Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 сентября 2010 г. N 50-Г10-39 Об отказе в признании недействующим постановления Правительства Омской области от 19 декабря 2007 г. N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" в части утверждения среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель по 7 виду разрешенного использования в кадастровом квартале 55:36:09 01 01

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 сентября 2010 г. N 50-Г10-39


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Борисовой Л.В.

судей - Анишиной В.И. и Беспаловой З.Д.

при секретаре - Аверине А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Общества с ограниченной ответственностью "Омскстрой-инвест" (далее - ООО "Омскстрой-инвест") на решение Омского областного суда от 21 июня 2010 года, которым отказано в удовлетворении заявления ООО "Омскстрой-инвест" о признании недействующим постановления Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" (далее - Постановление) в части утверждения среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель по 7 виду разрешенного использования в кадастровом квартале 55:36:09 01 01 (пункт 360 Приложения "Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36").

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения представителя ООО "Омскстрой-инвест" Репиной Л.Н., поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Правительства Омской области и Губернатора Омской области Банникова А.А., возражавшего против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" (в редакции Постановлений Правительства Омской области от 26 ноября 2008 года N 193-п, от 10 февраля 2010 года N 26-п) утверждены соответствующие результаты государственной кадастровой оценки земель. В приложении к постановлению содержатся средние удельные показатели кадастровой стоимости земель по видам разрешенного использования в пределах кадастровых кварталов.

ООО "Омскстрой-инвест" обратилось в суд с заявлением о признании недействующим постановления Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-п в части утверждения среднего удельного показателя кадастровой стоимости по 7 виду разрешенного использования в кадастровом квартале 55:36:09 01 01 в размере 23 704,78 рублей за один квадратный метр (пункт 360 Приложения "Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36").

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что является арендатором земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, предоставленного для общественно-деловых целей, с кадастровым номером 55:36:09 01 01:2094, площадью 4 864 кв.м., местоположение которого установлено относительно шестиэтажного кирпичного административного здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. 8-го Марта, д. 8. Кадастровая стоимость данного земельного участка составляет ... руб., исчисление кадастровой стоимости произведено с использованием среднего удельного показателя кадастровой стоимости одного квадратного метра равного ... руб., утвержденного обжалуемым актом.

По мнению ООО "Омскстрой-инвест" постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-п в обжалуемой части противоречит статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель". Расчеты произведены с нарушением Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года N 39.

Кроме того, заявитель полагает, что работы по государственной кадастровой оценке были проведены с нарушением установленного порядка финансирования.

Решением Омского областного суда от 21 июня 2010 года в удовлетворении заявления ООО "Омскстрой-инвест" отказано.

ООО "Омскстрой-инвест" в кассационной жалобе просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, направить дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к следующему.

Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения такого рода мероприятий устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). Согласно пункту 8 Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой оценки земельных участков.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).

Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).

Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и её территориальных органов - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 215 (далее - Регламент).

В силу положений Регламента проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков проводится Роснедвижимостью, в компетенцию которой входит проверка соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации, методических и нормативно-технических документов при определении кадастровой стоимости земельных участков, правильности расчетов и полученных результатов (пункты 9.6-9.12 Регламента).

Такая проверка осуществляется Роснедвижимостью в ходе проверки отчета исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации на соответствие Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года N 39.

По результатам проведенной проверки Роснедвижимость принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки:

о соответствии отчета методическим указаниям;

о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.

В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.

После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.

Таким образом, из приведенных положений действующего законодательства следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.

Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года N 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), созданную в результате переименования Федеральной регистрационной службы и возложения на нее функций по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Омской области от 8 ноября 2007 года N 208-рп "Об организации работ по актуализации государственной кадастровой оценки земельных участков отдельных категорий земель в Омской области" определено проведение на территории Омской области работ по государственной кадастровой оценке в 2007 году земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории г. Омска (кадастровый район 55:36).

Во исполнение приказа Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимости) от 6 февраля 2007 года N П/0017 был заключен контракт N 18/07 на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в границах муниципального образования город Омск с ФГУП "ФКЦ "Земля".

ФГУП ФКЦ "Земля" представлен отчет N 05-09/02 от 27 ноября 2007 года об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов муниципального образования г. Омска по состоянию на 1 января 2007 года, который являлся предметом проверки Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (в настоящее время - Росреестра) и получил положительное заключение, свидетельствующее о том, что он соответствует Методическим указаниям, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года N 39, какие-либо нарушения Методических указаний отсутствуют.

Разрешая требования ООО "Омскстрой-инвест", суд установил, что исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель в Омской области проведено в рамках действующих административных процедур, оспариваемое постановление принято в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316, Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39.

Судом проверены и признаны несостоятельными доводы заявителя о нарушении норм федерального законодательства при проведении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов г. Омска.

При таких обстоятельствах судом постановлено правомерное решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.

То обстоятельство, что кадастровая стоимость арендуемого заявителем земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, само по себе о недостоверности результатов проведенной в отношении земель населенных пунктов в Омской области кадастровой оценки свидетельствовать не может, поскольку действовавшее на момент принятия оспариваемого постановления законодательство не содержало каких-либо положений, устанавливающих обязательность идентичности значений рыночной и кадастровой стоимости земельного участка заявителя.

Не могут повлечь отмену решения суда ссылки в кассационной жалобе на несоблюдение порядка финансирования работ по кадастровой оценке земель. Разрешая заявление, суд правильно исходил из того, что само по себе заключение контракта и финансирование данных мероприятий из местного бюджета не свидетельствует о нарушении прав заявителя, поскольку каких-либо данных, свидетельствующих о том, что финансирование работ повлекло нарушение технологии расчетов, повлиявших на установление стоимости результатов государственной кадастровой оценки, правильность расчетов которых фактически оспаривает заявитель, в материалах дела не имеется.

Представленное заявителем в суд кассационной инстанции решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 4 августа 2010 года по факту нарушения антимонопольного законодательства при проведении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска, во внимание принято быть не может, поскольку правового значения по делу не имеет, т.к. вынесено после рассмотрения судом настоящего дела. Кроме того, проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков проводится, и соответственно оценка отчета на предмет его соответствия Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года N 39, к компетенции Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области не относится, поскольку в силу требований Административного Регламента является полномочием Роснедвижимости (в настоящее время Росреестра).

Другие доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права и установленных по делу обстоятельств, в связи с чем, основанием к отмене судебного решения служить не могут.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Омского областного суда от 21 июня 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Омскстрой-инвест" - без удовлетворения.


Председательствующий

Борисова Л.В.


Судьи

Анишина В.И.



Беспалова З.Д.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 сентября 2010 г. N 50-Г10-39


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение