Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 августа 2010 г. N 92-Г10-9 О признании частично не действующим Закона Республики Тыва от 27 ноября 2003 г. N 341 ВХ-I "О выборах выборных должностных лиц местного самоуправления в Республике Тыва"

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 августа 2010 г. N 92-Г10-9


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Меркулова В.П.,

судей - Анишиной В.И. и Ксенофонтовой О.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Правительства Республики Тыва на решение Верховного Суда Республики Тыва от 24 июня 2010 года, которым удовлетворено заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части Закона Республики Тыва от 27 ноября 2003 года N 341 ВХ-I "О выборах выборных должностных лиц местного самоуправления в Республике Тыва".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Законодательной палатой Республики Тыва принят, Палатой представителей Республики Тыва одобрен и 27 ноября 2003 года председателем Правительства Республики Тыва подписан Закон Республики Тыва от 27 ноября 2003 года N 341 ВХ-I "О выборах выборных должностных лиц местного самоуправления в Республике Тыва" (далее - Закон).

Официальный текст Закона опубликован в печатном издании "Тувинская правда", 5 марта 2004 года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 указанного Закона, избирательная комиссия, организующая в соответствии с настоящим Законом, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов выборного должностного лица местного самоуправления, является избирательной комиссией муниципального образования.

Избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления (пункт 2).

Избирательная комиссия муниципального образования, работающая на постоянной основе, в соответствии с уставом муниципального образования может обладать правами юридического лица (пункт 3).

Полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению Избирательной комиссии Республики Тыва, принятому на основании обращения представительного органа соответствующего муниципального образования этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию. В случае отсутствия представительного органа соответствующего муниципального образования полномочия избирательной комиссии этого муниципального образования могут быть возложены Избирательной комиссией Республики Тыва на соответствующую территориальную избирательную комиссию по согласованию с главой муниципального образования (пункт 4).

Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет четыре года. Если срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования истекает в период избирательной кампании, в которой участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании (пункт 5).

В соответствии с уставом муниципального образования в избирательную комиссию муниципального образования входят 5-11 членов комиссии с правом решающего голоса (пункт 6).

Формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется не позднее чем за 45 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы представительным органом муниципального образования на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 17 настоящего Закона, а также предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, предложений избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава, Избирательной комиссии Республики Тыва (пункт 7).

Согласно пункту 8 статьи 19 данного Закона представительный орган муниципального образования обязан назначить не менее одной второй от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений:

а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в палатах Великого Хурала Республики Тыва;

в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.

Представительный орган муниципального района, городского округа обязан назначить не менее двух членов избирательной комиссии муниципального района, городского округа на основе поступивших предложений Избирательной комиссии Республики Тыва. Представительный орган поселения обязан назначить не менее двух членов избирательной комиссии поселения на основе поступивших предложений избирательной комиссии муниципального района (пункт 9).

В силу пункта 10 статьи 19 Закона избирательная комиссия муниципального образования: а) осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации; б) обеспечивает на территории муниципального образования реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов выборного должностного лица местного самоуправления, изданием необходимой печатной продукции; в) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов выборного должностного лица местного самоуправления соблюдения единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации; г) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов выборного должностного лица местного самоуправления соблюдения единого порядка установления итогов голосования, определения результатов выборов; д) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов выборного должностного лица местного самоуправления соблюдения единого порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов; е) осуществляет на территории муниципального образования меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов выборного должностного лица местного самоуправления, распределяет выделенные из местного бюджета и (или) бюджета Республики Тыва средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов выборного должностного лица местного самоуправления, контролирует целевое использование указанных средств; ж) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь участковым избирательным комиссиям; з) заслушивает сообщения органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов выборного должностного лица местного самоуправления; и) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий, а избирательная комиссия муниципального района - также жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) избирательной комиссии поселения и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения; к) осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом, иными законами Республики Тыва, уставом муниципального образования.

Первый заместитель прокурора Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании недействующими пункта 6, пункта 8 в части слов "не менее" и пункта 9 статьи 19 Закона Республики Тыва от 27 ноября 2003 года N 341 ВХ-I "О выборах выборных должностных лиц местного самоуправления в Республике Тыва".

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что оспариваемые им положения противоречат статье 24 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Решением Верховного Суда Республики Тыва от 24 июня 2010 года заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва удовлетворено.

Пункт 6, пункт 8 в части слов "не менее" и пункт 9 статьи 19 Закона Республики Тыва от 27 ноября 2003 года N 341 ВХ-I "О выборах выборных должностных лиц местного самоуправления в Республике Тыва" признаны недействующими с момента вступления в законную силу решения суда.

Правительство Республики Тыва в кассационной жалобе просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 6 статьи 24 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная комиссия муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения формируется в количестве восьми, десяти или двенадцати членов с правом решающего голоса. Избирательная комиссия поселения формируется в количестве шести, восьми или десяти членов с правом решающего голоса. Число членов избирательной комиссии муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования.

Согласно пункту 8 статьи 24 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ представительный орган муниципального образования обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений: а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"; б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 настоящего Федерального закона; допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.

В силу пункта 9 статьи 24 указанного Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ представительный орган муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения на основе поступивших предложений избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

Представительный орган поселения обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии поселения на основе поступивших предложений избирательной комиссии муниципального района, территориальной комиссии в следующем порядке:

а) если полномочия избирательной комиссии муниципального района не возложены на территориальную комиссию, два члена избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений избирательной комиссии муниципального района, остальные члены избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений территориальной комиссии;

б) если полномочия избирательной комиссии муниципального района возложены на территориальную комиссию, члены избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений территориальной комиссии;

в) если полномочия территориальной комиссии возложены на избирательную комиссию муниципального района, члены избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений избирательной комиссии муниципального района (пункт 9.1 ст. 24) Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).

Сравнительный анализ приведенных положений федерального законодательства и оспариваемого прокурором акта показывает, что пункт 6, пункт 8 в части слов "не менее" и пункт 9 статьи 19 Закона Республики Тыва от 27 ноября 2003 года N 341 ВХ-I "О выборах выборных должностных лиц местного самоуправления в Республике Тыва" противоречит требованиям статьи 24 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, в связи с чем суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявления первого заместителя прокурора Республики Тыва.

Доводы кассационной жалобы о том, что оспариваемый Закон Республики Тыва от 27 ноября 2003 года N 341 ВХ-I не был официально опубликован на тувинском языке, в связи с чем не подлежал проверке в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, как не вступивший в законную силу, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену состоявшегося решения суда.

Согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.

Статьей 4 Закона Республики Тыва от 29 декабря 2001 года N 1277 "О порядке опубликования и вступления в силу конституционных законов Республики Тыва, законов Республики Тыва, иных нормативных правовых актов Республики Тыва" Конституционные законы Республики Тыва, законы Республики Тыва обнародуются Председателем Правительства Республики Тыва путем их официального опубликования.

Официальным опубликованием конституционного закона Республики Тыва, закона Республики Тыва, иного нормативного правового акта Республики Тыва считается первая публикация его полного текста в газетах "Шын", "Тувинская правда" или периодическом издании "Собрание законодательства Республики Тыва".

Таким образом, нормативный правовой акт вступает в силу с момента его первого официального опубликования.

В соответствии с частью 1 статьи 68 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 1 Федерального закона от 1 июня 2005 года N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 1 июня 2005 года N 53-ФЗ законы и иные нормативные правовые акты республик наряду с официальным опубликованием на государственном языке Российской Федерации могут официально публиковаться на государственных языках республик.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, оспариваемый Закон Республики Тыва от 27 ноября 2003 года N 341 ВХ-I был официально опубликован на русском языке в издании "Тувинская правда", 5 марта 2004 года, что соответствует требованиям как федерального законодательства, так и законодательства Республики Тыва.

Тот факт, что оспариваемый Закон не был официально опубликован на тувинском языке, не может служить основанием для признания его недействующим, поскольку часть 1 статьи 13 Федерального закона от 1 июня 2005 года N 53-ФЗ предоставляет право, а не обязанность опубликования принятых субъектом Российской Федерации актов на государственных языках республик.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного Суда Республики Тыва от 24 июня 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Республики Тыва - без удовлетворения.


Председательствующий

Меркулов В.П.


Судьи

Анишина В.И.



Ксенофонтова О.А.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 августа 2010 г. N 92-Г10-9


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение