Определение Конституционного Суда РФ от 27 мая 2010 г. N 751-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Арчакова Абдурахмана Иналкоевича, Бекова Багаудина Магометовича и других на нарушение их конституционных прав положениями нормативных правовых актов"

Определение Конституционного Суда РФ от 27 мая 2010 г. N 751-О-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Арчакова Абдурахмана Иналкоевича, Бекова Багаудина Магометовича и других на нарушение их конституционных прав положениями нормативных правовых актов"


Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Стрекозова, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию граждан А.И. Арчакова, Б.М. Бекова и других вопрос о возможности принятия их жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации граждане А.И. Арчаков, Б.М. Беков, Л.Х. Бекова, М. Маусаров и У.К. Чербижев оспаривают конституционность следующих положений нормативных правовых актов, примененных в их делах судами общей юрисдикции:

пункта 1.3.1 Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 942), закрепляющего, что в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии прокурорским работникам, уволенным со службы в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", засчитывается на льготных условиях период службы (в том числе время нахождения в командировке) в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, в частности 1 месяц службы (работы) за 3 месяца в органах прокуратуры Российской Федерации, действовавших на территории Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики, но не ранее чем со 2 ноября 1992 года и не позднее дня отмены чрезвычайного положения на территории этих республик;

пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", закрепляющего, что дополнительные гарантии и компенсации, предусмотренные данным нормативным правовым актом, предоставляются военнослужащим и сотрудникам только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации); периоды выполнения задач в таких условиях оформляются приказами соответствующих должностных лиц;

пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2005 года N 649 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 942", распространившего на прокурорских работников действие пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций".

Нарушение своих прав заявители усматривают в том, что в соответствии с оспариваемыми нормами прокурорским работникам в выслугу лет на льготных условиях засчитывается только период службы в условиях чрезвычайного положения, а период службы в условиях вооруженного конфликта в выслугу лет на льготных условиях не включается; льготное исчисление выслуги лет (трудового стажа) производится только в случае увольнения со службы и не распространяется на случаи исчисления выслуги лет для приобретения права на выплату ежемесячной надбавки к денежному содержанию. Как утверждается в жалобе, отсутствие в оспариваемых нормах указания на дату отмены чрезвычайного положения на территории Республики Ингушетия, дату отмены решения об отнесении данной местности к зоне вооруженного конфликта и на порядок вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2005 года N 649 создает неопределенность в применении нормативных правовых актов и приводит к нарушению конституционных прав заявителей.

Кроме того, в жалобе содержится просьба подтвердить конституционность статьи 7 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-I "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", абзаца второго пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 15 февраля 1995 года N 139 "О мерах по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 г.", пунктов 2 и 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" (в редакции, действовавшей до внесения в него изменений постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года N 65), пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 года N 343 "Вопросы Временного Государственного комитета Российской Федерации по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 г.", пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 28 октября 1996 года N 1276 "О мерах по обеспечению выполнения Указа Президента Российской Федерации от 19 октября 1996 г. N 1474 "Об организации деятельности полномочного представителя Президента Российской Федерации в Республике Северная Осетия - Алания и Республике Ингушетия" и признать положения указанных нормативных правовых актов подлежащими применению в конкретных делах заявителей.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

2.1. Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Статья 44 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" предусматривает, что пенсионное обеспечение прокуроров, следователей, научных, педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей, т.е. в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", статьей 18 которого определение порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии соответствующим лицам отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации.

Во исполнение указанных предписаний федерального законодательства постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 942 утверждено Положение об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям.

Пункт 1.3.1 названного Положения, оспариваемый заявителями, направлен на установление льготного порядка включения в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии уволенным со службы прокурорским работникам перечисленных в нем периодов службы и сам по себе конституционных прав заявителей не нарушает.

Разрешение же вопроса о расширении перечня периодов службы, засчитываемых в выслугу лет на льготных условиях, и о применении указанных правил исчисления выслуги лет при определении права на получение ежемесячной надбавки к денежному содержанию, предусмотренного пунктом 2 статьи 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

2.2. Закон Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" относит к компетенции Правительства Российской Федерации определение порядка установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах (статья 7). Пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", принятого во исполнение предписания названного Закона, направлен на создание правового механизма предоставления дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим и сотрудникам, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и сам по себе не может рассматриваться как нарушающий права и свободы граждан.

Как следует из жалобы, обосновывая неконституционность данной нормы, заявители ссылаются на отказ Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации применить в их конкретных делах нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, определяющие день введения и день отмены чрезвычайного положения на территории Республики Ингушетия, день отнесения этой территории к зоне вооруженного конфликта и день отмены такого решения, а также на применение при рассмотрении их исковых заявлений абзаца второго оспариваемой нормы, который заявители считают не подлежащим применению в отношении прокурорских работников.

Однако проверка законности и обоснованности судебных решений, в том числе в части выбора правовых норм, подлежащих применению в конкретном деле, к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации не относится.

2.3. Пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2005 года N 649 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 942" распространил на прокурорских работников действие пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N 280, предусмотрев тем самым порядок предоставления прокурорским работникам дополнительных гарантий и компенсаций в виде льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии, и потому не может рассматриваться как нарушающий их права.

Заявители просят разъяснить, с какого момента на прокурорских работников распространяется действие пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N 280. Между тем разъяснение нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и порядка их применения в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации не входит.

2.4. Разрешение вопроса о подтверждении конституционности норм федерального законодательства, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и о признании соответствующих правоположений подлежащими применению в конкретных делах заявителей также не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Арчакова Абдурахмана Иналкоевича, Бекова Багаудина Магометовича, Бековой Лиды Хамзатовны, Маусарова Мамуда, Чербижева Умара Ковдиевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой, и поскольку разрешение поставленных в обращении вопросов Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.


Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации

В.Д. Зорькин



Определение Конституционного Суда РФ от 27 мая 2010 г. N 751-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Арчакова Абдурахмана Иналкоевича, Бекова Багаудина Магометовича и других на нарушение их конституционных прав положениями нормативных правовых актов"


Текст Определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение