Определение ВК Верховного Суда РФ от 19 августа 2010 г. N 210-В10-6 Суд отменил ранее принятые судебные решения об отказе в согласовании документов на получение государственного жилищного сертификата с учетом его права на дополнительную жилую площадь, поскольку истец, являясь военнослужащим, подлежащим увольнению с военной службы по организационно-штатным мероприятиям, относится к категории граждан РФ, имеющих право участвовать в подпрограмме по обеспечению жильем

Определение ВК Верховного Суда РФ от 19 августа 2010 г. N 210-В10-6


Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Коронца А.Н. и судей Шалякина А.С., Жудро К.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по надзорной жалобе Сергеева О.Н. на решение Полярнинского гарнизонного военного суда от 19 ноября 2009 года и кассационное определение Северного флотского военного суда от 17 декабря 2009 года по его заявлению об оспаривании действий начальника государственного учреждения "1969 отделение морской инженерной службы" (далее - ГУ "1969 ОМИС"), связанных с отказом в согласовании документов на получение государственного жилищного сертификата с учетом права на дополнительную жилую площадь.

Заслушав доклад судьи Коронца А.Н. и мнение военного прокурора отдела Управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Дворцова С.В., предложившего решение Полярнинского гарнизонного военного суда от 19 ноября 2009 года и кассационное определение Северного флотского военного суда от 17 декабря 2009 года отменить и, не передавая дело для нового рассмотрения, принять решение об удовлетворении требований заявителя, Военная коллегия установила:

Сергеев обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать начальника ГУ "1969 ОМИС" согласовать документы на получение государственного жилищного сертификата с учетом его права на дополнительную площадь жилого помещения в размере 15 кв.м., как ветерана подразделений особого риска и возместить судебные расходы в сумме ... рублей.

Решением гарнизонного военного суда, оставленным кассационной инстанцией без изменения, в удовлетворении указанных требований заявителю отказано.

Определением судьи Северного флотского военного суда от 14 апреля 2010 года в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции Сергееву также отказано.

Обращаясь с надзорной жалобой в Военную коллегию Верховного Суда РФ, автор жалобы, повторяя по существу доводы, приведенные в судах кассационной и надзорной инстанций, просит состоявшиеся судебные постановления отменить в связи с существенным нарушением норм материального права, указывая, что ему, подлежащему увольнению с военной службы по льготному основанию, необоснованно отказано в согласовании документов на получение государственного жилищного сертификата с учетом права на дополнительную площадь жилого помещения в размере 15 кв.м., как ветерана подразделения особого риска, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

По мнению заявителя, суд кассационной инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что постановление Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2009 года N 17-П на него не распространяется, а право на дополнительную жилую площадь им реализовано ранее при получении служебного жилья.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 26 июля 2010 года надзорная жалоба Сергеева на состоявшиеся судебные постановления - вместе с гражданским делом по его заявлению передана для рассмотрения в судебном заседании Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, и обсудив доводы надзорной жалобы заявителя, Военная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Отказывая Сергееву в согласовании документов на получение государственного жилищного сертификата с учетом его права на дополнительную жилую площадь, как ветерана подразделений особого риска, начальник ГУ "1969 ОМИС" сослался на п. 8 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в котором не указано о наличии права на дополнительную площадь жилого помещения военнослужащих, являющихся ветеранами подразделений особого риска.

Гарнизонный военный суд пришел к выводу, что с 1 января 2005 года у Сергеева отсутствовало право на обеспечение дополнительной жилой площадью, а поэтому признал правомерными действия указанного должностного лица. В свою очередь суды кассационной и надзорной инстанций констатировали, что Сергеев уже воспользовался правом на такую жилую площадь в размере 15 кв.м. по месту прохождения военной службы в закрытом территориально-административном образовании (далее ЗАТО) городе Снежнегорске Мурманской области, главой которого 11 декабря 2006 года заявителю была выделена трехкомнатная квартира с учетом его права на дополнительную жилую площадь.

Однако данные выводы судебных инстанций являются ошибочными.

Положениями п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено право военнослужащих - граждан, подлежащих увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, получить от федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе государственный жилищный сертификат.

Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 утверждены "Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы".

В соответствии с подп. "а" п. 5 названых "Правил..." право на участие в подпрограмме имеют те же категории военнослужащих - граждан Российской Федерации, которые упомянуты в указанной выше норме закона.

Поскольку Сергеев является военнослужащим, подлежащим увольнению с военной службы по организационно-штатным мероприятиям, поэтому он относится к категории граждан Российской Федерации, имеющих право участвовать в подпрограмме в соответствии с подп. "а" п. 5 "Правил...".

Согласно п. 16 "Правил..." в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, при определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера субсидии, учитывается норма дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 кв.м.

В соответствии с п. 18 "Правил..." выдачу сертификатов гражданам-участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "а"-"в" пункта 5 настоящих Правил, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.

Пунктом 3 статьи 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 года N 1244-1 (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ) предусматривалось льгота в виде одноразового бесплатного обеспечения дополнительной площадью, в том числе и ветеранам подразделений особого риска на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-I.

В дальнейшем, Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ указанная норма была изменена, однако преамбулой к закону установлено, что его нормы не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. Таким обозом преамбулой подтвержден один из основных принципов гражданского права о том, что вновь изданный закон обратной силы не имеет, поэтому Сергеев, как ветеран подразделения особого риска, имеет право на дополнительную жилую площадь.

По делу установлено, что Сергеев решением жилищной комиссии войсковой части 60176 от 13 марта 2009 года включен в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" (получение государственных жилищных сертификатов) с учётом дополнительной жилой площади в размере 15 кв.м. (отдельная комната), как ветеран подразделения особого риска.

При этом из материалов дела усматривается, что до указанного времени Сергеев не воспользовался правом на дополнительную площадь, поскольку проживал в ЗАТО городе Снежнегорске Мурманской области в служебной квартире. Более того, вопреки утверждению в судебных постановлениях, при получении в 2006 году жилья указанной категории по постановлению главы ЗАТО, данных о том, что ему, как ветерану подразделений особого риска, выделялась дополнительная жилая площадь, не имеется.

С учетом изложенного, выводы судебных инстанций о правомерном отказе начальника ГУ 1969 ОМИС в согласовании документов на получение Сергеевым ГЖС с учетом права на дополнительную площадь, на действующем законодательстве не основаны.

В этой связи Военная коллегия приходит к выводу о том, что вышеуказанными судебными инстанциями допущены ошибки, повлекшие существенное нарушение норм материального права, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав заявителя. В соответствии со ст. 387 ГПК РФ данное обстоятельство является основанием для отмены вынесенных по заявлению Сергеева судебных постановлений в порядке надзора.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, гарнизонным военным судом установлены достаточно полно, однако судебными инстанциями неправильно истолкованы нормы материального права, Военная коллегия считает возможным, не передавая дело для нового рассмотрения, принять решение об удовлетворении требований заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 386-388, п. 5 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:

надзорную жалобу Сергеева О.Н. удовлетворить.

Отменить решение Полярнинского гарнизонного военного суда от 19 ноября 2009 года и кассационное определение Северного флотского военного суда от 17 декабря 2009 года в связи с существенным нарушением норм материального права и принять новое решение об удовлетворении требований заявителя.

Отказ начальника государственного учреждения "1969 отделение морской инженерной службы" согласовать документы на получение Сергеевым О.Н. государственного жилищного сертификата с учетом права на дополнительную площадь жилого помещения, как ветерана подразделений особого риска признать незаконным.

Обязать начальника государственного учреждения "1969 отделение морской инженерной службы" согласовать документы на получение Сергеевым О.Н. государственного жилищного сертификата с учетом права на дополнительную площадь жилого помещения, как ветерана подразделений особого риска.

Взыскать с государственного учреждения "1969 отделение морской инженерной службы" в пользу Сергеева О.Н. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере ... рублей, понесенные заявителем при обращении в суд.


Судья Верховного Суда РФ

Коронец А.Н.


Определение ВК Верховного Суда РФ от 19 августа 2010 г. N 210-В10-6


Текст определения официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.