Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 августа 2010 г. N 88-Г10-13 Суд, отправляя дело на новое рассмотрение, указал на то, что вследствие принятия оспариваемого нормативного акта исключается возможность реализации имущественного права арендаторов на приобретение арендуемого имущества в собственность в порядке приватизации

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 августа 2010 г. N 88-Г10-13


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Еременко Т.И.,

судей - Анишиной В.И. и Калининой Л.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Общества с ограниченной ответственностью "Грейс" (далее - ООО "Грейс") на решение Томского областного суда от 9 июня 2010 года, которым отказано в удовлетворении заявления ООО "Грейс" о признании в части недействующим постановления администрации Томской области от 19 мая 2009 года N 92а "Об утверждении Перечня государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда отменить, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

19 мая 2009 года администрацией Томской области принято постановление N 92а "Об утверждении Перечня государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" (далее - Постановление).

Постановление официально опубликовано в печатном издании "Собрание законодательства Томской области", 1 июня 2009 года, N 5/2(46).

Пунктом 1 Постановления утвержден Перечень государственного имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Перечень).

Под номерами с 5 по 28 в указанный Перечень включены следующие объекты: Линейное сооружение (часть тупикового пути N 3 от пикета ПК 2 + 25 до пикета ПК 3 + 75) по адресу: г. Томск, ул. Профсоюзная, 2, стр. 61; Линейное сооружение (тупик N 4 1-го района) по адресу: г. Томск, ул. Профсоюзная, 2, стр. 62; Линейное сооружение (тупик N 5 депо) по адресу: г. Томск, ул. Профсоюзная, 2, стр. 63; Линейное сооружение (тупик N 56 1-го района) по адресу: г. Томск, ул. Профсоюзная, 2, стр. 64; Линейное сооружение (тупик N 7 1-го района) по адресу: г. Томск, ул. Профсоюзная, 2, стр. 65; Линейное сооружение (тупик N 8 1-го района) по адресу: г. Томск, ул. Профсоюзная, 2, стр. 66; Линейное сооружение (Стрелочная улица 1-го района) по адресу: г. Томск, ул. Профсоюзная, 2, стр. 67; Линейное сооружение (1-й путь 1-го района, Станционный) по адресу: г. Томск, ул. Профсоюзная, 2, стр. 68; Линейное сооружение (путь N 2 1-го района станционный) по адресу: г. Томск, ул. Профсоюзная, 2, стр. 69; Линейное сооружение (перегон соединительный путь Томск-Груз.-ЛПК) по адресу: г. Томск, ул. Профсоюзная, 2, стр. 70; Линейное сооружение (тупик N 13 2-го района) по адресу: г. Томск, ул. Профсоюзная, 2, стр. 71; Линейное сооружение (путь N 3 2-го района станционный) по адресу: г. Томск, ул. Профсоюзная, 2, стр. 72; Линейное сооружение (путь N 3а 2-го района станционный) по адресу: г. Томск, ул. Профсоюзная, 2, стр. 73; Линейное сооружение (путь N 4 2-го района станционный) по адресу: г. Томск, ул. Профсоюзная, 2, стр. 74; Линейное сооружение (путь N 52-го района станционный) по адресу: г. Томск, ул. Профсоюзная, 2, стр. 75; Линейное сооружение (Стрелочная улица 2-го района) по адресу: г. Томск, ул. Профсоюзная, 2, стр. 76; Линейное сооружение (тупик N 15 третьего района) по адресу: г. Томск, ул. Профсоюзная, 2, стр. 77; Линейное сооружение (тупик реквизитный 1-го района) по адресу: г. Томск, ул. Профсоюзная, 2, стр. 78; Линейное сооружение (тупик N 17 третьего района) по адресу: г. Томск, ЛПК 2-й поселок, 111, стр. 38; Линейное сооружение (тупик N 20 третьего района) г. Томск, ЛПК 2-й поселок, 111, стр. 41; Линейное сооружение (тупик N 20а третьего района) г. Томск, ЛПК 2-й поселок, 111, стр. 42.

ООО "Грейс" обратилось в Томский областной суд с заявлением о признании недействующим указанного Постановления в части включения в Перечень объектов под номерами с 5 по 28 (в редакции постановления администрации Томской области от 27 мая 2010 года N 106а).

В обоснование заявленных требований ссылалось на то, что с 2002 года является арендатором находящегося в собственности Томской области недвижимого имущества по указанным выше адресам (Перечень объектов под номерами с 5 по 28), включение которых в обжалуемый Перечень противоречит положениям пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и нарушает преимущественное право Общества при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации на приобретение такого имущества.

Решением Томского областного суда от 9 июня 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

ООО "Грейс" в кассационной жалобе просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к следующему.

В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 4.1 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 настоящей статьи перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Государственное и муниципальное имущество, включенное в перечни, указанные в части 4 настоящей статьи, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность субъектов малого или среднего предпринимательства, арендующих это имущество (часть 4.2 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 13 Закона Томской области от 5 декабря 2008 года N 249-ОЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Томской области" поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную и иную поддержку таких субъектов, предусмотренную федеральным законодательством и законодательством Томской области.

В силу части 3 статьи 13 Закона Томской области от 5 декабря 2008 года N 249-ОЗ оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления Томской области в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с действующим законодательством.

Перечень имущества, находящегося в собственности Томской области и свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства, утверждается постановлением Администрации Томской области.

Порядок формирования, ведения и опубликования указанного Перечня, а также социально значимые для Томской области виды деятельности, порядок предоставления в аренду имущества, включенного в Перечень, устанавливаются постановлением Государственной Думы Томской области.

Постановлением Государственной Думы Томской области от 29 апреля 2010 года N 3203 "Об оказании имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Томской области" утверждены Порядок формирования, ведения и обязательного опубликования перечня государственного имущества Томской области, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также Порядок и условия предоставления в аренду имущества, включенного в перечень государственного имущества Томской области, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (пункты 1 и 2 указанного Постановления).

Во исполнение названных выше нормативных правовых актов 19 мая 2009 года администрацией Томской области принято постановление N 92а, которым утвержден Перечень государственного имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в который под номерами с 5 по 28 включены объекты недвижимого имущества в виде сети железнодорожных тупиков и нежилых помещений.

Отказывая в удовлетворении заявления ООО "Грейс" суд исходил из того, что оспариваемый акт принят в соответствии с требованиями действующего законодательства и права заявителя не нарушает.

С данным выводом суда Судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", законами# Томской области от 16 августа 2002 года N 64-ОЗ "О приватизации государственного имущества Томской области" Администраций Томской области издано распоряжение от 29 августа 2008 года N 554-ра "Об условиях приватизации государственного имущества Томской области", пункт 1 которого предписывает Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области осуществить приватизацию государственного имущества Томской области путем продажи на аукционе на условиях согласно приложению (Перечень государственного имущества, подлежащего приватизации путем продажи на аукционе - далее Перечень).

Как следует из указанного Перечня в него включено в том числе, имущество в виде сети железнодорожных тупиков и нежилых помещений, расположенных в г. Томске на ул. Профсоюзной, арендатором которого является ООО "Грейс".

Между тем, при наличии распоряжения Администрации Томской области от 29 августа 2008 года N 554-ра, администрацией Томской области принимается оспариваемый акт, затрагивающий права заявителя, поскольку согласно части 4.2 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ государственное и муниципальное имущество, включенное в перечни, указанные в части 4 настоящей статьи, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность субъектов малого или среднего предпринимательства, арендующих это имущество.

Таким образом, принятое администрацией Томской области постановление от 19 мая 2009 года N 92а препятствует заявителю осуществить свое право на приватизацию.

При этом статьей 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлен порядок реализации преимущественного права арендаторов на приобретение арендуемого имущества, в соответствии с которым орган государственной власти субъектов Российской Федерации или орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган), в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предусматривает в решениях об условиях приватизации государственного или муниципального имущества преимущественное право арендаторов на приобретение арендуемого имущества с соблюдением условий, установленных статьей 3 настоящего Федерального закона.

В течение десяти дней с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества", уполномоченные органы направляют арендаторам - субъектам малого и среднего предпринимательства, соответствующим установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, копии указанного решения, предложения о заключении договоров купли-продажи государственного или муниципального имущества (далее - предложение) и проекты договоров купли-продажи арендуемого имущества, а также при наличии задолженности по арендной плате за имущество, неустойкам (штрафам, пеням) требования о погашении такой задолженности с указанием ее размера.

Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которое приняло решение о совершении сделки, направленной на возмездное отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и арендуемого лицом, отвечающим установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, а также получило согласие собственника на отчуждение этого имущества, направляет указанному лицу предложение о заключении договора купли-продажи арендуемого имущества с указанием цены этого имущества, установленной с учетом его рыночной стоимости, определенной в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", проект договора купли-продажи арендуемого имущества и при наличии задолженности по арендной плате за имущество, неустойкам (штрафам, пеням) требования о погашении такой задолженности с указанием ее размера.

В случае согласия субъекта малого или среднего предпринимательства на использование преимущественного права на приобретение арендуемого имущества договор купли-продажи арендуемого имущества должен быть заключен в течение тридцати дней со дня получения указанным субъектом предложения о его заключении и (или) проекта договора купли-продажи арендуемого имущества.

При заключении договора купли-продажи арендуемого имущества необходимо наличие заявления субъекта малого или среднего предпринимательства о соответствии его условиям отнесения к категориям субъектов малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и документов, подтверждающих внесение арендной платы в соответствии с установленными договорами сроками платежей, а также документов о погашении задолженности по арендной плате за имущество, неустойкам (штрафам, пеням) в размере, указанном в требовании о погашении такой задолженности (в случае, если данное требование направлялось субъекту малого или среднего предпринимательства).

Субъекты малого и среднего предпринимательства утрачивают преимущественное право на приобретение арендуемого имущества:

1) с момента отказа субъекта малого или среднего предпринимательства от заключения договора купли-продажи арендуемого имущества;

2) по истечении тридцати дней со дня получения субъектом малого или среднего предпринимательства предложения и (или) проекта договора купли-продажи арендуемого имущества в случае, если этот договор не подписан субъектом малого или среднего предпринимательства в указанный срок;

3) с момента расторжения договора купли-продажи арендуемого имущества в связи с существенным нарушением его условий субъектом малого или среднего предпринимательства.

В тридцатидневный срок с момента утраты субъектом малого или среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого имущества по основаниям, определенным частью 9 настоящей статьи, уполномоченный орган в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о приватизации, принимает одно из следующих решений:

1) о внесении изменений в принятое решение об условиях приватизации арендуемого имущества в части использования способов приватизации государственного или муниципального имущества, установленных Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества";

2) об отмене принятого решения об условиях приватизации арендуемого имущества.

Срок действия указанных норм установлен частью 3 статьи 10 данного закона до 1 июля 1013 года.

Как установлено по делу, уполномоченный орган государственной власти Томской области в установленном порядке принял решение о приватизации вышеуказанного имущества, арендуемого заявителем. Впоследствии принял оспариваемый нормативный правовой акт о включении данного имущества в перечень государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектами малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, что исключает возможность реализации имущественного права арендаторов на приобретение арендуемого имущества в собственность в порядке приватизации.

При таких обстоятельствах суду следовало проверить соблюдена ли процедура реализации имущественного права арендаторов на приобретение арендуемого имущества, установленная статьей 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ, утрачено ли заявителем это право и принималось ли уполномоченными органами решение, в соответствии с требованиями пункта 10 статьи 4 указанного закона, о внесении изменений в принятое решение об условиях приватизации арендуемого имущества в части использования способов приватизации государственного или муниципального имущества, установленных Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" либо об отмене принятого решения об условиях приватизации арендуемого имущества.

При этом следовало учесть, что Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ является специальным законом, принятым для регулирования правоотношений возникающих в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства на день вступления в силу настоящего Федерального закона (далее также - арендуемое имущество), в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества. Федеральным законодательством установлен срок действия указанных норм, который на момент рассмотрения дела не истек.

Таким образом, указанные обстоятельства могут свидетельствовать о противоречии оспариваемого акта федеральному законодательству гарантирующему право заявителя на приватизацию арендуемого имущества.

При таких данных постановленное судом решение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Томского областного суда от 9 июня 2010 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.


Председательствующий

Еременко Т.И.


Судьи

Анишина В.И.



Калинина Л.А.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 августа 2010 г. N 88-Г10-13


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение