Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 25 мая 2010 г. N КАС10-227 Решение суда об отказе в признании частично не действующим пункта 3.6 приложения к приказу Федеральной службы исполнения наказаний от 15 октября 2009 г. N 415 "О внесении изменений в приказ ФСИН России от 13.11.2008 N 624" оставлено без изменения

Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 25 мая 2010 г. N КАС10-227


Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Манохиной Г.В.,

членов коллегии Корчашкиной Т.Е., Пелевина Н.П.,

при секретаре Кулик Ю.А.,

с участием прокурора Федотовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Беленького Е.Ю., Беликова Е.В., Поповичева А.И. о признании частично недействующим пункта 3.6 приложения к приказу Федеральной службы исполнения наказаний от 15 октября 2009 г. N 415 "О внесении изменений в приказ ФСИН России от 13.11.2008 г. N 624", по кассационной жалобе Беленького Е.Ю., Беликова Е.В., Поповичева А.И. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2010 г., которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения представителя Федеральной службы исполнения наказаний и Министерства юстиции Российской Федерации Герасимова А.Е., возражавшего против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:

Приказом Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) от 15 октября 2009 г. N 415 внесены изменения в Приказ ФСИН России от 13 ноября 2008 г. N 624 "Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных учреждений уголовно-исполнительной системы".

Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 ноября 2009 г., регистрационный номер 15261, опубликован в "Российской газете" 2 декабря 2009 г.

Пунктом 3.6 приложения к приказу Федеральной службы исполнения наказаний от 15 октября 2009 г. N 415 п. 11 Инструкции о порядке, условиях и размерах выплат компенсационного характера, применяемых для гражданского персонала уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом ФСИН России от 13 ноября 2008 г. N 624, изложен в следующей редакции:

"11. Гражданскому персоналу лечебно-профилактических учреждений и лечебных исправительных учреждений, специально созданных для содержания и лечения осужденных, больных туберкулезом, бактериологических лабораторий по диагностике туберкулеза, кабинетов медицинских частей и участков исправительных учреждений, следственных изоляторов, больниц и лечебно-производственных (трудовых) мастерских, занятому на работах с осужденными и лицами, содержащимися под стражей, больными туберкулезом, 50 процентов и более рабочего времени должностные оклады (тарифные ставки) повышаются на 25 процентов.

В случаях, когда гражданский персонал занят на работах с данной категорией больных менее 50 процентов рабочего времени оплата труда производится в виде доплаты за фактически отработанное время".

Беленький Е.Ю., Беликов Е.В., Поповичев А.И. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании п. 3.6 приложения к приказу Федеральной службы исполнения наказаний от 15 октября 2009 г. N 415 недействующим в части, предусматривающей для гражданского персонала лечебных исправительных учреждений, специально созданных для содержания и лечения осужденных, больных туберкулезом, повышение должностных окладов (тарифных ставок) на 25 процентов при условии занятости на работах с такими лицами 50 процентов и более рабочего времени, а при занятости менее 50 процентов рабочего времени - доплату за фактически отработанное время. Указали, что относятся к гражданскому персоналу федерального бюджетного учреждения, специально созданного для содержания и лечения осужденных, больных туберкулезом. Полагают, что оспариваемые нормативные положения противоречат п. 2 ч. 1 ст. 36 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", вводят не предусмотренные этим Законом ограничения на установление 25 процентной надбавки к должностному окладу, вследствие чего снижается размер оплаты их труда при работе с осужденными, больными туберкулезом, менее 50 процентов рабочего времени.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2010 г. в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе Беленький Е.Ю., Беликов Е.В., Поповичев А.И. просят об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность, и принятии нового решения. Полагают, судом были допущены ошибки в применении и истолковании норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", закрепляющей социальные гарантии медицинским, ветеринарным и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, предусмотрено, что порядок предоставления таких гарантий и установления размера надбавок к должностным окладам за работу в опасных для здоровья и тяжелых условиях труда для работников федеральных учреждений здравоохранения определяется Правительством Российской Федерации.

Во исполнение названного Федерального закона, постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2001 г. N 892 "О реализации Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" приказом Минздрава России, Минобороны России, МВД России, Минюста России, Минобразования России, Минсельхоза России и ФПС России от 30 мая 2003 г. N 225/194/363/126/2330/777/292 утвержден Перечень должностей медицинских, ветеринарных и иных работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, а также работников организаций по производству и хранению продуктов животноводства, обслуживающих больных туберкулезом сельскохозяйственных животных, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, дающих право на дополнительный оплачиваемый отпуск, 30-часовую рабочую неделю и дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда (далее - Перечень).

Согласно п. 3 первого столбца раздела 5 этого Перечня к числу должностей медицинских и иных работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, отнесены сотрудники и работники всех служб, независимо от занимаемой должности, в силу своих служебных обязанностей непосредственно контактирующие с больными активной формой туберкулеза, у которых контакт с больными активным туберкулезом составляет более 50% рабочего времени.

Пунктом 3 второго столбца раздела 5 определено, что вышеуказанные должности распространяются на лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения уголовно-исполнительной системы, специально созданные для содержания и лечения осужденных, больных туберкулезом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 введены с 1 декабря 2008 г. новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений.

Подпунктом "в" п. 2 названного постановления федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, до 1 сентября 2008 г. предписано утвердить условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера, утверждаемым Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, но не ниже размеров, установленных в соответствии с законодательством.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо Подпунктом "в" п. 2 имеется в виду Подпунктом "в" п. 8


Федеральной службой исполнения наказаний приказом от 13 ноября 2008 г. N 624 утверждена Инструкция о порядке, условиях и размерах выплат компенсационного характера, применяемых для гражданского персонала уголовно-исполнительной системы, п. 11 которой (в редакции приказа от 15 октября 2009 г. N 415) предусмотрено повышение должностных окладов (тарифных ставок) на 25 процентов гражданскому персоналу, занятому на работах с осужденными и лицами, содержащимися под стражей, больными туберкулезом, 50 процентов и более рабочего времени, а также доплата за фактически отработанное время гражданскому персоналу, занятому на работах с данной категорией больных менее 50 процентов рабочего времени.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд пришел к правильному выводу о том, что п. 3.6 приложения к приказу Федеральной службы исполнения наказаний от 15 октября 2009 г. N 415 о внесении изменений в п. 11 Инструкции соответствует ст. 15 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", предусматривающей меры социальной поддержки работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, и вышеприведенным положениям нормативных правовых актов, принятым в развитие ст. 15 названного Федерального закона, и не умаляет закрепленные законодательством права работников лечебных исправительных учреждений, специально созданных для содержания и лечения осужденных, больных туберкулезом.

Не противоречит оспариваемое положение и п. 2 части первой ст. 36 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", которым предусмотрена надбавка к должностным окладам в размере 25 процентов. Указанная в этой норме надбавка, как правильно указал суд в решении, имеет иную правовую природу, она не относится к выплатам компенсационного характера, предусмотренным для работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, и установлена персоналу учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, предназначенных для содержания и лечения инфекционных больных.

Гражданскому персоналу лечебно-профилактических учреждений и лечебных исправительных учреждений, специально созданных для содержания и лечения осужденных, больных туберкулезом, бактериологических лабораторий по диагностике туберкулеза, кабинетов медицинских частей и участков исправительных учреждений, следственных изоляторов, больниц и лечебно-производственных (трудовых) мастерских, занятому на работах с осужденными и лицами, содержащимися под стражей, больными туберкулезом, увеличение должностных окладов в размерах, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 477, производится в соответствии с п. 4 Инструкции о порядке, условиях и размерах выплат компенсационного характера, применяемых для гражданского персонала уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 13 ноября 2008 г. N 624 (в ред. приказа от 15 октября 2009 г. N 415), согласно которому, работникам указанных учреждений, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются на 25 процентов.

Таким образом, суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, в соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ обоснованно принял решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Нормы материального права применены и истолкованы судом первой инстанции правильно в соответствии с их содержанием, выводы суда о законности оспариваемого заявителями положения нормативного правового акта, обоснованны.

В кассационной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда о законности оспариваемого нормативного положения, оснований считать такие выводы ошибочными не имеется.

Решение суда первой инстанции принято с соблюдением норм процессуального права, предусмотренных ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены в кассационном порядке не имеется.

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Беленького Е.Ю., Беликова Е.В., Поповичева А.И. - без удовлетворения.


Председательствующий

Г.В. Манохина


Члены коллегии

Т.Е. Корчашкина



Н.П. Пелевин



Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 25 мая 2010 г. N КАС10-227


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение