Письмо Минобразования РФ от 11 июня 1998 г. N 33 "О работе с Рекомендациями об инспектировании в системе Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации"

Письмо Минобразования РФ от 11 июня 1998 г. N 33
"О работе с Рекомендациями об инспектировании в системе Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации"


Сохранение единого образовательного пространства при расширении самостоятельности и индивидуальности образовательных учреждений, децентрализация образования требуют принципиально новых подходов к формированию демократического, государственно-общественного регулирования в управлении системой образования.

В условиях существования на данном этапе и административной и демократической моделей управления, перехода от административно-распределительного управления к государственно-общественному характеру управления правовое регулирование является основой оптимального управления. На смену традиционному контролю и руководству пришел контроль за соблюдением законодательства.

Законодательство Российской Федерации в области образования определило поле государственного регулирования системы образования. Но эффективный механизм контроля недостаточно сформирован, на практике отсутствует четкое разграничение компетенции и ответственности между уровнями исполнительной власти, органами управления образованием и образовательными учреждениями, нет общих критериев и показателей для оценивания результатов деятельности субъектов образования.

Основной целью совершенствования государственной системы контроля на современном этапе является обеспечение гарантий реализации государственной политики, исполнения законодательства и нормативных правовых актов в области образования, защита прав участников образовательного процесса.

Система государственного контроля и регулирования системы образования должна быть многомерной и строиться не только по вертикали, она должна включать в себя самоанализ, самоконтроль в образовательных учреждениях, экспертные оценки, инспектирование результатов деятельности образовательных учреждений, органов управления образованием и должностных лиц, лицензирование, аттестацию и аккредитацию образовательных учреждений, аттестацию педагогических и руководящих кадров, итоговую аттестацию выпускников.

Процесс формирования такой системы только начался и требует решения целого ряда комплексных проблем, включая развитие системы инспектирования как одного из основных видов деятельности органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений.

Необходимо упорядочить контрольно-инспекционную деятельность в системе образования, более четко разделить направления и участки этой деятельности между различными уровнями органов управления образованием и их подразделениями, рассмотреть целесообразность передачи части функций с федерального на региональный уровень; продолжить работу по развитию организационно-правовых форм взаимодействия органов управления образованием с профессионально-общественными структурами в реализации механизмов лицензирования, аттестации, аккредитации, инспектирования образовательных учреждений с определением их функций и сферы взаимодействия.

При проверках часто выявляется несоответствие нормативной правовой документации, локальных актов, разработанных органами управления и учреждениями, существующему законодательству в области образования.

Вызывают обеспокоенность поступление обращений граждан в Минобразование России по вопросам ущемления прав участников образовательного процесса. Факты грубого нарушения и неисполнения законодательства в области образования вскрыты рядом специальных проверок, проведенных Генеральной прокуратурой Российской Федерации по вопросам реализации Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ и законодательства о защите прав детства. При этом неоднократно отмечалось, что отдельные органы управления образованием и руководители образовательных учреждений ослабили контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования, вместе с тем некоторые специалисты управлений образованием при осуществлении инспекционных функций используют традиционный набор форм и методик инспектирования, которые на современном этапе нередко входят в противоречие с законодательством об образовании. Практика последних лет показала, что современное инспектирование предъявляет высокие требования к специальной подготовке специалистов, исполняющих соответствующие функции.

Управление инспектирования Минобразования России разработало Рекомендации об инспектировании в системе Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (далее - Рекомендации), которые позволяют определить цели, задачи, направления и формы инспекционной деятельности в соответствии с законодательством в области образования, предлагают основания для инспектирования, определить полномочия различных органов управления образованием и образовательных учреждений при проведении инспектирования, обеспечить эффективность действия механизма инспектирования в системе образования с учетом реализации целей управления качеством образования.

Проект данных Рекомендаций обсуждался на межрегиональном совещании "О вопросах инспектирования и контроля" в г.Владимире (в котором приняли участие представители региональных и муниципальных органов управления образованием, руководители высшего, среднего, начального профессионального образования и общеобразовательных учреждений из 21 региона Российской Федерации) 15-17 октября 1997 года.

В период с ноября 1997 г. по май 1998 г. проект Рекомендаций обсуждался на региональных совещаниях-семинарах (Хабаровский край, Рязанская, Вологодская, Волгоградская, Ивановская, Липецкая, Тверская, Пермская, Псковская, Сахалинская области) руководителей и специалистов органов управления образованием и образовательных учреждений. В процессе доработки были учтены предложения участников совещаний-семинаров, что обеспечило коллегиальность и реализацию принципа государственно-общественного характера управления в разработке проекта данных Рекомендаций.

В соответствии с вышеизложенным Министерство предлагает:

Руководителям органов управления образованием, образовательных учреждений:

- руководствоваться при осуществлении инспектирования указанными Рекомендациями (приложение);

- разработать нормативную правовую документацию, регламентирующую осуществление инспектирования, при необходимости внести коррективы в ранее утвержденные положения об инспекционных структурных подразделениях в соответствии с указанными Рекомендациями;

- учесть настоящие Рекомендации при организации повышения квалификации и переподготовки специалистов, осуществляющих инспекционные функции.

Одновременно Министерство сообщает, что общее методическое руководство инспектированием в системе образования и координацию инспекционной деятельности органов управления образованием и образовательных учреждений осуществляет Управление инспектирования (Сауткин В.Ф.).


Министр

А.Тихонов


Приложение

к письму Минобразования РФ

от 11 июня 1998 г. N 33


Рекомендации
об инспектировании в системе Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации


I. Общие положения


1. Рекомендации предназначаются для оказания помощи органам управления образованием и образовательным учреждениям в организации и проведении инспекционной деятельности. Рекомендации содержат общие подходы, позволяющие на единых принципах организовать деятельность Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, государственных органов управления образованием субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или учрежденных ими муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений в части осуществления ими инспекционных функций и определяющие принципы их координации и взаимодействия.

2. Под инспектированием понимается специальная функция (специально организованная деятельность) органов управления образованием и образовательных учреждений по организации и проведению проверок, наблюдений, обследований (далее инспекционных проверок), осуществляемых в порядке надзора и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением органами управления образованием и подведомственными им учреждениями и организациями, а также их должностными лицами законодательства Российской Федерации в области образования и иных нормативных правовых актов. Инспектирование сопровождается инструктированием должностных лиц по вопросам инспекционных проверок.

3. Инспектирование в системе Минобразования России осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ, Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Федеральным законом от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

4. Инспектирование призвано обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области образования, исполнение других нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органов управления образованием и образовательных учреждений, защиту прав и свобод участников образовательного процесса, правомерность действий должностных лиц в целях:

- реализации принципов государственной политики в области образования;

- соблюдения конституционных прав граждан на образование и социальных гарантий участников образовательного процесса;

- сохранения единого образовательного пространства Российской Федерации через соблюдение государственных образовательных и социальных стандартов, нормативов всеми субъектами системы образования;

- совершенствования механизма управления качеством образования (формирование условий и результатов образования) в пределах компетенции органов управления образованием разного уровня;

- проведения анализа и прогнозирования тенденций развития системы образования или ее составляющих.

5. Органы управления образованием и должностные лица образовательных учреждений, осуществляющие инспектирование и контроль, руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами, издаваемыми органами управления образованием, учредительными документами образовательных учреждений, их локальными нормативными правовыми актами.


II. Основные задачи инспектирования


6. Основными задачами инспектирования являются:

- осуществление контроля за исполнением законодательства Российской Федерации в области образования;

- выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативных правовых актов и принятие в пределах своей компетенции мер по их пресечению;

- анализ причин, лежащих в основе нарушений, и подготовка предложений по их предупреждению;

- анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности органов управления образованием, подведомственных им образовательных учреждений, должностных лиц;

- инструктирование должностных лиц по вопросам применения действующих в образовании норм, правил и предоставление им рекомендаций по организации деятельности в рамках законодательства;

- изучение состояния системы образования или ее составляющих, выявление отрицательных и положительных тенденций в их развитии и разработка на этой основе предложений по устранению негативных тенденций и распространению опыта в области управления;

- сбор информации (в ходе проведения инспекционных проверок), ее обработка и накопление для подготовки проектов решений;

- анализ результатов реализации законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области образования с целью разработки предложений и рекомендаций для внесения в установленном порядке изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации в области образования и принятия мер по повышению эффективности его применения;

- организация и разработка в пределах установленной компетенции нормативных правовых актов инспекционно-контрольной деятельности.


III. Организационные формы, виды и методы инспектирования


7. В соответствии с целями и задачами основными организационными формами инспектирования являются надзор и инспекционный контроль.

8. Инспектирование в порядке надзора проводится в следующих видах:

- установление законности (правомерности) действий органов управления образованием и образовательных учреждений и их должностных лиц при реализации законодательных норм прямого действия;

- проверка соответствия издаваемых инспектируемой организацией нормативных правовых актов, учредительных документов и локальных актов действующему законодательству в области образования.

Инспектирование в порядке надзора осуществляет Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации. Министерство может предоставить это право государственным органам управления образованием субъектов Российской Федерации при наличии соответствующих компетентных структурных подразделений (организаций) или специалистов, наделенных инспекционными функциями. Основным методом, используемым в надзорной деятельности, является изучение-проверка документации (документальный контроль).

9. Инспектирование в форме инспекционного контроля - проверка результатов деятельности органов управления образованием, образовательных учреждений и их должностных лиц с целью установления исполнения законодательства и иных нормативных правовых актов, в том числе приказов, указаний, распоряжений руководителей и других должностных лиц, а также с целью изучения последствий реализации этих актов.

Инспекционный контроль - это система специально организованных проверок органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений с использованием методов: документального контроля, обследования, наблюдения за фактическим состоянием проверяемого объекта, экспертизы, анкетирования, опроса участников образовательного процесса, контрольных срезов освоения обучающимися образовательных программ и иных правомерных методов, способствующих достижению цели контроля.

Инспекционный контроль, осуществляемый руководителями органов управления образованием и образовательных учреждений в отношении подчиненных им подразделений и должностных лиц, является внутренним.

Инспекционный контроль в виде ревизии финансово-хозяйственной деятельности осуществляется в пределах компетенции и наличия у органа управления образованием, проводящего инспектирование, соответствующих функций.

10. Инспектирование может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга и аудита.

Плановое инспектирование осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и координацию и исключает нерациональное дублирование в организации проверок. Возможно применение различных методов для выявления и анализа результатов деятельности объектов проверки.

Оперативное инспектирование осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях граждан и организаций, и урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.

Инспектирование в виде мониторинга предусматривает создание и наличие специальной инфраструктуры для ведения мониторинга, позволяющей осуществлять:

- постоянное наблюдение за нормируемой деятельностью объектов инспектирования;

- сбор, системный учет, обработку и анализ, а также хранение, обновление и накопление информации для формирования вариативного набора решений по объекту инспектирования и совершенствования нормативных правовых актов для эффективного решения задач управления качеством образования.

Инспектирование сопровождается инструктированием - обучением должностных лиц по вопросам применения законодательства и разъяснением положений нормативных правовых актов.

Инспектирование может осуществляться по запросам (аудит) с целью консультирования должностных лиц, без принятия к последним мер административного воздействия, для установления (определения) правомерности их решений.

11. По совокупности вопросов, подлежащих проверке, проводится инспектирование:

- образовательных учреждений в виде тематических проверок - одно направление деятельности, или комплексных проверок - два и более направлений деятельности;

- органов управления образованием в виде тематических, комплексных, а также фронтальных проверок, когда проверяется вся нормируемая деятельность;

- должностных лиц в виде тематических и комплексных проверок.


IV. Основные принципы и правила инспектирования


12. Общее методическое руководство инспектированием в системе образования и координацию инспекционной деятельности органов управления образованием и образовательных учреждений осуществляет Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации в лице своего специального подразделения - Управления инспектирования.

13. Государственные органы управления образованием и органы местного самоуправления и (или) муниципальные органы управления образованием могут проводить инспектирование силами учрежденных ими органов (организаций) инспектирования, своих специальных инспекционных структурных подразделений, руководителей и специалистов структурных подразделений, наделенных инспекционными функциями.

Внутренний контроль как особую форму инспектирования деятельности образовательного учреждения осуществляет руководитель или по его поручению заместители руководителя, руководители структурных подразделений образовательного учреждения.

В качестве экспертов к участию в инспектировании могут привлекаться сторонние (компетентные) организации, отдельные специалисты, в том числе объединенные во временные экспертные группы (комиссии).

Специалисты органов управления образованием, осуществляющие инспектирование, должны обладать необходимой квалификацией и проходить соответствующее обучение в системе дополнительного образования не реже одного раза в пять лет.

14. Периодичность и виды инспектирования конкретных органов управления образованием и образовательных учреждений или результатов деятельности должностных лиц определяются необходимостью получения объективной информации о реальном состоянии дел в инспектируемых объектах. Нормирование и тематика инспекционных, контрольных проверок находятся в исключительной компетенции руководителя, организующего проверку.

15. Тематика инспекционных проверок не должна выходить за пределы компетенции органа, ее осуществляющего.

16. Органы управления образованием в установленном порядке (договор, соглашение, письмо) могут делегировать право осуществления инспектирования по отдельным вопросам органам управления образованием и руководителям образовательных учреждений. Не допускается делегирование права проверки по вопросам, относящимся к исключительной компетенции органа управления образованием.

17. При взаимном согласии различных органов управления образованием и образовательных учреждений возможно проведение совместных инспекционных проверок.

18. Органы управления образованием, образовательные учреждения вправе обратиться в различные органы управления, научные и методические учреждения за помощью в организации и проведении инспекционных проверок. Помощь может быть предоставлена, в том числе, в виде проведения проверок по отдельным направлениям деятельности, участия компетентных специалистов в проведении конкретных инспекционных проверок, консультировании.

19. Информация о результатах проведенного инспектирования в обязательном порядке доводится до органа управления образованием, образовательного учреждения, должностного лица.

20. Основаниями инспектирования являются:

- план-график проведения инспекционных проверок - плановое инспектирование;

- задание руководства органа управления образованием - проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;

- обращение юридических и физических лиц в органы управления образованием по поводу нарушений в области образования - оперативное инспектирование.

21. Для осуществления инспектирования издается приказ (указание) о составе комиссии (группе специалистов), сроках проверки, назначении председателя комиссии, определении темы проверки, установлении сроков предоставления итогового документа; разрабатывается и утверждается план-задание.

22. План-задание устанавливает специфику конкретной проверки и должен обеспечить достаточную информированность и сравнимость результатов инспектирования для подготовки итогового документа (справки) по отдельным разделам деятельности образовательного учреждения, органа управления образованием или должностного лица.

23. Продолжительность тематических либо комплексных проверок не должна превышать 5-10 дней.

Продолжительность фронтальных проверок органов управления образованием не должна превышать двух недель при проведении их не чаще одного раза в пять лет.

Руководители органов управления образованием и образовательных учреждений должны быть предупреждены о предстоящей проверке за 1-10 дней до начала проверки.

24. Изучение и анализ деятельности органов управления образованием, образовательных учреждений, должностных лиц проводятся, как правило, после согласования с руководителями объектов инспектирования.

25. План-график инспектирования утверждается руководителем органа управления образованием, образовательного учреждения, осуществляющего инспектирование, и доводится до сведения инспектируемых объектов.

В целях координации деятельности органов управления образованием различных уровней и образовательных учреждений, устранения дублирования в их инспекционной деятельности и соблюдения условия наименьшего вмешательства в работу инспектируемых объектов план-график инспектирования разрабатывается с учетом плана-графика, полученного от органа управления образованием, соответствующего уровня.

26. Задание руководителя органа управления образованием о проведении инспектирования с целью проверки состояния дел по вопросу, по которому готовится проект решения, а также задание на проверку сведений, изложенных в обращениях граждан, организаций, должны быть документально оформлены.

27. Специалисты, направленные для проведения инспектирования, должны иметь при себе или заранее представить объектам проверки документы, удостоверяющие их полномочия (приказ, указание, распоряжение, письмо инспектирующего органа управления образованием, копию плана-графика осуществления проверок или плана-задания), или удостоверить эти полномочия иным способом (телефонограмма, устное сообщение о сроках и тематике инспекционной проверки).

28. Специалисты, проводящие инспекционную проверку, имеют право запрашивать статистическую и необходимую информацию, относящуюся к вопросу инспектирования.

29. При обнаружении в ходе инспектирования нарушений законодательства или иных недостатков в деятельности объектов проверки по вопросам, не входящим в компетенцию инспектирующего органа, а также, если принятие решения по обнаруженным нарушениям и недостаткам не входит в его компетенцию, данные о них необходимо передать в компетентные органы управления образованием или иные компетентные органы власти или управления.

30. В ходе инспектирования и после его окончания специалисты, осуществляющие инспектирование, при необходимости, проводят инструктирование проверяемых должностных лиц по вопросам, относящимся к предмету инспекционной проверки.

31. Экспертные опросы и анкетирование обучающихся и воспитанников проводятся только в необходимых случаях в соответствии с установленными нормами и правилами.


V. Разграничение полномочий при проведении инспектирования


32. Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации вправе осуществлять инспектирование деятельности государственных органов управления образованием субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в части их деятельности по управлению образованием или учрежденных ими муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности:

1) в порядке надзора за исполнением имеющих нормативное значение положений;

- Закона Российской Федерации "Об образовании";

- Федерального закона Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании";

- других законов Российской Федерации в области образования;

- указов Президента Российской Федерации в области образования;

- постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации в области образования;

нормативных правовых актов Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации;

2) в порядке надзора за соответствием федеральному законодательству в области образования:

- законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области образования;

- нормативных правовых актов органов местного самоуправления в области образования;

- нормативных правовых актов муниципальных органов управления образованием;

- учредительных документов образовательных учреждений;

- локальных актов государственных органов управления образованием субъектов Российской Федерации, муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений;

3) в порядке инспекционного контроля по вопросам:

- реализации федеральной программы развития образования и иных целевых федеральных программ в области образования;

- соблюдения порядка лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений, проводимого органами управления образованием;

- соблюдения образовательными учреждениями нормативов, указанных в лицензии;

- соблюдения порядка проведения аттестации и государственной аккредитации;

- соблюдения порядка проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений;

- соблюдения норм труда и федеральных нормативов его оплаты;

- соблюдения федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;

- соблюдения федеральных нормативов финансирования образования обучающихся, воспитанников;

- образовательного ценза педагогических работников;

- предоставления льгот различным категориям обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также видов и норм их материального обеспечения;

- соблюдения порядка предоставления гражданам и погашения ими личного государственного образовательного кредита;

- выполнения требований к организации федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических работников и работников государственных органов управления образованием;

- расходования и использования федеральных финансовых и материальных средств, направляемых субъектам Российской Федерации, муниципальным территориальным образованиям, образовательным учреждениям в виде дотаций, субсидий, субвенций;

- соблюдения порядка осуществления итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений (до создания государственной аттестационной службы);

- в рамках компетенции федерального государственного органа управления образованием.

33. Государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации вправе осуществлять инспектирование деятельности органов местного самоуправления в части исполнения ими функций по управлению образованием или деятельности муниципальных органов управления образованием, подведомственных государственных и муниципальных образовательных учреждений и их территориально обособленных подразделений, негосударственных образовательных учреждений в порядке надзора (согласно п.8 настоящих Рекомендаций) и инспекционного контроля (за исключением негосударственных образовательных учреждений) по вопросам, указанным в п.32, при получении полномочий от Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, а также в порядке инспекционного контроля по вопросам:

- использования финансовых средств, направляемых для подкрепления государственных гарантий доступности и обязательности основного общего образования путем выделения субвенций местным бюджетам, и иных целевых государственных финансовых и материальных средств, направляемых в муниципальные территориальные образования и образовательные учреждения;

- реализации региональных программ развития образования, в том числе международных, с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей;

- соблюдения образовательными учреждениями нормативов, указанных в лицензии;

- соблюдения национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов;

- соблюдения региональных нормативов финансирования образования;

- соблюдения дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;

- реализации дополнительных к федеральным льгот обучающимся, воспитанникам и педагогическим работникам образовательных учреждений, а также видов и норм их материального обеспечения;

- осуществления подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических работников;

- в рамках компетенции государственных органов управления образованием субъектов Российской Федерации.

34. Органы местного самоуправления и (или) муниципальные органы управления образованием вправе осуществлять инспектирование деятельности муниципальных и негосударственных образовательных учреждений, расположенных на подведомственных им территориях, в порядке инспекционного контроля по вопросам:

- реализации права граждан на получение установленного законом обязательного основного общего образования;

- предоставления и достоверности показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях;

- деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием и (или) самоуправляемых школьных округов, а также образовательных учреждений, направленной на осуществление государственной политики в области образования;

- обеспечения гражданам, проживающим на данной территории, возможности выбора общеобразовательного учреждения;

- деятельности руководителей муниципальных образовательных учреждений;

- в рамках компетенции органов местного самоуправления.

35. Руководитель образовательного учреждения и (или) по его поручению заместители руководителя, руководители структурных подразделений образовательного учреждения вправе осуществлять инспекционный контроль деятельности структурных подразделений образовательного учреждения и должностных лиц по вопросам:

- использования финансовых и материальных средств в соответствии с нормативами и по их назначению, достоверности данных при составлении отчета учредителю (учредителям) и общественности о расходовании этих средств;

- организации методического обеспечения образовательного процесса;

- реализации утвержденных образовательных программ и учебных планов, рабочих программ курсов, дисциплин;

- соблюдения утвержденных календарных учебных графиков;

- соблюдения устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов образовательного учреждения;

- промежуточной аттестации обучающихся и осуществления текущего контроля успеваемости в соответствии с уставом образовательного учреждения и Законом Российской Федерации "Об образовании";

- своевременности предоставления отдельным категориям обучающихся, воспитанников дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;

- обеспечения в образовательном учреждении интернатного типа условий содержания воспитанников не ниже нормативных;

- работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

- в рамках компетенции образовательного учреждения и в соответствии с должностными обязанностями.

36. Учредитель (учредители) образовательных учреждений вправе осуществлять инспектирование деятельности учрежденных ими образовательных учреждений по вопросам:

- использования финансовых средств, выделяемых учредителем (учредителями) на содержание образовательного учреждения, а также финансовых средств, полученных образовательным учреждением из других источников;

- сохранности и эффективного использования имущества, находящегося в оперативном управлении образовательного учреждения, в том числе на условиях аренды зданий, помещений, сооружений и другого имущества;

- деятельности руководителя образовательного учреждения;

- соблюдения иных требований, установленных уставом и другими учредительными документами, а также договором, заключенным между учредителем (учредителями) и образовательным учреждением.


VI. Результаты инспектирования


37. Результаты инспектирования оформляются в форме аналитической справки, справки о результатах проверки, служебной записки или доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу или в иной форме, установленной организацией, руководителем, осуществляющим инспектирование, которые должны содержать констатацию фактов, выводы и, при необходимости, предложения. К ним могут прилагаться копии документов, удостоверяющие изложенные в материалах инспектирования факты и подтверждающие правильность выводов.

38. Итоговый документ оформляется на месте инспектирования, за исключением случаев, когда требуются углубленная обработка и анализ собранной информации и отсутствует возможность осуществить это на месте инспектирования.

39. Результаты инспектирования (второй экземпляр итогового документа) доводятся до сведения руководителя инспектируемой организации сразу по окончании инспекционной проверки, а в случае, предусмотренном пунктом 38 настоящих рекомендаций, - в течение двух недель.

40. Руководитель проинспектированной организации или лица, уполномоченные действовать от имени этой организации, после ознакомления с результатами инспектирования должны поставить подпись под итоговым материалом инспектирования, удостоверяющую то, что он ознакомлен с результатами инспектирования.

При этом он вправе сделать запись о несогласии с результатами инспектирования в целом или по отдельным фактам и выводам. В случаях, когда отсутствует возможность получить подпись руководителя или лица, уполномоченного действовать от имени этой организации, запись об этом делает председатель комиссии, осуществлявший проверку.

41. По итогам инспектирования в зависимости от формы, целей и задач проверки и с учетом реального положения дел:

- могут проводиться заседания коллегий, педагогических или ученых советов, производственные совещания, рабочие совещания с педагогическим составом, совещания руководителей образовательных учреждений с возможным привлечением представителей законодательной и исполнительной властей и общественных организаций;

- замечания и предложения инспектирующих лиц по результатам проверки могут быть записаны в "Книгу замечаний и предложений инспектирующих лиц" при наличии последней в данном образовательном учреждении.

42. Руководитель инспектирующего органа (учреждения) или уполномоченное им должностное лицо по результатам инспекционной проверки принимает решение, в том числе:

- об издании соответствующего приказа или иного нормативного правового акта;

- об обсуждении материалов инспектирования коллегиальным органом управления или органом самоуправления;

- о направлении письма (представления) или иных материалов инспектирования в органы, компетентные принимать решения по представленным в них вопросам;

- о повторном инспектировании с привлечением определенных специалистов;

- о дисциплинарной ответственности должностных лиц;

- по иным вопросам в пределах своей компетенции.

Государственные органы управления образованием вправе принять решение по результатам инспектирования о выдаче предписания о приостановке деятельности образовательного учреждения, в той части, в которой было выявлено допущенное им нарушение законодательства Российской Федерации в области образования и (или) устава образовательного учреждения.

43. Результаты инспекционной проверки сведений, изложенных в обращениях граждан, в обращениях и запросах организаций, должны быть сообщены этим гражданам и организациям в установленном порядке и в установленные сроки.

44. Результаты тематической проверки нескольких образовательных учреждений или органов управления образованием могут быть оформлены одним документом.

45. Руководитель проинспектированного органа (учреждения) по материалам инспектирования принимает соответствующее решение в пределах своей компетенции.



Письмо Минобразования РФ от 11 июня 1998 г. N 33 "О работе с Рекомендациями об инспектировании в системе Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации"


Текст письма опубликован в Бюллетене Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, 1998 г., N 10


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение