Определение ВК Верховного Суда РФ от 15 июля 2010 г. N ВКГПИ10-41 Суд отказал в удовлетворении заявления об оспаривании отдельных положений Руководства по организации работы высшего военно-учетного заведения Министерства обороны РФ, поскольку заявитель по существу оспаривает часть нормативного правового акта, очевидно не затрагивающего его прав и свобод

Определение ВК Верховного Суда РФ от 15 июля 2010 г. N ВКГПИ10-41


Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

Председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Соловьева А.И.,

при секретаре Деньгуб Е.П.,

с участием представителей Министра обороны РФ старшего юрисконсульта 1 направления 2 управления Главного правового управления Министерства обороны РФ полковника юстиции Шемета А.А., зам. начальника отдела-начальника группы 1 отдела 5 управления Главного управления кадров Министерства обороны РФ полковника Науменко И.С., Министерства юстиции РФ заместителя начальника отдела государственной регистрации нормативных правовых актов в правоохранительной и социальной сферах Департамента регистрации ведомственных нормативных правовых актов Волынцевой А.В. и старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Богданова А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению бывшего курсанта Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова рядового Жукова Р.С. о признании абзаца 10 пункта 94 Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации, далее Руководство, (в редакции приказа Министра обороны РФ от 27 января 2010 года N 42) противоречащим ст. 100 Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил Российской Федерации, установила:

Жуков обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать абзац 10 пункта 94 Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации, в редакции приказа Министра обороны РФ от 27 января 2010 года N 42 противоречащим ст. 100 Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил Российской Федерации.

В своем заявлении он указывает, что 12 февраля 2010 года на основании приказа Министра обороны Российской Федерации N 146 он был отчислен из Военно-медицинской академии в соответствии с пунктом 94 Руководства в связи с невыполнением условий контракта (в части невыполнения требований к дисциплинированности).

По его мнению, абзац 10 пункта 94 Руководства расширяет пределы полномочий командиров (начальников) при решении вопроса об отчислении, поскольку позволяет отчислять из ВУЗа курсантов, проходящих военную службу по контракту, имеющих два и более неснятых дисциплинарных взыскания за семестр обучения от начальника факультета, ему равных и выше. Это противоречит статье 100 Дисциплинарного Устава, имеющего большую юридическую силу, где указано, что отчисление из военного образовательного учреждения профессионального образования применяется в отношении курсантов военных образовательных учреждений за один или несколько совершенных грубых дисциплинарных проступков. Таких проступков за время обучения в академии он не совершал.

В возражениях на заявление представители Министра обороны РФ и Минюста России, полагая, что указанный в заявлении Жукова пункт 94 Руководства в редакции приказа Министра обороны РФ от 27 января 2010 года N 42 (зарегистрирован в Минюсте России под N 16617 15 марта 2010 г.), как в целом, так и в оспариваемой части, не противоречит статье 100 Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил РФ, просили суд в удовлетворении требований заявителя отказать.

В связи с ходатайством заявителя гражданское дело, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, рассмотрено в отсутствие Жукова.

Представители Министра обороны РФ Шемет А.А. и Науменко И.С. в суде требования Жукова не признали и просили отказать в их удовлетворении, пояснив при этом, что оспариваемый нормативный акт издан Министром обороны РФ в пределах его полномочий, прошел государственную регистрацию и не противоречит действующему законодательству. Министр обороны РФ, издавая приказ от 27 января 2010 года N 42 о внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 12 марта 2003 года N 80 "Об утверждении Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации", строго исходил из предписаний Закона РФ "Об обороне", Положения о Министерстве обороны РФ и Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 января 2009 года N 82.

Представитель Министерства юстиции РФ Волынцева А.В.в судебном заседании заявила, что регистрируя приказ Министра обороны РФ за N 42 от 27 января 2010 года, Минюст России после тщательной проверки исходил из факта полного соответствия его законам и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и просила в удовлетворении требований заявителя отказать.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей Министра обороны РФ Шемета А.А., НауменкоИ.С, Министерства юстиции Российской Федерации Волынцевой А.В.и заключение старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры Богданова А.Г., полагавшего необходимым производство по заявлению Жукова Р.С. прекратить, так как заявитель, будучи отчисленным из военной академии, оспаривает норму нормативного правового акта, изданного Министром обороны РФ и введенного в действие после увольнения Жукова Р.С. с военной службы, Военная коллегия Верховного Суда

РФ приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 31 Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2009 года N 82, права, обязанности и ответственность курсантов определяются законодательством Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и уставом высшего военно-учебного заведения.

За невыполнение профессиональной образовательной программы, нарушение требований общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации курсанты могут быть отчислены из военно-учебного заведения.

Порядок отчисления из высшего военно-учебного заведения, а также восстановления, поступления на военную службу при восстановлении, перевода курсантов из одного высшего военно-учебного заведения в другое устанавливается нормативными правовыми актами федерального органа в соответствии с законодательством Российской Федерации о прохождении военной службы.

Согласно пунктам 7, 8, 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, Министерство обороны РФ осуществляет самостоятельно на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства Российской Федерации правовое регулирование в установленной сфере деятельности. При этом в целях реализации своих полномочий имеет право издавать нормативные правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции. В свою очередь Министр обороны РФ в соответствии с указанным Положением вправе издавать по вопросам обороны и другим вопросам, отнесенным к его компетенции, нормативные правовые акты, обязательные для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами.

Министр обороны, издавая приказ от 27 января 2010 года N 42 о внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 12 марта 2003 года N 80 "Об утверждении Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации", пункт 94 указанного нормативного правого акта изложил в новой редакции, согласно которой курсанты по недисциплинированности представляются к отчислению из вуза в соответствии со статьей 100 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, что не противоречит действующим актам, имеющим большую юридическую силу.

Одновременно в новой редакции статьи 94 Руководства (абзац 10) предусмотрена возможность отчисления из вуза в установленном порядке курсантов, проходящих военную службу по контракту, имеющих два и более неснятых дисциплинарных взыскания за семестр обучения от начальника факультета, ему равных и выше.

Анализ данной нормы и действующей законодательной базы по этому вопросу позволяет сделать вывод о том, что изложенные в ней условия отчисления из военного вуза курсантов по указанным основаниям не только не предусмотрены федеральными законодательными и правовыми нормативными актами, но и находятся в противоречии с ними.

В частности, в статье 100 Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил РФ, (утв. Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 года N 1495), которой регулируется вопрос применения такого дисциплинарного взыскания, как отчисление из военного образовательного учреждения профессионального образования, однозначно определено, что отчисление курсантов, как дисциплинарное взыскание, возможно за один или несколько совершенных ими грубых дисциплинарных проступков. Исчерпывающий перечень таких проступков приведен в п. 2 ст. 28.5 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Вместе с тем, из исследованных в судебном заседании документов видно, что курсант Жуков отчислен из Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова в связи с невыполнением им условий контракта (в части невыполнения требований к дисциплинированности) на основании приказа Министра обороны РФ по личному составу N 146 от 12 февраля 2010 года, то есть - до введения с 4 апреля 2010 года в действие оспариваемого заявителем абзаца 10 пункта 94 Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что бывший курсант Жуков по существу оспаривает часть нормативного правового акта, очевидно не затрагивающего его прав и свобод, тогда как это обстоятельство является необходимым условием проверки части акта в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ.

При таких данных, с учетом требований ст. 220 ГПК РФ, производство по заявлению Жукова подлежит прекращению.

Руководствуясь ст.ст. 134, ч. 1, п. 1, 220, 224 и 225 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ определила:

в удовлетворении заявления Жукова Р.С. об оспаривании абзаца 10 пункта 94 Руководства по организации работы высшего военно-учетного заведения Министерства обороны Российской Федерации (в редакции приказа Министра обороны РФ от 27 января 2010 года N 42) отказать.

Производство по данному гражданскому делу прекратить.

В соответствии со ст. 221 ГПК РФ разъяснить Жукову Р.С, что повторное обращение в Верховный Суд РФ с теми же требованиями, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в десятидневный срок со дня его вынесения.


Судья Верховного Суда Российской Федерации

А.И. Соловьев



Определение ВК Верховного Суда РФ от 15 июля 2010 г. N ВКГПИ10-41


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.