Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 июля 2010 г. N 2023/10 Перечисление государственным заказчиком на расчетный счет предприятия бюджетных средств для исполнения государственных контрактов не может рассматриваться как обстоятельство, ограничивающее право судебного пристава-исполнителя осуществлять в отношении должника действия по взысканию задолженности с его счета, открытого в коммерческом банке и используемого для расчетов при осуществлении предпринимательской деятельности

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 июля 2010 г. N 2023/10


Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Исайчева В.Н.;

членов Президиума: Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Сарбаша С.В., Харчиковой Н.П. -

рассмотрел заявление Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Северная Осетия-Алания о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.11.2009 по делу N А61-1541/09 Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания.

В заседании приняли участие представители:

от заявителя - Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Северная Осетия-Алания - Шевченко С.И.;

от федерального государственного унитарного предприятия "Алагирский завод сопротивлений" - Бердяев И.К., Сопоев А.М.

Заслушав и обсудив доклад судьи Харчиковой Н.П., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

Федеральное государственное унитарное предприятие "Алагирский завод сопротивлений" (далее - предприятие, должник) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Северная Осетия-Алания Касаева А.А. (далее - судебный пристав-исполнитель) от 21.07.2009 о перечислении денежных средств должника Межрайонному отделу по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республики Северная Осетия-Алания (далее - отдел судебных приставов) и об обязании Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Северная Осетия-Алания (далее - служба судебных приставов) возвратить на расчетный счет предприятия списанную сумму в размере 429 698 рублей 15 копеек.

Другие лица, участвующие в деле: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Северная Осетия-Алания (далее - налоговый орган), Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Алагирскому району.

Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 04.09.2009 в удовлетворении требований предприятия отказано.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 05.11.2009 решение суда первой инстанции отменил, признал незаконным пункт 2 постановления судебного пристава-исполнителя от 21.07.2009 в части перечисления 429 698 рублей 15 копеек со счета должника на счет отдела судебных приставов и обязал службу судебных приставов в лице отдела судебных приставов восстановить указанную сумму на расчетном счете предприятия.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре постановления суда кассационной инстанции в порядке надзора служба судебных приставов просит его отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, решение суда первой инстанции оставить без изменения.

В отзыве на заявление предприятие считает постановление суда кассационной инстанции законным и просит оставить его без изменения.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что обжалуемое постановление суда кассационной инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.

Как установлено судами, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1036-55 между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (заказчиком) и предприятием (исполнителем) заключен государственный контракт от 28.05.2009 N 9204.2090100.02.0435 на выполнение работ по мероприятиям мобилизационной подготовки в 2009 году. Платежным поручением от 26.06.2009 N 094 заказчиком на расчетный счет исполнителя N 40502810000070000050, открытый в филиале "Хох" открытого акционерного общества "Акционерный коммерческий банк "Банк Развития Региона" (далее - банк), перечислено 450 500 рублей.

В рамках сводного исполнительного производства N 90/11/1894/08/2009, возбужденного на основании исполнительных документов арбитражного суда, судебного пристава-исполнителя и налогового органа о взыскании с предприятия 8 625 797 рублей 34 копеек налогов и пеней 20.03.2009 наложен арест на денежные средства, находящиеся на расчетных счетах должника N 40502810000070000050 и N 40502810100070010050, открытых в филиале банка, в пределах суммы, равной 9 229 603 рублям 15 копейкам.

Постановлениями судебного пристава-исполнителя от 21.07.2009 о перечислении денежных средств должника снят арест с денежных средств предприятия, находящихся на упомянутых расчетных счетах, дано распоряжение об их перечислении на лицевой счет отдела судебных приставов.

Во исполнение одного из указанных постановлений судебного пристава-исполнителя платежным поручением от 31.07.2009 N 15 с расчетного счета предприятия N 40502810100070010050 произведено списание 429 698 рублей 15 копеек, как указал должник, за счет денежных средств, полученных им на проведение мероприятий по мобилизационной подготовке.

Предприятие, полагая, что постановлением от 21.07.2009 и действиями судебного пристава-исполнителя по списанию денежных средств нарушены его права, обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции не усмотрел в действиях судебного пристава-исполнителя по вынесению оспариваемого постановления от 21.07.2009 нарушения прав и законных интересов предприятия, поскольку действующим законодательством не предусмотрен запрет на взыскание задолженности за счет собственных средств должника, находящихся на его расчетном счете.

В то же время суд кассационной инстанции, руководствуясь статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" и пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 27.12.1995 N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе", предусматривающим ответственность исполнителя за нецелевое использование средств, предназначенных только на выполнение оборонного заказа, пришел к выводу о неправомерности оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя в части перечисления денежных средств со счета должника, поскольку эти средства, предназначенные для проведения мероприятий по мобилизационной подготовке, не могли быть взысканы в погашение задолженности предприятия, являющегося исполнителем государственного контракта, даже в том случае, когда они поступили на его расчетный счет.

Выводы суда кассационной инстанции Президиум считает ошибочными.

В силу статьи 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатели бюджетных средств выступают в качестве участников бюджетного процесса. Поэтому согласно статье 220.1 названного Кодекса учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями Кодекса в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта Российской Федерации.

В данном случае речь идет о денежных средствах, размещенных на счете, открытом предприятием в коммерческом банке для безналичных расчетов при осуществлении им своей предпринимательской деятельности. Перечисление государственным заказчиком на расчетный счет предприятия бюджетных средств во исполнение государственных контрактов не может рассматриваться как обстоятельство, ограничивающее право судебного пристава-исполнителя осуществлять в отношении должника действия по взысканию задолженности с его счета, открытого в коммерческом банке, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Наличие задолженности в рамках сводного исполнительного производства предприятием не оспаривается.

При указанных обстоятельствах обжалуемое постановление суда кассационной инстанции нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права и в силу пункта 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене.

Содержащееся в настоящем постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.11.2009 по делу N А61-1541/09 Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания отменить.

Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 04.09.2009 по тому же делу оставить без изменения.


Председательствующий

В.Н. Исайчев

Поводом для обращения предприятия-должника в суд послужило списание приставом суммы с расчетного счета.

Президиум ВАС РФ посчитал действия по списанию средств законными и пояснил следующее.

В рассматриваемом случае предприятие (как исполнитель) получило спорную сумму от заказчика по госконтракту на выполнение работ по мероприятиям мобилизационной подготовки.

Затем во исполнение решений суда по взысканию средств с предприятия на его счета в рамках исполнительного производства был наложен арест. После его снятия было дано распоряжение о перечислении сумм на лицевой счет отдела судебных приставов.

Вывод о том, что эти средства, предназначенные для проведения мероприятий по мобилизационной подготовке, не могли быть взысканы в погашение задолженности предприятия (даже если они поступили на его р/с), ошибочен.

В силу БК РФ получатели бюджетных средств выступают в качестве участников бюджетного процесса. Поэтому учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых ими, ведется на лицевых счетах, открываемых в Федеральном казначействе или региональном финансовом органе.

В этом деле речь идет о средствах, размещенных на счете, открытом предприятием в коммерческом банке для расчетов при ведении предпринимательской деятельности. Перечисление госзаказчиком на р/с предприятия бюджетных средств во исполнение госконтрактов не может ограничивать право пристава произвести действия по взысканию задолженности с этого счета.


Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 июля 2010 г. N 2023/10


Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2010 г., N 10


Постановление размещено на сайте ВАС РФ www.arbitr.ru 22.07.2010


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение