Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 августа 2010 г. N 65-Г10-2 О признании недействующим постановления Правительства Еврейской автономной области от 27 ноября 2007 г. N 331-пп "О порядке проведения публичных слушаний по проекту закона об областном бюджете и проекту закона об утверждении годового отчета об исполнении областного бюджета"

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 августа 2010 г. N 65-Г10-2


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Еременко Т.И.,

судей - Анишиной В.И. и Борисовой Л.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе правительства Еврейской автономной области на решение суда Еврейской автономной области от 10 июня 2010 года, которым удовлетворено заявление прокурора Еврейской автономной области о признании недействующим постановления правительства Еврейской автономной области от 27 ноября 2007 года N 331-пп "О порядке проведения публичных слушаний по проекту закона об областном бюджете и проекту закона об утверждении годового отчета об исполнении областного бюджета".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

27 ноября 2007 года правительством Еврейской автономной области принято постановление N 331-пп "О порядке проведения публичных слушаний по проекту закона об областном бюджете и проекту закона об утверждении годового отчета об исполнении областного бюджета" (далее - Постановление), пунктом 1 которого утверждено Положение о порядке проведения публичных слушаний по проекту закона об областном бюджете и проекту закона об утверждении годового отчета об исполнении областного бюджета (далее - Положение).

Постановление опубликовано в официальном печатном издании "Биробиджанер штерн", N 6, 24 января 2008 года, "Собрание законодательства ЕАО", 26 марта 2008 года, N 2, ст. 2695.

Прокурор Еврейской автономной области обратился в суд с заявлением о признании недействующим Положения утвержденного постановлением правительства Еврейской автономной области от 27 ноября 2007 года N 331-пп, по мотиву его противоречия действующему федеральному законодательству, поскольку обжалуемое Положение принято правительством с превышением компетенции, т.к. регламентирует цели и порядок проведения публичных слушаний по проектам законов об областном бюджете и годовом отчете об исполнении областного бюджета. По мнению заявителя, публичные слушания являются этапом бюджетного процесса на стадии рассмотрения и утверждения бюджетов и отчетов об их исполнении законодательным органом, следовательно, порядок их проведения должен быть установлен органом, в чью компетенцию входит организация и проведение публичных слушаний, в данном случае Законодательным собранием Еврейской автономной области.

Решением суда Еврейской автономной области от 10 июня 2010 года заявление прокурора удовлетворено. Постановление правительства Еврейской автономной области от 27 ноября 2007 года N 331-пп "О порядке проведения публичных слушаний по проекту закона об областном бюджете и проекту закона об утверждении годового отчета об исполнении областного бюджета" признано противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента принятия решения.

Правительство Еврейской автономной области в кассационной жалобе просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к следующему.

Статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской

Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (статья 73 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса.

Согласно части 2 статьи 2 указанного Кодекса законы субъектов Российской Федерации, предусмотренные частью первой настоящей статьи, не могут противоречить настоящему Кодексу.

Статья 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относит установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации; составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта Российской Федерации, утверждение и исполнение бюджета субъекта Российской Федерации, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 187 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете субъекта Российской Федерации и его утверждение, определяется законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Положениями пункта 5 статьи 264.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и направляется в соответствующий законодательный (представительный) орган.

Годовые отчеты об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации подлежат утверждению законом субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 6 статьи 26.13 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" проект бюджета субъекта Российской Федерации, закон о бюджете субъекта Российской Федерации, годовой отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, ежеквартальные сведения о ходе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации подлежат официальному опубликованию. По проекту бюджета субъекта Российской Федерации и проекту годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации проводятся публичные слушания.

Из анализа приведенных выше норм следует, что порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете субъекта Российской Федерации и его утверждение, а также утверждение годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации отнесено к полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что оспариваемое прокурором Постановление, принято с превышением полномочий предоставленных Правительству Еврейской автономной области бюджетным законодательством.

Правильность вывода суда подтверждается обеспечением законодателем принципа прозрачности (открытости) работы по проекту бюджета путем проведения публичных слушаний по проекту бюджета субъекта Российской Федерации и проекту годового отчета об исполнении бюджета субъектов Российской Федерации, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти, то есть находящихся на стадии рассмотрения.

Вывод суда о том, что все этапы бюджетного процесса согласно федеральному законодательству определяются Законом субъекта Российской Федерации и четко регламентированы, сделан правильно, поскольку публичные слушания проводятся по уже составленному исполнительным органом государственной власти и внесенному в законодательный (представительный) орган проекту закона о бюджете на стадии рассмотрения и утверждения бюджетов (раздел VII Бюджетного кодекса Российской Федерации), порядок осуществления которой устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Доводы кассационной жалобы, направленные к иному толкованию норм материального права, примененных судом при разрешении дела, ошибочны и не могут служить поводом для его отмены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение суда Еврейской автономной области от 10 июня 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу правительства Еврейской автономной области - без удовлетворения.


Председательствующий

Т.И. Еременко


Судьи

В.И. Анишина



Л.В. Борисова


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 августа 2010 г. N 65-Г10-2


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение