Определение Верховного Суда РФ от 4 августа 2009 г. N 16-В09-14 Оснований для назначения досрочной трудовой пенсии по старости нет, так как льготы, предусмотренные за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, действовали на территории закрытого административно-территориального образования только на период строительства объекта

Определение Верховного Суда РФ от 4 августа 2009 г. N 16-В09-14


Судья Верховного Суда Российской Федерации Гуляева Г.А.,

изучив надзорную жалобу Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Краснооктябрьском районе Волгограда по материалам истребованного дела по иску Мажитовой А.Б. к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Краснооктябрьском районе Волгограда о понуждении к назначению пенсии, установила:

Мажитова А.Б. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что решением Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Краснооктябрьском районе Волгограда N 117/8 от 29 ноября 2007 года необоснованно, по ее мнению, отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием у нее требуемой продолжительности стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. При этом в специальный стаж не были включены периоды работы: со 2 ноября 1981 года по 9 февраля 1983 года в войсковой части N 74342; с 17 февраля 1983 года по 10 января 1986 года в войсковой части N 73678; с 11 января 1986 года по 4 марта 1991 года в войсковой части N 44829; с 6 марта 1991 года по 30 сентября 1998 года в УПП "Управление строительства-30"; с 14 октября 1998 года по 19 марта 2001 года в СМУ-712 ФГУП "Управление строительства N 30"; с 6 августа 2002 года по 29 октября 2004 года в СМУ-712 ФГУП "Управление строительства N 30" в связи с тем, что в указанные периоды истица работала в ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан, которое не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.

Решением Краснооктябрьского районного суда Волгограда от 11 сентября 2008 года исковые требования удовлетворены. Суд признал решение Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Краснооктябрьском районе Волгограда N 117/8 от 29 ноября 2007 года в части отказа в назначении Мажитовой А.Б. досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, обязал засчитать в специальный стаж периоды работы: со 2 ноября 1981 года по 9 февраля 1983 года в войсковой части N 74342; с 17 февраля 1983 года по 10 января 1986 года в войсковой части N 73678; с 11 января 1986 года по 4 марта 1991 года в войсковой части N 44829; с 6 марта 1991 года по 30 сентября 1998 года в УПП "Управление строительства-30"; с 14 октября 1998 года по 19 марта 2001 года в СМУ-712 ФГУП "Управление строительства N 30"; с 6 августа 2002 года по 29 октября 2004 года в СМУ-712 ФГУП "Управление строительства N 30" и назначить Мажитовой А.Б. пенсию с 6 сентября 2007 года.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 6 ноября 2008 года указанное решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В надзорной жалобе Государственным Учреждением - Управлением Пенсионного фонда РФ в Краснооктябрьском районе Волгограда ставится вопрос о ее передаче с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения надзорной жалобы или представления прокурора судья выносит определение об отказе в передаче надзорной жалобы или представления прокурора для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Таких оснований в данном случае не имеется.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 28 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Согласно постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 года N 561 "О строительстве Байкало-Амурской Магистрали" (приложение N 9), к заработной плате работникам БАМа был установлен районный коэффициент 1,7 и на них распространены льготы, установленные для лиц, работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 июня 1978 года N 487-152 на всех работников, занятых на строительстве и обслуживании в районах строительства объекта, расположенного в г. Белорецке-15 (ЗАТО "Межгорье"), выполняющих госзаказ, независимо от ведомственной принадлежности, были распространены условия оплаты труда и льготы, предусмотренные постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 года N 561.

В соответствии с Указом Президента РФ от 8 июля 1995 года N 687 за лицами, проживающими и работающими в ЗАТО г. Межгорье, были сохранены ранее предусмотренные льготы.

Учитывая приведенные нормы, суд пришел к выводу, что при назначении пенсии истице, ранее работавшей в ЗАТО г. Межгорье, на нее распространяются такие же льготы, как и на лиц, работающих и проживающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Между тем, как правильно указывает Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Краснооктябрьском районе Волгограда в своей надзорной жалобе, такой вывод суда основан на неправильном толковании норм материального права.

В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при отнесении тех или иных районов и местностей к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям используется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года, т.е. Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029, в котором территория ЗАТО г. Межгорье не названа.

Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 3 января 1983 года N 12, по состоянию на 31 декабря 2001 года, ЗАТО г. Межгорье также не отнесен к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 года N 561 и постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 июня 1978 года N 487-152, которыми руководствовался суд, устанавливают в виде исключения только на период строительства объекта районный коэффициент к заработной плате в размере 1,7 и льготы, предусмотренные за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, действующие на территории ЗАТО г. Межгорье. Таким образом, указанные нормативные акты направлены на регулирование трудовых правоотношений, а не пенсионных.

Указ Президента РФ от 8 июля 1995 года N 687 также направлен на регулирование трудовых правоотношений.

В связи с изложенным доводы жалобы о том, что ЗАТО г. Межгорье в установленном законом порядке не отнесено к районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, следует признать обоснованными, заслуживающими внимания.



Определение Верховного Суда РФ от 4 августа 2009 г. N 16-В09-14


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение