочные станции всех форм собственности и ведомственной принадлежности, где производится хранение и реализация нефтепродуктов на государственные нужды.

Пункт 1.4. Положения предусматривает, что объектами контроля нефтеинспекции, в рамках собственных полномочий, являются государственные предприятия, учреждения, организации, другие субъекты независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющие на территории Республики Саха (Якутия) мероприятия по завозу топливно-энергетических ресурсов на государственные нужды, производящие складские операции с нефтепродуктами, жидким котельным топливом, завезенными на государственные нужды, использующие их по лимитам, установленным органами исполнительной власти республики, муниципальных образований, а также все субъекты независимо от формы собственности, имеющие или эксплуатирующие отдельно стоящие автозаправочные станции, на которых производится хранение и реализация нефтепродуктов, завезенных по государственному заказу для республиканских нужд.

Функциями нефтеинспекции являются проведение в рамках собственных полномочий проверок на объектах контроля, указанных в пункте 1.4. настоящего Положения, с целью установления эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, завозимых по государственному заказу для республиканских нужд, а также для выработки решений по эффективному использованию бюджетных средств (пункт 2.2.); по заданию государственного заказчика проведение и организация работы по осуществлению проверок количественной и качественной сохранности при отпуске, а также эффективного использования нефтепродуктов, жидкого котельного топлива, завезенных по государственному заказу для республиканских нужд (пункт 2.3.); осуществление проверок на объектах, указанных в пункте 1.4. настоящего Положения, для обеспечения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в соответствии с Республиканской программой ресурсосбережения, а также бюджетных средств, направляемых на государственные нужды (пункт 2.4.).

Пункт 3.1. Положения предусматривает, что работа по выполнению функций нефтеинспекции, указанных в разделе 2 настоящего Положения, осуществляется нефтеинспекторами, которые наделяются соответствующими правами, в частности, проверять в соответствии с законодательством, нормативными актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) автозаправочные станции, объекты и предприятия, занимающиеся обеспечением нефтепродуктами, жидким котельным топливом на государственные нужды; запрашивать от руководителей предприятий, организаций необходимые документы по вопросам, возникающим при проведении проверок; направлять в органы исполнительной власти, правоохранительные органы материалы о фактах хищений, сокрытия доходов, нерационального и нецелевого использования и потерь нефтепродуктов, жидкого котельного топлива, завозимых на государственные нужды; получать от республиканских государственных органов и предприятий независимо от форм собственности документы, статистическую и другую отчетность, необходимую для выполнения возложенных задач и функций.

Приведенные пункты Положения оспариваются прокурором по основаниям, указанным выше.

Разрешая заявленные требования, суд не усмотрел оснований для их удовлетворения, исходя из того, что объектами контроля нефтеинспекции являются только те предприятия, учреждения, организации, которые осуществляют мероприятия по завозу нефтепродуктов на государственные нужды, производят складские операции с ними, используют их по установленным лимитам, а также из права государственного заказчика привлекать специально уполномоченные органы государственной власти, каковым в данном случае является Республиканская нефтеинспекция при Правительстве Республики Саха (Якутия), для осуществления контроля за целевым и рациональным использованием нефтепродуктов и топливных ресурсов на нужды республики и обеспечением ее нефтепродуктами.

Проанализировав оспариваемые нормы в совокупности с нормами конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 15 февраля 1995 года З N 51-I "О Правительстве Республики Саха (Якутия)", закона Республики Саха (Якутия) от 20 февраля 2004 года 119-З N 241-Ш "Об особом режиме завоза грузов в арктические и северные улусы Республики Саха (Якутия)", устанавливающими полномочия Правительства Республики Саха (Якутия) и его задачи (в частности, по организации и координации деятельности по завозу продукции (товаров) и обеспечению выполнения государственного задания, контролю за целевым и эффективным использованием средств государственного бюджета, выделенных на осуществление поставок в населенные пункты арктических и северных групп улусов), а также с нормами статей 3 и 9 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", суд пришел к правильному выводу о том, что Правительство Республики Саха (Якутия) вправе было возложить на Республиканскую нефтеинспекцию при Правительстве Республики Саха (Якутия), являющуюся специально уполномоченным органом исполнительной власти республики, полномочия по контролю за целевым и рациональным использованием нефтепродуктов и топливных ресурсов на нужды Республики Саха (Якутия) и по контролю обеспечения народного хозяйства республики нефтепродуктами через отдельно стоящие автозаправочные станции всех форм собственности и ведомственной принадлежности, где производится хранение и реализация нефтепродуктов на государственные нужды.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "от 20 февраля 2004 года 119-З N 241-Ш" имеется в виду "от 20 февраля 2004 года З N 241-III"


Поскольку в рассматриваемом случае речь идет об осуществлении контрольных полномочий, суд обоснованно не усмотрел противоречия оспариваемых норм части 1 статьи 715 Гражданского кодекса РФ, предусматривающей право заказчика проверять ход и качество выполняемой подрядчиком работы.

Полагая, что выводы суда основаны на законе и материалах дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения.

По доводам кассационного представления прокурора решение суда отмене не подлежит, поскольку они сводятся к противоречию оспариваемых норм части 1 статьи 715 Гражданского кодекса РФ и не могут быть приняты во внимание по изложенным выше основаниям.

Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 24 марта 2010 года оставить без изменения, кассационное представление первого заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 июня 2010 г. N 74-Г10-5


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение