Определение Конституционного Суда РФ от 27 мая 2010 г. N 773-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Фролова Алексея Вячеславовича на нарушение его конституционных прав пунктами 13 и 23 Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве, пунктом 1 статьи 3 и пунктом 1 статьи 6 Закона города Москвы "Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы" и пунктами 3 и 4 статьи 7 Закона города Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения"

Определение Конституционного Суда РФ от 27 мая 2010 г. N 773-О-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Фролова Алексея Вячеславовича на нарушение его конституционных прав пунктами 13 и 23 Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве, пунктом 1 статьи 3 и пунктом 1 статьи 6 Закона города Москвы "Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы" и пунктами 3 и 4 статьи 7 Закона города Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения"


Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Стрекозова, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданина А.В. Фролова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:

1. Решением Хамовнического районного суда города Москвы от 26 февраля 2003 года, оставленным без изменения судом кассационной инстанции, было отказано в удовлетворении заявления граждан О.В. Ляшук и А.В. Фролова о признании неправомерным распоряжения главы управы района "Хамовники" города Москвы об отказе в приеме на учет по улучшению жилищных условий. Суд указал, что 5 марта 2002 года был удовлетворен иск О.В. Ляшук о закреплении за нею и несовершеннолетним сыном комнаты размером 19,8 кв.м по отдельному договору найма, что является обстоятельством, ухудшающим их жилищные условия, как и последовавшая за разделом жилой площади регистрация в комнате ее супруга А.В. Фролова и второго несовершеннолетнего сына.

Распоряжением главы управы района "Хамовники" города Москвы от 23 сентября 2005 года N 179 жена А.В. Фролова с тремя несовершеннолетними детьми принята на учет по улучшению жилищных условий, а самому А.В. Фролову в принятии на учет отказано в связи с проживанием в городе Москве менее 10 лет.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации А.В. Фролов просит признать не соответствующими статьям 19, 40, 72 (пункт "к" части 1) и 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации пункты 13 и 23 Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве (утверждено постановлением Московской городской Думы от 31 января 2001 года N 12, утратило силу с 24 мая 2003 года), пункт 1 статьи 3 и пункт 1 статьи 6 Закона города Москвы от 15 января 2003 года N 22 "Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы" (утратил силу с 6 августа 2006 года) и пункты 3 и 4 статьи 7 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", касающиеся таких условий признания граждан нуждающимися в жилье, как проживание в городе Москве в общей сложности не менее 10 лет и несовершение за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Конституционное право на жилище предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации). Реализация этого права может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в нормативных актах жилищного законодательства (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 9 апреля 2002 года N 123-О и от 4 марта 2004 года N 80-О).

2.1. Согласно материалам, приложенным к жалобе, при рассмотрении гражданского дела судом был применен пункт 23 Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве о действиях граждан, приведших к возникновению нуждаемости в улучшении жилищных условий. Эта норма была воспроизведена в пункте 1 статьи 6 Закона города Москвы "Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы" и пункте 4 статьи 7 ныне действующего Закона города Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", в котором конкретизированы положения статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации о последствиях намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий.

Основанное на статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации положение пункта 4 статьи 7 Закона города Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" само по себе не может рассматриваться как нарушающее какие-либо права и свободы заявителя, поскольку ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях считаются допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершены умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий.

Оценка же решений и действий правоприменительных органов в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не входит.

2.2. На момент отказа А.В. Фролову в принятии на учет по улучшению жилищных условий требование о 10-летнем сроке проживания в городе Москве как условии признания граждан нуждающимися в жилье было закреплено в пункте 1 статьи 3 Закона города Москвы "Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы". Эта норма, ранее установленная в пункте 13 Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве, в настоящее время воспроизведена в пункте 3 статьи 7 Закона города Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".

Как следует из приложенных к жалобе материалов, оспаривая конституционность норм о 10-летнем сроке проживания в городе Москве, заявитель фактически ставит вопрос об их соответствии федеральному законодательству, что неподведомственно Конституционному Суду Российской Федерации в силу статьи 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации и статьи 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Фролова Алексея Вячеславовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.


Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации

В.Д. Зорькин



Определение Конституционного Суда РФ от 27 мая 2010 г. N 773-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Фролова Алексея Вячеславовича на нарушение его конституционных прав пунктами 13 и 23 Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве, пунктом 1 статьи 3 и пунктом 1 статьи 6 Закона города Москвы "Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы" и пунктами 3 и 4 статьи 7 Закона города Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения"


Текст Определения официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.