Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 сентября 2010 г. N 47-Г10-28 Об отказе в признании недействующим и не подлежащим применению постановления Правительства Оренбургской области от 24 июня 2009 г. N 303-п "О перечне должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания"

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 сентября 2010 г. N 47-Г10-28


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пирожкова В.Н.,

судей Калининой Л.А., Ксенофонтовой О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Оренбургской области на решение Оренбургского областного суда от 29 июня 2010 г., которым удовлетворено заявление прокурора о признании недействующим и не подлежащим применению постановления Правительства Оренбургской области от 24 июня 2009 г. N 303-п "О перечне должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение отмене, как незаконного и необоснованного, Судебная коллегия установила:

исполняющий обязанности прокурора Оренбургской области обратился в суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению постановления Правительства Оренбургской области от 24 июня 2009 г. N 303-п "О перечне должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания", опубликованное в газете "Оренбуржье" N 98 от 2 июля 2009 г.

Считал, что с учетом требований федерального законодательства такой перечень должен быть установлен отраслевым органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, то есть министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области.

Утверждение постановлением Правительства Оренбургской области указанного перечня противоречит статьям 1.1, 1.3, 1.3.1, 23.26, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель губернатора и Правительства Оренбургской области с заявлением прокурора не согласился.

Решением Оренбургского областного суда от 10 июня 2010 г. заявление прокурора удовлетворено.

В кассационной жалобе поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.

Изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия не находит их подлежащими удовлетворению в порядке, предусмотренном статьёй 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1.1, 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях; к ведению Российской Федерации об административных правонарушениях относится установление: общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения; административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

В силу частей 2, 3, 4 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данный федеральный закон определяет: подсудность дел об административных правонарушениях судам в соответствии с законодательством о судебной системе; подведомственность дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав; подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральным органам исполнительной власти в соответствии с установленной структурой федеральных органов исполнительной власти; подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на органы государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами.

Согласно статье 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относятся: установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления; организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации; определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 22.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; создание административных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации; определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации; регулирование законами субъектов Российской Федерации иных вопросов в соответствии с указанным Кодексом.

Законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пунктах 4-6 части 1 названной статьи, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В случае наделения органа местного самоуправления указанными полномочиями его должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Р# В случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, а также при осуществлении муниципального контроля.

Как следует из системного анализа поименованных федеральных норм, федеральный законодатель, разграничивая предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов в области законодательства об административных правонарушениях, одновременно предусмотрел в системе правовых регуляторов законы об административных правонарушениях субъектов Российской Федерации. Это означает, что по общему правилу подведомственность дел об административных правонарушениях, в том числе круг должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении, должен быть установлен законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением случаев, прямо предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В нашем случае в силу прямого указания части 2 статьи 23.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 этой статьи, вправе руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, их заместители; руководители структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, их заместители.

В соответствии с частью 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

В силу части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, помимо случаев, предусмотренных частью 1 этой статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора, указанные в данной статье.

Согласно части 4 статьи 28.3 Кодекса об административных правонарушениях перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

Очевидно, что Правительство Оренбургской области, являясь высшим исполнительным органом государственной власти, реализуя полномочия по согласованию с руководителями федеральных органов исполнительной власти, в нашем случае, по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, переданные им Российской Федерацией в порядке статьи 6 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" (с последующими изменениями) не лишено было возможности в силу вышепоименованных статьи 23.26, части 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях утвердить своим актом (имеющим большую юридическую силу, чем приказ отраслевого органа исполнительной власти) перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания.

Поскольку выводы суда о том, что оспариваемый правовой акт принят Правительством Оренбургской области неправомерно, с превышением компетенции этого органа исполнительной власти, основаны на неправильном истолковании норм материального закона, подлежащего применению по данному делу, Судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене с вынесением нового решения об отказе прокурору в удовлетворении его заявления.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Оренбургского областного суда от 29 июня 2010 г. отменить, вынести новое решение, которым исполняющему обязанности прокурора Оренбургской области в удовлетворении его заявления о признании недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу постановления Правительства Оренбургской области от 24 июня 2009 г. N 303-п "О перечне должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания" отказать.


Председательствующий

Пирожков В.Н.


Судьи

Калинина Л.А.



Ксенофонтова О.А.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 сентября 2010 г. N 47-Г10-28


Текст определения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.