Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 сентября 2010 г. N 7810/10 Суд, отправляя дело на новое рассмотрение, указал на то, что спор является спором о взыскании расходов, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы, носит экономический характер, вследствие чего подведомствен арбитражному суду

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 сентября 2010 г. N 7810/10


Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Маковской А.А., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -

рассмотрел заявления правительства Калининградской области и Министерства финансов Калининградской области о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.03.2010 по делу N А21-4704/2009 Арбитражного суда Калининградской области.

В заседании приняли участие представители:

от заявителей - правительства Калининградской области (истца) - Апанавичус А.К., Готовчик А.Л.,

Министерства финансов Калининградской области (истца) - Неженцева А.В.;

от Министерства финансов Российской Федерации (ответчика) - Нечаев М.В.

Заслушав и обсудив доклад судьи Козловой О.А., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

Правительство Калининградской области и Министерство финансов Калининградской области обратились в Арбитражный суд Калининградской области с иском (с учетом уточнения искового требования) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании в бюджет Калининградской области 1 013 429 рублей 95 копеек расходов по оплате исполнительных листов гражданам, имеющим право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в соответствии со статьей 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании).

Решением Арбитражного суда Калининградской области от 09.09.2009 исковое требование удовлетворено: с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в бюджет Калининградской области в лице Министерства финансов Калининградской области взыскано 1 013 429 рублей 95 копеек.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что Российская Федерация не исполнила в полном объеме возложенную на нее обязанность по финансированию льгот, предусмотренных Законом об образовании, с учетом положений постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, пришли к выводу о том, что расходы, возникшие в связи с выплатами за счет средств областного бюджета по исполнительным листам гражданам, имеющим право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), подлежат взысканию с Российской Федерации.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 17.03.2010 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменил, производство по делу прекратил на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Постановление мотивировано тем, что истцы исполнили вступившие в законную силу судебные акты, которыми установлено наличие именно у бюджета Калининградской области обязательств по финансированию расходов по предоставлению льгот педагогическим работникам, значит, расходы у истцов отсутствуют. Предметом настоящего спора является соблюдение бюджетного законодательства в части передачи средств в виде субсидий из одного уровня бюджета в другой в порядке межбюджетных общений. Следовательно, названные публичные правоотношения сторон, по мнению Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа, не охватываются содержанием предпринимательской или иной экономической деятельности. Бюджетное законодательство не предусматривает порядка разрешения межбюджетных споров и не устанавливает подведомственность подобных споров арбитражным судам.

В заявлениях, поданных в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре постановления суда кассационной инстанции в порядке надзора правительство Калининградской области и Министерство финансов Калининградской области просят его отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлениях и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что постановление суда кассационной инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.

Вступившими в законную силу решениями мировых судей по искам проживающих в сельской местности и имеющих право на бесплатное отопление и освещение педагогов сельских школ Калининградской области с правительства области на основании исполнительных листов за счет средств областного бюджета взыскана задолженность за 2004-2008 годы.

Полагая, что названные расходы областного бюджета должны быть возмещены из федерального бюджета, истцы обратились в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии с частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Настоящий спор, возникший между двумя публично-правовыми образованиями: Российской Федерацией и ее субъектом - Калининградской областью, не касается регулирования бюджетных отношений.

Требования истцов о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот педагогическим работникам, основаны на нормах гражданского законодательства и Закона об образовании. Следовательно, названный спор является спором о взыскании расходов, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы, носит экономический характер и поэтому подведомствен арбитражному суду.

Таким образом, оспариваемый судебный акт нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права и в силу пункта 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене.

Содержащееся в настоящем постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.03.2010 по делу N А21-4704/2009 Арбитражного суда Калининградской области отменить.

Дело направить в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа на новое рассмотрение.


Председательствующий

А.А. Иванов


По решениям мировых судей с регионального бюджета были взысканы средства по искам педагогов сельских школ.

Полагая, что названные расходы должны быть возмещены из федерального бюджета, региональные органы власти обратились в суд.

Президиум ВАС РФ не согласился с выводом о том, что подобный спор не подведомственен арбитражному суду. Отправляя дело на новое рассмотрение, он пояснил следующее.

В соответствии с АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие, связанные с предпринимательской и иной экономической деятельностью.

Указанный спор, возникший между двумя публично-правовыми образованиями (Российской Федерацией и ее субъектом), не касается регулирования бюджетных отношений.

Требования истцов о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот педагогам, основаны на нормах гражданского законодательства и Закона об образовании.

Следовательно, имеет место спор о взыскании расходов, которые обусловлены избранным законодателем способом реализации льгот (предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы). Он носит экономический характер и поэтому подведомствен арбитражному суду.


Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 сентября 2010 г. N 7810/10


Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2010 г., N 11


Постановление размещено на сайте ВАС РФ www.arbitr.ru 08.10.2010


Номер дела в первой инстанции: А21-4704/2009


Истец: Правительство Калининградской области, Министерство финансов Калининградской области

Ответчик: Управление Федерального казначейства Калининградской области, Министерство финансов РФ, Министерство финансов Российской Федерации


Хронология рассмотрения дела:


25.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7810/10


07.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7810/10


27.12.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1836/2010


21.09.2010 Постановление Президиума ВАС РФ N 7810/10


19.07.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7810/10


29.06.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7810/10


07.06.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7810/10


17.03.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1836/2010


09.12.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-14067/2009


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение