Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 августа 2010 г. N 33-Г10-8 О признании недействующими в части слов "по формам согласно приложениям 1 и 2 к настоящим правилам" абз. 2 п. 1.5 постановления Правительства Ленинградской области от 11 декабря 2008 г. N 390 "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования граждан в Ленинградской области" и приложений 1 и 2 к указанным Правилам

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 августа 2010 г. N 33-Г10-8


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Меркулова В.П.,

судей Борисовой Л.В. и Ксенофонтовой О.А.

при секретаре Алёшиной П.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Ленинградской области о признании недействующими в части слов "по формам согласно приложениям 1 и 2 к настоящим правилам" абз. 2 п. 1.5 постановления Правительства Ленинградской области от 11 декабря 2008 г. N 390 "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования граждан в Ленинградской области" (в редакции постановления Правительства Ленинградской области от 3 марта 2010 г. N 44) и приложений 1 и 2 к указанным Правилам по кассационной жалобе Правительства Ленинградской области на решение Ленинградского областного суда от 11 июня 2010 г., которым заявление прокурора удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения представителя Правительства Ленинградской области Совертокиной Н.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

заместитель прокурора Ленинградской области обратился в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то, что оспариваемый (в части) нормативный правовой акт принят с превышением полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации в области здравоохранения, и противоречит федеральному законодательству.

Ленинградским областным судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявления просит в кассационной жалобе Правительство Ленинградской области, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.

Удовлетворяя заявление, суд исходил из вывода о том, что Правительство Ленинградской области, утвердив типовые формы договоров обязательного медицинского страхования работающих и неработающих граждан в Ленинградской области, вышло за пределы предоставленных ему федеральным и областным законодательством полномочий и урегулировало отношения, относящиеся к компетенции Российской Федерации, нарушив требования ст. 4 Закона Российской Федерации от 28 июня 1991 г. N 1499-I "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", п. 2 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1018.

Вывод суда, изложенный в решении суда, основан на анализе действующего законодательства, соответствует материалам дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.

Установлено, что 11 декабря 2008 г. Правительством Ленинградской области принято постановление N 390 "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования граждан в Ленинградской области" (далее - Правила), официально опубликованное в печатных изданиях "Вести", N 246, 26 декабря 2008 г., "Вестник Правительства Ленинградской области", N 80, 26 декабря 2008 г.

Абзацем 2 п. 1.5 Правил предусмотрено, что Ленинградский областной фонд обязательного медицинского страхования осуществляет обязательное медицинское страхование граждан через свои филиалы, а также через страховые медицинские организации, заключившие договор обязательного медицинского страхования работающих граждан и договор обязательного медицинского страхования неработающих граждан по формам согласно приложениям 1 и 2 к названным Правилам.

В приложении 1 к Правилам приведена форма договора обязательного медицинского страхования работающих граждан, в приложении 2 - форма договора обязательного медицинского страхования неработающих граждан.

На федеральном уровне правоотношения в указанной сфере регламентированы Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 28 июня 1991 г. N 1499-I "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее Закон РФ о медицинском страховании), иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч.ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Подпунктом 22 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов организации обязательного медицинского страхования неработающего населения.

Правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации установлены Законом РФ о медицинском страховании.

В ст. 4 указанного Закона закреплено, что медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования выполняют обязательства по заключённому договору в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма типовых договоров обязательного и добровольного медицинского страхования, порядок и условия их заключения устанавливаются Советом Министров Российской Федерации.

Пунктом 2 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1018 "О мерах выполнения Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" утверждены типовые договоры обязательного медицинского страхования работающих и неработающих граждан согласно приложениям N 1 и 2.

Сравнительный анализ оспариваемых положений с федеральными нормами права приводит к выводу о том, что Правительство Ленинградской области постановлением от 11 декабря 2008 г. N 390 осуществило правовое регулирование по вопросу, отнесённому к компетенции Российской Федерации.

Кроме того, утверждённые указанным актом договоры обязательного медицинского страхования (приложения 1 и 2 к Правилам) по форме и содержанию отличаются от утверждённых Правительством Российской Федерации типовых договоров.

Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признаёт нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применён закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве основания для отмены решения, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в кассационной жалобе.

С учётом изложенного и руководствуясь ст. 360, п. 1 ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Ленинградского областного суда от 11 июня 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Ленинградской области - без удовлетворения.


Председательствующий

Меркулов В.П.


Судьи

Борисова Л.В.



Ксенофонтова О.А.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 августа 2010 г. N 33-Г10-8


Текст определения официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.