Определение Конституционного Суда РФ от 23 сентября 2010 г. N 1184-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Киреева Александра Александровича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", пунктом 1 статьи 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и частью первой статьи 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"

Определение Конституционного Суда РФ от 23 сентября 2010 г. N 1184-О-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Киреева Александра Александровича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", пунктом 1 статьи 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и частью первой статьи 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"


Конституционный Суд Российской Федерации в составе заместителя Председателя О.С. Хохряковой, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.А. Киреева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.А. Киреев, являющийся пенсионером Министерства внутренних дел Российской Федерации, оспаривает конституционность пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", предусматривающего возможность установления гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, одной пенсии по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом, а также пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и части первой статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", закрепляющих аналогичное правовое регулирование.

По мнению заявителя, названные нормы, не предоставляющие пенсионерам из числа сотрудников органов внутренних дел, являющимся инвалидами вследствие военной травмы, право на получение наряду с пенсией по инвалидности на основании Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" трудовой пенсии по старости, при наличии данного права у отдельных категорий лиц, ставших инвалидами вследствие военной травмы, нарушают его право на пенсионное обеспечение и противоречат статьям 2, 7, 19 и 39 Конституции Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Реализуя предоставленное ему полномочие, законодатель урегулировал вопросы пенсионного обеспечения граждан в ряде законодательных актов, введя при этом общее правило, в соответствии с которым лицам, имеющим право на одновременное получение пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия (пункт 2 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", пункт 1 статьи 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", часть первая статьи 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"), при этом граждане имеют право выбора наиболее выгодного основания ее получения. Само по себе такое правовое регулирование не может оцениваться как нарушающее конституционные права граждан и положения Конституции Российской Федерации о социальном характере Российского государства, обязанностью которого провозглашены признание, соблюдение и защита являющихся высшей ценностью прав и свобод человека, в том числе в социальной сфере (статьи 2 и 7; статья 39, части 1 и 2).

Кроме того, оспариваемые заявителем законоположения не устанавливают какой-либо дифференциации, они носят общий характер и поэтому не могут рассматриваться как не согласующиеся с принципом равенства, закрепленным статьей 19 Конституции Российской Федерации.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Киреева Александра Александровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.


Заместитель Председателя
Конституционного Суда
Российской Федерации

О.С. Хохрякова



Определение Конституционного Суда РФ от 23 сентября 2010 г. N 1184-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Киреева Александра Александровича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", пунктом 1 статьи 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и частью первой статьи 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"


Текст Определения официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.