Постановление Президиума Совета судей РФ от 21 июня 2010 г. N 229 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции поступающих в электронной форме обращений граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления" (с изменениями и дополнениями)

Постановление Президиума Совета судей РФ от 21 июня 2010 г. N 229
"Об утверждении Положения о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции поступающих в электронной форме обращений граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления"

С изменениями и дополнениями от:

23 мая 2016 г.


Заслушав и обсудив доклад заместителя начальника Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Мичуриной Л.В. об утверждении Положения о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции поступающих в электронной форме обращений граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления (далее - Положение), Президиум Совета судей Российской Федерации отмечает, что Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), вступающий в силу с 1 июля 2010 г., призван обеспечить право каждого на информацию. Для успешной реализации положений названного Федерального закона, устанавливающего формы и способы получения гражданами, организациями, общественными объединениями и другими (далее - пользователь информацией) информации о деятельности судов, органов судейского сообщества, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент) и его органов необходимо принятие ряда подзаконных актов.

Одним из способов обеспечения доступа к информации является предоставление пользователям информацией по их запросу сведений о деятельности судов (пункт 6 статьи 6 Федерального закона).

Рассмотрение судами общей юрисдикции обращений в электронной форме является одним из видов реализации ряда конституционных положений, а именно:

права на информацию (согласно части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом);

права каждого на доступ к документам и материалам органов государственной власти, непосредственно затрагивающим его права и свободы (часть 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации).

Во исполнение статьи 3 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", предусматривающей осуществление правового регулирования отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности судов, Судебным департаментом разработано Положение о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции поступающих в электронной форме обращений граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления.

Данное Положение в соответствии с частью 2 статьи 9, частью 1 статьи 10 указанного выше Федерального закона определяет механизм оформления, направления, приема, регистрации, обработки и рассмотрения обращений (запросов) пользователей информацией, поступающих через официальный сайт суда, в том числе содержит требования, предъявляемые к обращению (запросу), поступившему по сети "Интернет" в суд, и к ответу на такой запрос; устанавливает порядок и сроки регистрации, рассмотрения обращений (запросов), их переадресации и тому подобное.

Учитывая, что принятие рассматриваемого Положения, разработанного в развитие статей 18-20 названного Федерального закона, направлено на реализацию правового регулирования внутренней организации деятельности судов, обеспечивающего оптимальную организацию работы их аппаратов в условиях использования информационных технологий, Президиум Совета судей Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить Положение о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции поступающих в электронной форме обращений граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления.

2. Рекомендовать председателям верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, окружных (флотских) военных и гарнизонных военных судов, мировым судьям при рассмотрении поступающих в суд в электронной форме обращений граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления руководствоваться настоящим Положением.


Председатель Совета судей

Ю.И. Сидоренко


г. Москва

21 июня 2010 г.

N 229


Положение
о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции поступающих в электронной форме обращений граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления

С изменениями и дополнениями от:

23 мая 2016 г.

ГАРАНТ:

См. справку о порядке рассмотрения обращений граждан в органах государственной власти

1. Общие положения


1.1. Положение о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции поступающих в электронной форме обращений граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления (далее - Положение) разработано в целях определения механизма оформления, направления, приема, регистрации, обработки и рассмотрения электронных документов, поступающих через официальный сайт суда.

Информация об изменениях:

Постановлением Президиума Совета судей РФ от 23 мая 2016 г. N 511 в пункт 1.2 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

1.2. Правовое регулирование отношений, связанных с рассмотрением электронных документов, поступающих через официальный сайт суда, осуществляется в соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 262-ФЗ), Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ), Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Федеральный закон N 152-ФЗ), Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон N 2124-1) и соответствующими инструкциями по судебному делопроизводству, настоящим Положением и другими нормативными правовыми документами, регулирующими данные правовые отношения.

Действие Положения не распространяется на порядок осуществления гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

1.3. Основные понятия, используемые в Положении:

"электронный документ" - обращение (запрос), представленное в форме набора состояний, элементов электронной вычислительной техники, иных электронных средств обработки, хранения и передачи информации, могущее быть преобразованным в форму, пригодную для однозначного восприятия человеком, имеющей атрибуты для идентификации документа (далее - обращение (запрос);

"адресант" - гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляющий поиск необходимой информации и направивший электронный документ в суд;

"адресат" - федеральный суд общей юрисдикции, о деятельности которого осуществляется поиск информации через специальную интернет-форму;

"ответственное лицо" - работник аппарата суда (в том числе, приемной суда), наделенный полномочиями по приему, регистрации и обработке электронных документов;

"исполнитель" - работник аппарата суда, ответственный за исполнение электронного документа.

1.4. Информация о персональных данных адресанта электронного документа хранится и обрабатывается с соблюдением требований законодательства о персональных данных.

1.5. Обращения подлежат обязательному рассмотрению.

1.6. Официальный сайт суда является дополнительным средством обеспечения права граждан на обращения в суд.

Информация об изменениях:

Постановлением Президиума Совета судей РФ от 23 мая 2016 г. N 511 в пункт 1.7 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

1.7. Настоящее Положение подлежит опубликованию на официальном сайте суда и должно содержать интерактивные ссылки на тексты указанных в нем законов и других нормативных правовых актов.

1.8. Контроль исполнения обращений (запросов), поступающих в суд, осуществляется председателем суда или уполномоченным им должностным лицом - постоянно.


2. Порядок оформления и направления обращений (запросов) в суд


Информация об изменениях:

Постановлением Президиума Совета судей РФ от 23 мая 2016 г. N 511 пункт 2.1 изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

2.1. Для приема электронных документов применяется специализированное программное обеспечение (посредством ГАС "Правосудие" и других информационных систем) в разделе официальных сайтов судов "Обращения граждан" ("Интернет-приемная", "Электронная приемная" и т.п.), предусматривающем заполнение адресантом установленной формы с реквизитами, необходимыми для подготовки и отправки ответа.

Информация об изменениях:

Постановлением Президиума Совета судей РФ от 23 мая 2016 г. N 511 в пункт 2.2 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

2.2. Обращение (запрос) адресанта заполняется по форме, размещенной на официальном сайте суда, с учетом требований статьи 18 Федерального закона N 262-ФЗ, статей 7, 8 и 11 Федерального закона N 59-ФЗ.

2.3. Наряду с формой электронного документа на официальном сайте суда размещаются правила заполнения указанной формы.

Информация об изменениях:

Постановлением Президиума Совета судей РФ от 23 мая 2016 г. N 511 пункт 2.4 изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

2.4. Форма электронного документа содержит следующие реквизиты:

адресат (наименование суда);

статус адресанта (выбирается из списка: гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, орган государственной власти или орган местного самоуправления, средство массовой информации (редакция);

фамилия, имя, отчество адресанта;

наименование организации, должность (наименование юридического лица, в том числе средства массовой информации, должность руководителя, уполномоченного им лица, главного редактора средства массовой информации и т.д.);

почтовый адрес;

телефон адресанта;

электронный адрес (e-mail) адресанта;

тема обращения;

текст обращения или запроса (изложение существа обращения или запроса);

поле "согласен на получение ответа в электронном виде";

поле "согласен на размещение обращения на сайте суда в открытом доступе";

поле "прикрепить файл";

поле "отправить сообщение";

дата отправления сообщения и номер (формируются автоматически);

защитный код.

Информация об изменениях:

Постановлением Президиума Совета судей РФ от 23 мая 2016 г. N 511 пункт 2.5 изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

2.5. Обязательные поля для заполнения адресантом (фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), текст обращения (запроса), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме) отмечаются звездочкой.

2.6. В случае незаполнения обязательных реквизитов установленной формы электронного документа адресанту выдается сообщение о невозможности принять его обращение.

Информация об изменениях:

Постановлением Президиума Совета судей РФ от 23 мая 2016 г. N 511 пункт 2.7 изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

2.7. Форма электронного документа может также содержать иные дополнительные поля, не являющиеся обязательными для заполнения (уведомление адресанта на электронный адрес о принятии электронного документа; согласие адресанта на получение ответа в виде электронного сообщения на указанный электронный адрес без направления письменного ответа и другие).

2.8. Исключен.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 2.8

Информация об изменениях:

Постановлением Президиума Совета судей РФ от 23 мая 2016 г. N 511 пункт 2.9 изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

2.9. Адресант вправе приложить к обращению (запросу) необходимые документы и материалы в электронной форме путем прикрепления вложенных файлов либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.

Информация об изменениях:

Постановлением Президиума Совета судей РФ от 23 мая 2016 г. N 511 пункт 2.10 изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

2.10. При получении обращения (запроса), в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, данное обращение (запрос) может быть оставлено без ответа по существу поставленных в нем вопросов с сообщением гражданину, направившему обращение (запрос), о недопустимости злоупотребления правом.


3. Порядок регистрации и обработки электронных документов


3.1. Регистрация и обработка поступающих в суд электронных документов осуществляется ответственным лицом, указанным в пункте 1.3 настоящего Положения, на специально оборудованных автоматизированных рабочих местах в порядке и сроки, установленные нормативными документами, регулирующими судебное делопроизводство, вопросы деятельности судов.

Информация об изменениях:

Постановлением Президиума Совета судей РФ от 23 мая 2016 г. N 511 в пункт 3.2 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

3.2. Принятое обращение отображается на экране компьютера в виде электронной регистрационной карточки.

3.2.1. Регистрация электронных документов осуществляется в подсистеме "Документооборот и обращения граждан", входящей в состав ГАС "Правосудие" (а при ее отсутствии - в подсистеме другого программного средства), при открытии ответственным лицом регистрационной карточки.

3.2.2. В регистрационную карточку обращения (запроса) в соответствующие позиции автоматически переносится содержание полей формы, заполненной адресантом обращения.

3.2.3. Регистрационный номер и дата поступивших в суд электронных документов присваиваются автоматически.

Информация об изменениях:

Постановлением Президиума Совета судей РФ от 23 мая 2016 г. N 511 в пункт 3.2.4 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

3.2.4. Ответственное лицо, принимающее электронный документ, обязано проверить его на соответствие пунктам 2.4, 2.5 настоящего Положения и передать его председателю суда или уполномоченному им лицу для определения исполнителя.

3.2.5. Передача электронного документа исполнителям осуществляется с использованием специальных программных средств.

Информация об изменениях:

Постановлением Президиума Совета судей РФ от 23 мая 2016 г. N 511 в пункт 3.2.6 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

3.2.6. После определения председателем суда или лицом, им уполномоченным, исполнителя электронного документа, ответственное лицо ставит отметку об исполнителе в электронной регистрационной карточке электронного документа и передает его на исполнение в электронном виде или на бумажном носителе.


Информация об изменениях:

Постановлением Президиума Совета судей РФ от 23 мая 2016 г. N 511 в нумерацию пункта 3.3 внесены изменения

См. нумерацию в предыдущей редакции

3.3. При отсутствии технической возможности регистрации электронных документов в электронных регистрационных карточках, полученный электронный документ распечатывается и регистрируется в ручном режиме в журнале входящей корреспонденции.

3.3.1. На распечатанном электронном документе проставляется штамп приемной суда (штамп суда) с указанием текущей даты, который ставится на лицевой стороне первого листа обращения в правом нижнем углу, там же ставится входящий номер.

Информация об изменениях:

Постановлением Президиума Совета судей РФ от 23 мая 2016 г. N 511 в пункт 3.3.2 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

3.3.2. Ответственное лицо передает зарегистрированный электронный документ по реестрам передачи документов в соответствующие структурные подразделения суда (исполнителям) под роспись в день приема, а в исключительных случаях - не позднее 10 часов утра следующего рабочего дня, если иное не предусмотрено инструкцией по судебному делопроизводству. В реестры передачи документов заносится вся информация, предусмотренная соответствующей инструкцией по судебному делопроизводству.

Информация об изменениях:

Постановлением Президиума Совета судей РФ от 23 мая 2016 г. N 511 в пункт 3.4 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

3.4. Председателю суда или уполномоченному им лицу электронный документ передается в документированном (распечатанном на бумажном носителе) виде. Председатель суда или уполномоченное им лицо определяет исполнителя и срок исполнения электронного документа.


4. Порядок подготовки и отправки ответа на обращение (запрос)


Информация об изменениях:

Постановлением Президиума Совета судей РФ от 23 мая 2016 г. N 511 в пункт 4.1 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

4.1. После передачи исполнителю электронного документа, дальнейшая работа по нему ведется как с письменным обращением (запросом) в порядке и сроки, установленные статьями 10, 11, 12 Федерального закона N 59-ФЗ и статьями 18, 19 Федерального закона N 262-ФЗ, а также соответствующими инструкциями по судебному делопроизводству.

Информация об изменениях:

Постановлением Президиума Совета судей РФ от 23 мая 2016 г. N 511 пункт 4.2 изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

4.2. Электронный документ подлежит рассмотрению в тридцатидневный срок со дня его регистрации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Данный срок может быть продлен только в случаях, в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 12 Федерального закона N 59-ФЗ и статьей 18 Федерального закона N 262-ФЗ.

Информация об изменениях:

Постановлением Президиума Совета судей РФ от 23 мая 2016 г. N 511 в пункт 4.3 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

4.3. Запросы редакций средств массовой информации рассматриваются и разрешаются в семидневный срок. Ответ на запрос представляется председателем суда или уполномоченным им лицом. Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации допускается в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 40 Закона N 2124-1.

4.4. Обращения (запросы), содержащие вопросы, решение которых не входит в компетенцию суда, направляются по правилам, предусмотренным пунктом 3 статьи 8 Федерального закона N 59-ФЗ, частью 5 статьи 18 Федерального закона N 262-ФЗ.

4.5. Исключен.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 4.5

Информация об изменениях:

Постановлением Президиума Совета судей РФ от 23 мая 2016 г. N 511 пункт 4.6 изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

4.6. Ответ на обращение (запрос) направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении (запросе), или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении (запросе).

4.7. В письменном виде ответ на обращение (запрос) готовится на бланке суда в соответствии с Федеральным законом N 59-ФЗ и инструкцией по судебному делопроизводству, подписывается председателем суда или уполномоченным им лицом, затем регистрируется в электронной карточке или в журнале исходящей корреспонденции, и направляется по почтовому адресу, указанному в электронном документе.

Информация об изменениях:

Постановлением Президиума Совета судей РФ от 23 мая 2016 г. N 511 пункт 4.8 изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

4.8. В ответе на обращение (запрос) указываются наименование, почтовый адрес суда, текст ответа адресанту по существу поставленных вопросов, должность лица, подписавшего (давшего) ответ, а также реквизиты ответа на запрос (регистрационный номер и дата).

Информация об изменениях:

Постановлением Президиума Совета судей РФ от 23 мая 2016 г. N 511 в пункт 4.9 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

4.9. Ответ в электронном виде готовится с помощью специальных программных средств по установленной форме и, при наличии согласия адресанта, направляется по электронному адресу.

Для подготовки ответа в электронном виде, исполнитель вводит в указанную форму ответа регистрационный номер и дату обращения (запроса) адресанта. После этого в электронной форме ответа автоматически отображается содержание соответствующих полей формы, заполненной автором электронного документа.

Информация об изменениях:

Постановлением Президиума Совета судей РФ от 23 мая 2016 г. N 511 пункт 4.10 изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

4.10. Ответ на обращение не дается в случаях, предусмотренных статьей 11 Федерального закона N 59-ФЗ.

Ответ на запрос информации о деятельности судов должен содержать запрашиваемую информацию либо мотивированный отказ в предоставлении такой информации. Информация о деятельности судов не предоставляется в случаях, предусмотренных статьей 20 Федерального закона N 262-ФЗ.

Информация об изменениях:

Постановлением Президиума Совета судей РФ от 23 мая 2016 г. N 511 пункт 4.11 изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

4.11. В случае, если запрашиваемая информация о деятельности судов относится к информации ограниченного доступа, в ответе на запрос указываются вид, наименование, номер и дата принятия акта, в соответствии с которым доступ к этой информации ограничен. В случае, если часть запрашиваемой информации относится к информации ограниченного доступа, а остальная информация является общедоступной, предоставляется запрашиваемая информация, за исключением информации ограниченного доступа.

4.12. Исключен.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 4.12

4.13. Электронные документы после их исполнения подлежат хранению в установленном порядке в течение сроков, предусмотренных для аналогичных документов на бумажном носителе.


Приложение N 1


                  Примерная форма электронного документа,
         отображаемая на официальном сайте суда общей юрисдикции

Утратило силу.

Информация об изменениях:

См. текст приложения


Приложение N 2


           Регистрационная карточка электронного документа

Утратило силу.

Информация об изменениях:

См. текст приложения


Приложение N 3


      Форма для подготовки ответа на обращение в электронном виде

Утратило силу.

Информация об изменениях:

См. текст приложения


Определен порядок рассмотрения судами общей юрисдикции обращений граждан и организаций в электронной форме, поступающих через официальный сайт суда. Порядок носит рекомендательный характер.

Целесообразно разместить на сайте форму обращения (запроса) и правила ее заполнения (образец приводится). Для приема, регистрации и обработки обращений следует использовать специализированное программное обеспечение (например, ГАС "Правосудие").

Срок рассмотрения запроса - 30 дней со дня его регистрации. Он может быть продлен еще на 15 дней с обязательным уведомлением адресанта о причинах отсрочки. Запросы СМИ рассматриваются в 7-дневный срок.

Ответ дается в письменном виде и направляется по почте, а при согласии адресанта - через Интернет (образец электронной формы ответа прилагается).

Определены случаи оставления обращений без ответа (например, не указан обратный адрес; ограничен доступ к запрашиваемой информации; обращение некорректно). Кроме того, суд не отвечает на запросы о толковании либо разъяснении норм права, правовой оценке судебных актов, проведении анализа судебной практики и выполнении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав адресанта.


Постановление Президиума Совета судей РФ от 21 июня 2010 г. N 229 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции поступающих в электронной форме обращений граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления"


Текст постановления официально опубликован не был


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Президиума Совета судей РФ от 23 мая 2016 г. N 511


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение