Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 октября 2010 г. N 92-Г10-11 Решение суда об отказе в признании незаконным и отмене постановления избирательной комиссии об отказе в регистрации лица кандидатом в депутаты оставлено без изменения, поскольку из представленных для регистрации кандидата подписей часть признаны действительными и оставшегося количества недостаточно для регистрации кандидата

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 октября 2010 г. N 92-Г10-11


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пирожкова В.Н.

судей Еременко Т.Н. и Меркулова В.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Бачевской В.П. о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии города Кызыла от 6 сентября 2010 года N 56 "Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва по Центральному одномандатному избирательному округу N 3 Бачевской В.П." и возложении обязанности на территориальную избирательную комиссию города Кызыла зарегистрировать ее кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва по Центральному одномандатному избирательному округу N 3 по кассационной жалобе Бачевской В.П. на решение Верховного Суда Республики Тыва от 16 сентября 2010 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Бачевская Валентина Петровна обратилась в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии города Кызыла от 6 сентября 2010 года N 56 "Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва по Центральному одномандатному избирательному округу N 3 Бачевской В.П." и возложении обязанности на территориальную избирательную комиссию города Кызыла зарегистрировать ее кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва по Центральному одномандатному избирательному округу N 3, ссылаясь на то, что в обоснование принятого избирательной комиссией решения положена "Справка об исследовании" от 3 сентября 20 Юг, согласно которой на листе N 7 в строках 4 и 5 дата и подпись выполнены одним лицом, на листе N 9 в строке 4, листе N 10 в строке 2 дата и подпись выполнены одним лицом, на листе N 11 в строке 2 подпись не соответствует возрасту, на листе N 31 в строках 2 и 3, на листе N 33 в строках 1-3, на листе N 35 в строках 1-4, на листе N 36 в строках 3-5 и на листе N 37 в строке 2 дата и подпись выполнены одним лицом. Эти подписи признаны комиссией недостоверными.

В справке об исследовании имеется ссылка на "Инструкцию о порядке приема и проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата республиканского списка кандидатов в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва", утвержденную постановлением Избирательной комиссии Республики Тыва от 4 августа 2010 года N 124/543-5. Избирательная комиссия Республики Тыва, принимая данную инструкцию, подменила собою законодательный орган и превысила свои полномочия.

В справке эксперта под номерами в строке указываются данные одного кандидата. Таких избирателей 9 человек. Однако ТИК данные одного избирателя засчитала как за двух и вместо 9 оказалось 18 недостоверных подписей.

Следующим основанием, явившимся причиной отказа в регистрации кандидатом в депутаты, является не указание в подписных листах наименования субъекта Российской Федерации, в котором производился сбор подписей избирателей в поддержку моей кандидатуры.

Общеизвестно и не подлежит доказыванию тот факт, что выборы в Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва проводятся не в Бурятии или Калмыкии, а в именно в Республике Тыва.

У комиссии не было замечаний по порядку сбора подписей по тем улицам города Кызыла, которые входят в избирательный округ, по которому она баллотируется.

Решением Верховного Суда Республики Тыва от 16 сентября 2010 года постановлено: в удовлетворении заявления Бачевской В.П. о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии города Кызыла от 6 сентября 2010 года N 56 "Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва по Центральному одномандатному избирательному округу N 3 Бачевской В.П." и возложении обязанности на территориальную избирательную комиссию города Кызыла зарегистрировать ее кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва по Центральному одномандатному избирательному округу N 3 отказать.

В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения ввиду того, что суд неправильно применил материальный закон, допустил существенные нарушения норм процессуального права, дал неправильную оценку доводам заявления.

В судебное заседание на рассмотрение дела по кассационной жалобе лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени заседания они извещены надлежащим образом, их неявка в судебное заседание не является препятствием для рассмотрения дела в кассационном порядке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

Судом установлено, что из представленных для регистрации кандидата 175 подписей признаны действительными - 75, что недостаточно для регистрации кандидата (необходимо 161 подпись).

При проверке подписных листов установлено: 81 подпись заверена сборщиком подписей, который не указал все необходимые сведения о себе, в подписном листе 7 в строках 4 и 5 дата и подпись выполнены одним и тем же лицом; в подписном листе 9 в строке 4, в подписном листе 10 в строке 2, в подписном листе 31 в строках 2 и 3, в подписном листе 33 в строках 1-3, в подписном листе 35 в строках 1-4, в подписном листе 36 в строках 3-5, в подписном листе 37 в строке 2 дата и подпись также выполнены одним и тем же лицом, чем нарушены требования пункта 8 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

В соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом.

Постановлением Избиркома РТ от 28.06.2010 N 120/520-5 положения Закона Республики Тыва от 23 июня 2006 года N 1869 ВХ-1 "О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва", признаны в качестве законодательного акта, применимого при подготовке и проведении выборов депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва, назначенных на 10 октября 2010 года Постановлением Избирательной комиссии от 12.07.2010 N 121/522-5, с учетом положений Конституции Республики Тыва в редакции 2010 года, а также в части, не противоречащей Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Вышеназванный Закон РТ является нормативным правовым актом, регламентирующим порядок проведения выборов депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва 10 октября 2010 года и, соответственно именно этим Законом устанавливается форма подписного листа и порядок его заверения.

В соответствии с частью 4 статьи 30 Закона Республики Тыва от 23 июня 2006 года N 1869 ВХ-1 "О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва", избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или заменяющего его документа, а также свой адрес места жительства. В графе "Адрес места жительства" подписного листа сборщиком подписей могут быть указаны общие для избирателей, ставящих подписи в данном подписном листе, наименование субъекта Российской Федерации (Республика Тыва), а также города, на территории которого собираются подписи избирателей.

Частью 6 указанной статьи установлено, что при сборе подписей избирателей в поддержку кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, серию, номер и дату выдачи паспорта или заменяющего его документа с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства, ставит свою подпись и дату ее внесения, и кандидатом, который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.

Доводы Бачевской В.П. со ссылкой на п. 5 ст. 38 N 67-ФЗ, согласно которого, не могут служить основанием для признания подписи избирателя, участника референдума недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, участнике референдума, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений, нельзя признать состоятельными.

В силу п. 5 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" адрес места жительства, адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Аналогичная норма содержится в п. 4 ст. 3 Закона Республики Тыва от 23 июня 2006 года N 1869 ВХ-1 "О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва".

При таких обстоятельствах является правильным вывод суда о том, что указание неполного адреса места жительства, в данном случае, наименование субъекта РФ, лицом, осуществляющим сбор подписей, является основанием для признания подписей избирателей, содержащихся в таких подписных листах, недействительными.

Пункт 5 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, на который ссылается заявитель, допускает сокращение слов и дат применительно к сведениям об избирателях, а не о лице осуществляющим сбор подписей. Кроме того, не может считаться сокращением, полное отсутствие каких-либо сведений, предусмотренных законом, в данном случае наименование субъекта РФ.

В соответствии с частью 9 статьи 32 Закона Республики Тыва от 23 июня 2006 года N 1869 ВХ-1 "О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва", недействительными, в частности, считаются:

3) подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без собственноручного указания даты внесения избирателем своей подписи;

5) подписи избирателей с исправлением в дате их внесения в подписной лист, если это исправление специально не оговорено избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно;

7) все подписи в подписном листе в случаях, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, кандидатом, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, в дате внесения подписи указанным лицом, уполномоченным представителем избирательного объединения, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей, уполномоченным представителем, кандидатом, либо если подписи собраны лицом, не имеющим права сбора подписей, либо если подписной лист заверен с нарушениями, указанными в пунктах 2-6, 8 и 10 настоящей части применительно к лицу, заверяющему подписной лист;

В соответствии с пунктом 4 части 8 статьи 33 Закона Республики Тыва от 23 июня 2006 года N 1869 ВХ-1 "О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва", основаниями отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата;

В соответствии с подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием для отказа в регистрации кандидата является, недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата. Каких-либо оговорок или условий, при наступлении которых подписи избирателей могли бы быть признаны действительными в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, указаны не в полном объеме, избирательное законодательство не содержит.

Действующее законодательство о выборах не содержит положений, позволяющих дифференцировать нарушения требований закона при сборе подписей избирателей на более или менее значимые, в зависимости от чего и определять последствия этих нарушений.

Основанием для отказа в регистрации кандидата Бачевской В.П. явилось несоответствие установленных законом требований по оформлению подписных листов.

Являются необоснованными доводы заявителя о том, что ее не уведомляли о проведении проверки подписных листов. Итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Бачевской В.П. был составлен 2 сентября 2010 года и получен заявителем 4 сентября 2010 года.

Ведомости о проверке подписных листов заявителем также получены, что подтверждается наличием ее подписи в журнале выдачи ТИК г. Кызыла.

Кроме того, при приемке подписных листов заявитель уведомлялась о дате и времени проведения их проверки.

Ссылка заявителя на пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" нельзя признать состоятельной, т.к. соответствующее уведомление ей было отправлено и ее избирательные права не нарушены.

Кроме того, указанной нормой установлено, что не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.

Таким образом, на внесение любых уточнений и дополнений в подписные листы избирателей в поддержку выдвижения кандидата установлен запрет.

Ссылка заявителя на то, что она не присутствовала при проверке подписных листов также не состоятельна, т.к. в силу пункта 6 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидат вправе присутствовать при проведении проверки, однако заявитель этим правом не воспользовалась, хотя своевременно был уведомлена о проведении проверки поданных подписных листов.

Нельзя признать состоятельными доводы о том, что, если для регистрации необходимо предоставить менее 200 подписей, то кандидат подлежит регистрации во всяком случае, если количество подписей достаточно для регистрации, несмотря на то, что все представленные подписи или их значительная часть являются недействительными.

Нормы пп. "д" п. 24 ст. 38 N ФЗ-67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусматривают, что достоверная подпись - эта подпись, которая собрана в строгом соответствии с требованиями законодательства о выборах и в установленном порядке не была признанна недействительной и (или) недостоверной.

Необоснованность иных доводов кассационной жалобы отражена в судебном решении, выводы которого, как отмечено выше, Судебная коллегия считает правильными.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного Суда Республики Тыва от 16 сентября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Бачевской В.П. - без удовлетворения.


Председательствующий

Пирожков В.Н.


Судьи

Еременко Т.Н.



Меркулов В.П.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 октября 2010 г. N 92-Г10-11


Текст определения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.