Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 июня 2010 г. N 63-Г10-4 Решение суда о признании недействующими отдельных положений Закона Ненецкого автономного округа от 24 октября 2007 г. N 134-ОЗ "О ежемесячных социальных выплатах сотрудникам управления внутренних дел по Ненецкому автономному округу и сотрудникам отдела федеральной миграционной службы по Ненецкому автономному округу" оставлено без изменения

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 июня 2010 г. N 63-Г10-4


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационным жалобам Собрания депутатов Ненецкого автономного округа и администрации Ненецкого автономного округа на решение суда Ненецкого автономного округа от 14 апреля 2010 года, которым частично удовлетворено заявление прокурора Ненецкого автономного округа о признании недействующими отдельных положений Закона Ненецкого автономного округа от 24 октября 2007 года N 134-ОЗ "О ежемесячных социальных выплатах сотрудникам управления внутренних дел по Ненецкому автономному округу и сотрудникам отдела федеральной миграционной службы по Ненецкому автономному округу" (в редакции закона Ненецкого автономного округа от 1 октября 2009 года N 60-ОЗ).

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации А.В.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации С.Л.Е., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Собранием депутатов Ненецкого автономного округа принят Закон Ненецкого автономного округа от 24 октября 2007 года N 134-ОЗ "О ежемесячных социальных выплатах сотрудникам управления внутренних дел по Ненецкому автономному округу и сотрудникам отдела федеральной миграционной службы по Ненецкому автономному округу" (далее - Закон), который опубликован в печатном издании "Сборник нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа", N 12, 26 октября 2007 года.

Указанный Закон устанавливает расходные обязательства Ненецкого автономного округа по финансированию за счет средств окружного бюджета ежемесячных социальных выплат сотрудникам и гражданскому персоналу подразделений управления внутренних дел по Ненецкому автономному округу, финансируемых за счет средств федерального бюджета и окружного бюджета, сотрудникам и гражданскому персоналу отдела Федеральной миграционной службы по Ненецкому автономному округу (преамбула Закона).

Частью 1 статьи 1 Закона установлено, что за счет средств окружного бюджета осуществляются ежемесячные социальные выплаты сотрудникам рядового и начальствующего состава, а также гражданскому персоналу подразделений Управления внутренних дел по Ненецкому автономному округу, финансируемых за счет средств федерального бюджета и окружного бюджета, сотрудникам начальствующего состава, государственным гражданским служащим и гражданскому персоналу отдела Федеральной миграционной службы по Ненецкому автономному округу в размерах, указанных в Приложении.

Налогообложение ежемесячных социальных выплат, установленных настоящим законом, производится в соответствии с действующим законодательством.

Для отдельных категорий сотрудников Управления внутренних дел по Ненецкому автономному округу и сотрудников отдела Федеральной миграционной службы по Ненецкому автономному округу законом округа об окружном бюджете на очередной финансовый год размеры ежемесячных социальных выплат, установленные в Приложении к настоящему закону, могут быть увеличены путем применения поправочных коэффициентов.

Прокурор Ненецкого автономного округа обратился в суд Ненецкого автономного округа с заявлением о признании недействующим указанного Закона Ненецкого автономного округа от 24 октября 2007 года N 134-ОЗ в части:

- слов в названии Закона "и сотрудникам отдела Федеральной миграционной службы по Ненецкому автономному округу";

- слов в преамбуле "финансируемых за счет средств федерального бюджета и", и "сотрудникам и гражданскому персоналу отдела Федеральной миграционной службы по Ненецкому автономному округу";

- абзаца 1 части 1 статьи 1 Закона в части слов "финансируемых за счет средств федерального бюджета и" и "сотрудникам начальствующего состава, государственным гражданским служащим и гражданскому персоналу отдела Федеральной миграционной службы по Ненецкому автономному округу в размерах, указанных в Приложении";

- абзаца 3 части 1 статьи 1 в части слов "и сотрудников отдела Федеральной миграционной службы по Ненецкому автономному округу", а также всего абзаца 3 части 1 статьи 1 Закона.

В обоснование заявления прокурор указал, что установление сотрудникам УВД и ОФМС по НАО, финансируемых за счет средств федерального бюджета, социальных гарантий в виде ежемесячных выплат за счет средств окружного бюджета противоречит пункту 1 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", поскольку эти службы не относятся к органам государственной власти субъекта Российской Федерации и не являются государственными учреждениями субъекта Российской Федерации, статье 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации по причине того, что органы государственной власти не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства федеральных органов. Кроме того, установление таких гарантий не отвечает требованиям Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Решением суда Ненецкого автономного округа от 14 апреля 2010 года (в редакции определения суда Ненецкого автономного округа от 16 апреля 2010 года о внесении исправлений в решение суда) заявление прокурора удовлетворено частично. Признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу:

- слова в названии Закона "и сотрудникам отдела Федеральной миграционной службы по Ненецкому автономному округу";

- слова в преамбуле Закона "за счет средств федерального бюджета и" и "сотрудникам и гражданскому персоналу отдела Федеральной миграционной службы по Ненецкому автономному округу";

- абзац 1 части 1 статьи 1 в части слов "за счет средств федерального бюджета и", "сотрудникам начальствующего состава, государственным гражданским служащим и гражданскому персоналу отдела Федеральной миграционной службы по Ненецкому автономному округу;

- абзац 3 части 1 статьи 1 в части слов "и сотрудников отдела Федеральной миграционной службы по Ненецкому автономному округу".

В удовлетворении заявления прокурора в части признания абзаца 3 части 1 статьи 1 Закона, касающегося установления для отдельных категорий сотрудников Управления внутренних дел по Ненецкому автономному округу законом округа об окружном бюджете на очередной финансовый год поправочных коэффициентов к размерам ежемесячных социальных выплат, установленных в Приложении к обжалуемому Закону, противоречащим федеральному законодательству, отказано.

Собрание депутатов Ненецкого автономного округа в кассационной жалобе ставит вопрос об отмене принятого судом решения в части удовлетворения заявления прокурора.

Администрация Ненецкого автономного округа в кассационной жалобе просит решение суда в части удовлетворения заявления прокурора отменить как незаконное и необоснованное и принять новое решение, которым заявление прокурора оставить без удовлетворения.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом "т" статьи 71 Конституции Российской Федерации Федеральная государственная служба находится в ведении Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Статьей 2 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" установлено, что государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.

Финансирование федеральной государственной службы и государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации осуществляется за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 18 Федерального закона N 58-ФЗ).

В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-I "О милиции" милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.

В своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел Российской Федерации, а милиция общественной безопасности - также соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При этом криминальная милиция финансируется за счет средств федерального бюджета (статья 8 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-I), а милиция общественной безопасности согласно статье 9 указанного Закона финансируется как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Согласно пункту 1 раздела 1 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года N 928, Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.

ФМС России подведомственно Министерству внутренних дел Российской Федерации.

Финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФМС России, ее территориальных органов и иных входящих в систему ФМС России организаций и подразделений осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете (пункт 12 раздела 3).

Статьей 52 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрены основные государственные гарантии гражданских служащих, а также иные государственные гарантии, установленные федеральными законами.

В соответствии со статьей 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения по решению вопросов, не указанных в пункте 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.

Удовлетворяя заявление прокурора в части, суд обоснованно исходил из того, что действующее федеральное законодательство не наделяет органы государственной власти Ненецкого автономного округа правом устанавливать расходные обязательства по финансированию за счет средств окружного бюджета ежемесячных выплат сотрудникам управления внутренних дел по Ненецкому автономному округу и сотрудникам отдела федеральной миграционной службы по Ненецкому автономному округу, финансируемых за счет средств федерального бюджета.

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-I "О милиции", разделом 8 Положения о милиции общественной безопасности финансирование милиции общественной безопасности и органов управления этой милицией осуществляется за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации и бюджета автономного округа, а также за счет средств местных бюджетов.

Статьей 8 закона Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2009 года N 94-ОЗ "Об окружном бюджете на 2010 год" установлено, что в 2010 году социальные выплаты работающим в сельских населенных пунктах Ненецкого автономного округа старшим участковым уполномоченным милиции и участковым уполномоченным милиции, установленные законом Ненецкого автономного округа от 24 октября 2007 года N 134-ОЗ, выплачиваются с коэффициентом 2,5.

Отказывая в удовлетворении заявления прокурора в части признания недействующим абзаца 3 части 1 статьи 1 Закона, суд правомерно исходил из того, что обжалуемая норма действует, если Законом Ненецкого автономного округа об окружном бюджете на очередной финансовый год предусмотрены соответствующие средства.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что абзац 3 части 1 статьи 1 обжалуемого Закона в части, предусматривающей увеличение размеров ежемесячных социальных выплат, для отдельных категорий сотрудников, путем применения поправочных коэффициентов, не противоречит действующему как федеральному законодательству, так и законодательству субъекта Российской Федерации.

Доводы кассационных жалоб о том, что субъект Российской Федерации вправе на основании абзаца 2 статьи 34 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-I "О милиции" устанавливать не предусмотренные федеральным законодательством гарантии социальной защиты сотрудников милиции является необоснованным, поскольку указанная статья предусматривает право Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления устанавливать иные гарантии социальной защиты сотрудников милиции из соответствующих бюджетов.

Таким образом, из изложенного следует, что органы государственной власти субъекта вправе устанавливать дополнительные социальные гарантии только тех сотрудников милиции, финансирование которых может осуществляться за счет средств окружного бюджета.

Выводы суда, изложенные в решении, основаны на анализе действующего законодательства и материалах дела и оснований для признания их неправильными не имеется.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение суда Ненецкого автономного округа от 14 апреля 2010 года оставить без изменения, кассационные жалобы Собрания депутатов Ненецкого автономного округа и администрации Ненецкого автономного округа - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 июня 2010 г. N 63-Г10-4


Текст определения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.