Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 мая 2010 г. N 16678/09 Запрет создавать дискриминационные условия и устанавливать экономически, технологически и иным образом не обоснованное различие цен на один и тот же товар распространяется на всех хозяйствующих субъектов при заключении сделок как внутри вертикально-интегрированной группы, так и вне ее. Поскольку общество не представило доказательств того, что созданные им условия реализации нефтепродуктов являются действиями, соответствующими законодательству о защите конкуренции, у судов не имелось оснований для признания незаконными оспариваемых обществом решения и предписания антимонопольного органа, поэтому ранее принятые судебные акты подлежат отмене

Документ отсутствует в свободном доступе.
Вы можете заказать текст документа и получить его прямо сейчас.

Заказать

Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.

Компания была оштрафована за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке.

По мнению антимонопольного органа, она устанавливала и поддерживала монопольно высокие цены на автомобильные бензины и авиационный керосин.

Суды трех инстанций не согласились с позицией органа власти. Президиум ВАС РФ счел наложение штрафа законным и пояснил следующее.

Нижестоящие суды необоснованно сочли, что ФАС России неверно обозначила товарные рынки.

В рассматриваемом случае антимонопольная служба, выделяя оптовые рынки соответствующих товаров, исходила из того, что бензин автомобильный и дизтопливо не являются взаимозаменяемыми товарами, а в отношении авиационного керосина взаимозаменяемый товар отсутствует.

В географические границы товарных рынков ФАС России включила всю территорию России. Это было сделано с учетом того, что нефтеперерабатывающие заводы (далее - НПЗ) нефтяных компаний (включая заявителя) находятся в различных регионах. Произведенные ими нефтепродукты поставляются не только покупателям региона расположения НПЗ, но и иным, находящимся в других субъектах России.

Существенную долю на оптовых рынках автобензинов и авиакеросина (более 70%) занимают группы лиц указанных нефтяных компаний, которые являются вертикально-интегрированными хозяйствующими субъектами. В их состав входят лица, добывающие основные объемы нефти, осуществляющие их переработку на своих НПЗ, а также реализацию нефтепродуктов.

Факт оптовой реализации автобензинов и авиакеросина внутри группы лиц не означает, что входящие в нее хозяйствующие субъекты утрачивают самостоятельность в гражданско-правовых отношениях. Он не может являться основанием для вывода об отсутствии рынка. Доля в объеме рынка должна рассчитываться исходя из общего количества произведенных НПЗ нефтепродуктов, реализованного первому покупателю (вне зависимости от того, относится ли он к группе лиц доминирующего субъекта).

Также нужно было учесть, что запрет создавать дискриминационные условия и устанавливать необоснованное различие цен на один и тот же товар распространяется на всех хозяйствующих субъектов при заключении сделок как внутри вертикально-интегрированной группы, так и вне ее.


Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 мая 2010 г. N 16678/09


Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2010 г., N 9


Постановление размещено на сайте ВАС РФ www.arbitr.ru 28.06.2010


Номер дела в первой инстанции: А70-9090/2008


Истец: Открытое акционерное общество "ТНК-ВР Холдинг"

Ответчик: Федеральная антимонопольная служба

Кредитор: Прокуратура Тюменской области


Хронология рассмотрения дела:


31.03.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16678/09


02.10.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5290/2009


30.06.2009 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3065/2009


30.06.2009 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3236/2009