Конституционный Суд Российской Федерации в составе заместителя Председателя О.С. Хохряковой, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев по требованию граждан Н.Я. Нерсисян и А.Х. Саркисяна вопрос о возможности принятия их жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации граждане Н.Я. Нерсисян и А.Х. Саркисян оспаривают конституционность отдельных положений Трудового кодекса Российской Федерации: части первой статьи 193, в соответствии с которой до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение; статей 384, 387, 388, 389 об образовании комиссии по трудовым спорам, порядке рассмотрения индивидуального трудового спора в указанной комиссии, принятия ею решения и о порядке его исполнения. По мнению заявителей, данные законоположения позволяют работодателю не требовать от работника письменное объяснение по факту отсутствия на работе в связи с приостановлением работы из-за невыплаты заработной платы, формировать комиссию по трудовым спорам исключительно по его одностороннему решению, а комиссии по трудовым спорам - рассматривать индивидуальный трудовой спор при отсутствии письменного заявления работника, не извещать его о принятом решении, чем противоречат статьям 19 (часть 1), 37 (часть 4), 45 (часть 2) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные Н.Я. Нерсисян и А.Х. Саркисяном материалы, не находит оснований для принятия их жалобы к рассмотрению.
2.1. Согласно статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод законом и такая жалоба признается допустимой, если оспариваемым законом, примененным или подлежащим применению в деле заявителя, затрагиваются конституционные права и свободы граждан.
Заключая трудовой договор, работник обязуется добросовестно выполнять свои трудовые обязанности, соблюдать трудовую дисциплину и правила внутреннего трудового распорядка организации (статья 21 Трудового кодекса Российской Федерации). Виновное неисполнение данных требований может повлечь привлечение работника к дисциплинарной ответственности, что является одним из способов защиты нарушенных прав работодателя.
При этом часть первая статьи 193 названного Кодекса обязывает работодателя до применения дисциплинарного взыскания затребовать от работника объяснение в письменной форме. Данное положение направлено на обеспечение объективной оценки фактических обстоятельств, послуживших основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности, и на предотвращение необоснованного применения дисциплинарного взыскания. Кроме того, дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (часть седьмая данной статьи).
Таким образом, часть первая статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации носит гарантийный характер и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителей.
Как следует из жалобы, заявители фактически подвергают сомнению правильность применения части первой статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации в конкретном деле с их участием. Однако разрешение этого вопроса к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
2.2. Статьи 384, 387, 388, 389 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливают правила формирования и деятельности комиссии по трудовым спорам как органа по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, а также порядок исполнения ее решений. Вопреки утверждению заявителей, комиссия по трудовым спорам образуется из равного числа представителей работников и работодателя, рассматривает индивидуальный трудовой спор по заявлению работника, а копии ее решения, которое подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование, вручаются работнику и работодателю.
Таким образом, указанные положения Трудового кодекса Российской Федерации не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителей.
Кроме того, как следует из представленных заявителями материалов, комиссия по трудовым спорам в соответствии с указанными нормами Трудового кодекса Российской Федерации не рассматривала индивидуальный трудовой спор заявителей. Следовательно, данная жалоба не может быть признана допустимой в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Нерсисян Нелли Яшаевны и Саркисяна Александра Христафоровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Заместитель |
О.С. Хохрякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 23 сентября 2010 г. N 1178-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Нерсисян Нелли Яшаевны и Саркисяна Александра Христафоровича на нарушение их конституционных прав частью первой статьи 193, статьями 384, 387, 388 и 389 Трудового кодекса Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был