Определение Конституционного Суда РФ от 15 июля 2010 г. N 1089-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Непеина Александра Анатольевича на нарушение его конституционных прав пунктом 27 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы"

Определение Конституционного Суда РФ от 15 июля 2010 г. N 1089-О-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Непеина Александра Анатольевича на нарушение его конституционных прав пунктом 27 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы"


Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой,

рассмотрев по требованию гражданина А.А. Непеина вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.А. Непеин оспаривает конституционность пункта 27 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237), согласно которому военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы, увольняется с военной службы по соответствующему основанию со дня начала отбывания наказания, указанного в приговоре суда.

Как следует из материалов жалобы, 4 апреля 2005 года заявитель был задержан в порядке статьи 91 УПК Российской Федерации, в дальнейшем ему была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Приказом командира воинской части от 19 мая 2005 года заявитель был зачислен в распоряжение командира части до вынесения решения по уголовному делу.

Приговором Грозненского гарнизонного военного суда от 11 июля 2007 года А.А. Непеин признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью первой статьи 105 УК Российской Федерации, и ему назначено наказание в виде лишения свободы. Командир воинской части приказом от 2 ноября 2007 года уволил заявителя с военной службы.

Однако, поскольку в срок отбывания наказания по данному приговору засчитывается время содержания осужденного под стражей в период предварительного следствия и судебного разбирательства и этот срок исчисляется с 4 апреля 2005 года, приказом вышестоящего командования в приказ командира воинской части внесены изменения, согласно которым А.А. Непеин исключен из списков личного состава воинской части и снят со всех видов обеспечения с 4 апреля 2005 года.

По утверждению заявителя, несмотря на то что до вступления приговора в законную силу он являлся военнослужащим, оспариваемая норма позволила командованию уволить его с военной службы с момента начала отбывания наказания, в связи с чем она противоречит статьям 49, 55 и 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Военная служба, как вид федеральной государственной службы, представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства (пункт 3 статьи 2 и статья 6 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").

Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" определяет обязанности военнослужащего по подготовке к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации как неотъемлемую часть его правового статуса; при этом социальные гарантии и компенсации предоставляются военнослужащим именно в связи с особым характером возложенных на них обязанностей, требующих беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни (пункты 1 и 2 статьи 1).

Соответственно, засчитанное приговором суда в срок наказания содержание под стражей, исключающее исполнение обязанностей военной службы, не может рассматриваться как прохождение военной службы. Следовательно, пункт 27 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы не может расцениваться как нарушающий конституционные права заявителя, в связи с чем его жалоба, как не отвечающая критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Непеина Александра Анатольевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.


Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации

В.Д. Зорькин


Оспаривалась норма, касающаяся увольнения с военной службы в случае осуждения к лишению свободы.

Такой военнослужащий увольняется со службы со дня начала отбывания наказания, указанного в приговоре суда.

По мнению заявителя, это положение неконституционно. Несмотря на то что до вступления приговора в законную силу он являлся военнослужащим, она позволила командованию уволить его с момента заключения под стражу (в период предварительного следствия и судебного разбирательства). Основанием для этого послужил приговор, согласно которому указанный период содержания под стражей засчитан в срок отбывания наказания.

КС РФ отклонил эти доводы и указал следующее.

Военная служба как вид федеральной госслужбы представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан. Закон о статусе военнослужащих определяет их обязанности по вооруженной защите государства (и по подготовке к ней) как неотъемлемую часть их правового статуса. При этом социальные гарантии и компенсации предоставляются им именно в связи с особым характером возложенных на них обязанностей, требующих беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях.

Засчитанное приговором суда в срок наказания время содержания под стражей исключает исполнение обязанностей военной службы. Соответственно, такой период не может расцениваться как ее прохождение. Поэтому оспариваемое положение не может рассматриваться как нарушающее конституционные права.


Определение Конституционного Суда РФ от 15 июля 2010 г. N 1089-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Непеина Александра Анатольевича на нарушение его конституционных прав пунктом 27 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы"


Текст Определения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.