Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 августа 2010 г. N 86-Г10-19 Представительный орган и избирательная комиссия муниципального образования были не вправе принимать решение о назначении муниципальных выборов главы города, поскольку уставом муниципального образования предусмотрено положение о том, что глава города избирается представительным органом из своего состава

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 августа 2010 г. N 86-Г10-19


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Ерёменко Т.И.,

судей Борисовой Л.В. и Калининой Л.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гусаровой H.Е. об определении срока назначения досрочных выборов главы муниципального образования г. Лакинска Собинского района Владимирской области, о возложении обязанности по назначению выборов на избирательную комиссию, по обеспечению проведения выборов - на администрацию указанного муниципального образования, об установлении четырёхлетнего срока полномочий для вновь избранного главы названного муниципального образования по кассационной жалобе Еусаровой Н.Е. на решение Владимирского областного суда от 10 июня 2010 г., которым отказано в удовлетворении заявления.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Гусарова Н.Е, жительница г. Лакинска Собинского района Владимирской области, обратилась в суд с вышеуказанным заявлением, сославшись на то, что 5 февраля 2010 г. досрочно, в связи с отставкой по собственному желанию, прекращены полномочия главы муниципального образования г. Лакинска, срок полномочий главы истекал в марте 2011 г. Досрочные выборы главы муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через 6 месяцев со дня досрочного прекращения его полномочий, в данном случае не позднее 1 августа 2010 г. Решением Совета народных депутатов г. Лакинска от 12 мая 2010 г., вступившим в законную силу 14 мая 2010 г., изменён устав указанного муниципального образования в части структуры и порядка избрания главы муниципального образования. С учётом изменений глава муниципального образования и его заместитель избираются из состава Совета народных депутатов. До настоящего времени Совет народных депутатов г. Лакинска не избрал из своего состава главу данного муниципального образования. Указанные обстоятельства, по мнению заявительницы, свидетельствуют о нарушении её прав избирать и быть избранной в органы местного самоуправления и являются основаниями для принятия судом решения об определении срока назначения досрочных выборов и возложении обязанности по назначению выборов на избирательную комиссию, обязанности по обеспечению проведения выборов - на администрацию указанного муниципального образования.

Владимирским областным судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого и принятии нового решения об удовлетворении заявления просит в кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.

Пунктом 1 ст. 1 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" предусмотрено, что названный Федеральный закон применяется при нарушениях конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случае, если выборы выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки.

В соответствии с п. 5 ст. 3 указанного Федерального закона в случаях установления нарушений конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в п. 1 ст. 1 данного Федерального закона, порядок назначения выборов выборных должностных лиц местного самоуправления определяется решением суда общей юрисдикции в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав).

Статьёй 10 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав установлено, что в случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, указанных в п. 3 данной статьи, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий (п. 4). Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования (п. 7). Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в сроки, предусмотренные п. 7 этой статьи, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы назначаются в органы местного самоуправления соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования (п. 8). Если соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный п. 8 данной статьи срок выборы органов или депутатов либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом, соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы (п. 9).

Аналогичные положения содержатся и в ст. 11 Избирательного кодекса Владимирской области от 13 февраля 2003 г.

Статьёй 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 131-ФЗ) предусмотрено, что глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава (п. 1 ч. 2). Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию (п. 2 ч. 6). В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования (ч. 7). В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, избранного на муниципальных выборах, досрочные выборы главы муниципального образования проводятся в сроки, установленные федеральным законом (ч. 8).

В соответствии со ст. 44 Федерального закона N 131-ФЗ структура и порядок формирования органов местного самоуправления должны определяться уставом муниципального образования (п. 4 ч. 1). Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Изменения и дополнения, внесённые в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления) вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений (ч. 8).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из вывода о том, что по данному делу не имеется предусмотренных законом оснований для назначения и проведения указанных муниципальных выборов.

Установлено, что 18 октября 2005 г. в результате проведённых муниципальных выборов в должность главы муниципального образования г. Лакинска Владимирской области вступил Фадейчев Л.В. со сроком полномочий четыре года пять месяцев.

Подпунктом "в" п. 1 ст. 1 Закона Владимирской области от 9 июня 2009 г. N 52-03 "О продлении и сокращении сроков полномочий органов местного самоуправления в целях совмещения дня голосования на выборах органов местного самоуправления" продлён на 12 месяцев срок полномочий органов местного самоуправления муниципального образования г. Лакинска Собинского района Владимирской области.

С 5 февраля 2010 г. глава г. Лакинска Фадейчев Л.В. убыл в отставку по собственному желанию. Временное исполнение полномочий главы принял на себя первый заместитель главы названного муниципального образования.

Решением Совета народных депутатов г. Лакинска от 12 мая 2010 г. N 38/7, зарегистрированным 13 мая 2010 г. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области и вступившим в силу со дня его официального опубликования 14 мая 2010 г., внесены изменения и дополнения в Устав г. Лакинска в части, касающейся порядка избрания и назначения органов местного самоуправления.

С учётом внесённых изменений глава г. Лакинска избирается Советом народных депутатов из своего состава и исполняет полномочия председателя Совета народных депутатов. Муниципальные выборы проводятся только в целях избрания депутатов муниципального образования г. Лакинска на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

При таких обстоятельствах является правильным вывод в решении суда о том, что после 14 мая 2010 г. Совет народных депутатов и избирательная комиссия муниципального образования г. Лакинска не вправе принимать решения о назначении муниципальных выборов главы г. Лакинска. Суд не имеет правовых оснований для принятия решения об определении срока и порядка назначения указанных выборов.

При рассмотрении данного дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве основания для отмены решения, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в кассационной жалобе.

Руководствуясь ст. 360, п. 1 ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Владимирского областного суда от 10 июня 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Гусаровой Н.Е. - без удовлетворения.


Председательствующий

Ерёменко Т.И.


Судьи

Борисова Л.В.



Калинина Л.А.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 августа 2010 г. N 86-Г10-19


Текст определения официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.