Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 сентября 2010 г. N 4224/10 Поскольку право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги и такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан и позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу, суд отменил оспариваемые судебные акты и направил дело на новое рассмотрение для проверки возможности обеспечения предпринимателю выбора испрашиваемого земельного участка под строительство

Документ отсутствует в свободном доступе.
Вы можете заказать текст документа и получить его прямо сейчас.

Заказать

Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.

Поводом для обращения предпринимателя в суд послужил отказ муниципалитета предоставить землю для строительства кафе.

Отказ был мотивирован тем, что при наличии нескольких заявок о выделении одного и того же участка для строительства объекта нежилого назначения (с предварительным согласованием места его размещения) земля предоставляется не в пользу первого претендента, а по результатам торгов. Кроме того, планируемая недвижимость не соответствует правовому зонированию территории.

Суды трех инстанций сочли требование обоснованным. Президиум ВАС РФ направил дело на новое рассмотрение и разъяснил следующее.

В силу ЗК РФ при получении заявления лица, заинтересованного в предоставлении участка под строительство, муниципалитет обязан обеспечить этот выбор на основе документов госкадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.

Таким образом, ЗК РФ исходит из того, что указанные разрешенные условия использования могут объективно препятствовать предоставлению конкретной земли для размещения объекта определенного назначения. При этом они могут содержаться в документах, неопубликованных для всеобщего сведения.

Кроме того, после определения по заявлению лица участка, подходящего для строительства, муниципалитет обязан проинформировать население о таком возможном или предстоящем предоставлении земли.

Акт о выборе участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования, которое направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и возможных претендентов на землю.

Заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же участка, даже зная о наличии иных претендентов.

Для таких случаев ЗК РФ не предусматривает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности названных претендентов. Поэтому в подобных ситуациях право на заключение договора аренды земли должно выставляться на торги.


Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 сентября 2010 г. N 4224/10


Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2010 г., N 11


Постановление размещено на сайте ВАС РФ www.arbitr.ru 28.09.2010


Номер дела в первой инстанции: А76-4758/2009


Истец: ИП Малютина Светлана Валентиновна

Ответчик: Администрация г. Челябинска

Третье лицо: Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, ИП Платонов Олег Петрович, Главное управление архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска


Хронология рассмотрения дела:


03.12.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8530/09-С6


29.07.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5464/2009