Приказ Федеральной авиационной службы РФ от 3 августа 1998 г. N 243 "Об утверждении и введении в действие Положения "О порядке подготовки Федеральной авиационной службой России нормативных правовых актов"

Приказ Федеральной авиационной службы РФ от 3 августа 1998 г. N 243
"Об утверждении и введении в действие Положения "О порядке подготовки Федеральной авиационной службой России нормативных правовых актов"


В целях дальнейшего совершенствования работы по подготовке нормативных правовых актов ФАС России и их государственной регистрации и в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" и от 11 декабря 1997 г. N 1538 "О внесении изменения в Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" приказываю:

1. Утвердить Положение "О порядке подготовки Федеральной авиационной службой России нормативных правовых актов" (прилагается).

2. Первым заместителям директора, заместителям директора, начальникам управлений и самостоятельных отделов центрального аппарата ФАС России:

2.1. принять к руководству и исполнению Положение "О порядке подготовки Федеральной авиационной службой России проектов нормативных правовых актов";

2.2. обеспечить изучение настоящего Положения сотрудниками управлений и самостоятельных отделов ФАС России;

2.3. обеспечить соблюдение требований, установленных данным Положением.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя директора ФАС России К.К.Руппеля.


Директор

Г.Н.Зайцев


Приложение

к приказу ФАС РФ

от 3 августа 1998 г. N 243


Положение
"О порядке подготовки и издания Федеральной авиационной службой России нормативных правовых актов"


1. Общие положения


1.1. Настоящее Положение определяет порядок подготовки проектов и издания ФАС России нормативных правовых актов.

Для целей настоящего Положения под нормативными правовыми актами понимаются принимаемые органами государственной власти Российской Федерации акты, содержащие правовые нормы (то есть обязательные предписания общего характера о порядке поведения любых юридических и физических лиц, вовлекаемых в значимые с точки зрения государства отношения), а также предписания об установлении, изменении или прекращении действия (отмене) правовых норм и рассчитанные на многократное или постоянное применение. К таким актам в целях настоящего Положения отнесены:

- федеральные конституционные законы, федеральные законы;

- указы и распоряжения Президента Российской Федерации;

- постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;

- международные договоры (соглашения) Российской Федерации;

- постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения, в том числе требующие государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Не рассматриваются в качестве нормативных правовых актов акты индивидуального применения (кадровые приказы).


2. Основания для подготовки нормативных правовых актов


2.1. ФАС России должна обеспечивать своевременное принятие нормативных правовых актов во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации.

Нормативные правовые акты подготавливаются ФАС России в соответствии с планом нормотворческих работ ФАС России.

План нормотворческих работ ФАС России составляется с учетом концепции развития гражданской авиации России, планов нормотворческих работ Федерального Собрания, Президента и Правительства Российской Федерации, плана Основных мероприятий ФАС России, а также предложений подразделений ФАС России.

План нормотворческих работ ФАС России составляется Законодательно-правовым управлением и содержит перечень нормативных правовых актов, предлагаемых к разработке.

Составление Плана осуществляется под руководством статс-секретаря - заместителя директора ФАС России.

Включение в План для разработки того или иного нормативного правового акта производится на основании рассмотрения следующих вопросов:

а) степень правового регулирования отношений, составляющих предмет предлагаемого нормативного правового акта;

б) соответствие предлагаемого нормативного правового акта действующему законодательству Российской Федерации;

в) соответствие предлагаемого нормативного правового акта государственной политике в области гражданской авиации;

г) ожидаемый социальный эффект принятия нормативного правового акта для развития авиации.

В плане нормотворческих работ ФАС России указываются:

а) название проектов и правовой уровень нормативных правовых актов (федеральный закон, указ Президента Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации);

б) сроки подготовки нормативного правового акта;

в) структурное подразделение ФАС России, отвечающее за подготовку нормативного правового акта;

г) исполнители, ответственные за разработку проекта нормативного правового акта;

д) органы и/или должностные лица, с которыми должен быть согласован проект нормативного правового акта.

Предложения к Плану представляются в Законодательно-правовое управление ФАС России не позднее 15 ноября года, предшествующего планируемому.

2.4. Законодательно-правовое управление анализирует ход нормотворческой работы ФАС России и в случае необходимости внесения изменений и дополнений к Плану представляет соответствующие предложения статс-секретарю - заместителю директора ФАС России.

При необходимости внесения изменений в План нормотворческой деятельности ФАС России, в том числе исключение из него, предусмотренного к разработке проекта нормативного правового акта, структурным подразделением, ответственным за разработку этого нормативного правового акта, составляется докладная записка на имя директора ФАС России с соответствующими обоснованиями. Докладная записка согласовывается со статс-секретарем - заместителем директора ФАС России и начальником ЗПУ ФАС России.

Решение о возможности внесения изменений в План нормотворческой работы и исключения проекта нормативного правового акта принимается директором ФАС России путем проставления соответствующей резолюции на докладной записке.

2.5. Контроль за исполнением плана нормотворческих работ ФАС России возлагается на Законодательно-правовое управление.

2.6. Поручение Президента или Правительства Российской Федерации о подготовке ФАС России нормативного правового акта, не включенного ранее в План, после его регистрации в Управлении делами и рассмотрения директором ФАС России незамедлительно направляется статс-секретарю - заместителю директора ФАС России.

Статс-секретарь - заместитель директора докладывает Директору ФАС России предложения о порядке исполнения поручения и назначении подразделения, которому целесообразно поручить подготовку проекта документа.

Решения о подготовке нормативных правовых актов ФАС России оформляются в порядке, определяемом документами об организации делопроизводства в ФАС России.

Нормативные правовые акты, подготовленные на основании соответствующего поручения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации включаются в общий отчет о нормотворческой работе ФАС России.


3. Подготовка нормативных правовых актов


3.1. Нормативные правовые акты издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе ФАС России в пределах ее компетенции.

3.2. Нормативные правовые акты ФАС России издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Территориальные органы ФАС России не вправе издавать нормативные правовые акты.

3.3. Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими.

Проект нормативного правового акта подлежит согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами, если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также, если в нормативном правовом акте содержатся положения, нормы и поручения, касающиеся других министерств и ведомств.

Согласование нормативного правового акта оформляется визами. Виза включает в себя наименование должности руководителя министерства (ведомства) или его заместителя и личную подпись визирующего, расшифровку подписи и дату. Визы проставляются на оборотной стороне последнего листа подлинника нормативного правового акта.

3.4. Подготовка проекта нормативного правового акта возлагается на одно или несколько структурных подразделений ФАС России с учетом их функций и компетенции. При этом определяется ответственный за организацию подготовки указанного проекта, круг должностных лиц, участвующих в подготовке и срок его подготовки, а при необходимости - организации, привлекаемые к этой работе.

Другие структурные подразделения ФАС России обязаны по запросу подразделения, ответственного за подготовку проекта, обеспечить выделение специалистов для участия в разработке документа.

ЗПУ ФАС России оказывает методическую помощь по правовым вопросам, возникшим при подготовке проекта нормативного правового акта, и непосредственно участвует в его разработке.

Срок подготовки проекта и издания нормативного правового акта во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, как правило, не должен превышать одного месяца, если не установлен другой срок.

3.5. Для подготовки проектов наиболее важных и сложных нормативных правовых актов, а также актов, издаваемых совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти, могут создаваться рабочие группы.

Рабочая группа, созданная для разработки проекта нормативного правового акта:

а) подготавливает концепцию нормативного правового акта в соответствии с п.3.6 настоящего положения и согласовывает ее с заинтересованными структурными подразделениями ФАС России и, в обязательном порядке, с ЗПУ ФАС России. Согласование осуществляется путем проставления визы руководителей соответствующих подразделений;

б) определяет общий объем работ и их распределение между соисполнителями, а также сроки подготовки материалов;

в) составляет текст проекта нормативного правового акта;

г) согласовывает текст проекта нормативного правового акта с заинтересованными органами и/или должностными лицами и ЗПУ ФАС России;

д) организует, в случае необходимости, правовую экспертизу проекта нормативного правового акта. Если в состав рабочей группы не входят юристы, организация правовой экспертизы проекта нормативного правового акта является обязательной;

е) вносит изменения или дополнения в текст проекта нормативного правового акта с учетом замечаний и предложений, представленных в процессе согласования и экспертизы.

В отдельных случаях по распоряжению директора ФАС России его первых заместителей или статс-секретаря - заместителя директора ФАС России, рабочая группа может создаваться для доработки проекта нормативного правового акта, разработанного по договору со сторонней организацией.

Рабочая группа имеет право запрашивать у руководителей организаций гражданской авиации, а также у руководителей ФАС России всех уровней, а через них у других органов государственной власти Российской Федерации документы, справки, расчеты, статистические и другие материалы, необходимые для подготовки проекта нормативного правового акта.

Структурные подразделения ФАС России обязаны по запросу рабочей группы предоставить имеющуюся в их распоряжении информацию.

Структурное подразделение ФАС России, на которое возложена ответственность за разработку проекта нормативного правового акта, обеспечивает рабочей группе получение консультаций, необходимых документов, финансово-экономических, статистических и иных материалов, в том числе по вопросам, относящимся к ведению других государственных органов Российской Федерации и организаций.

3.6. Концепция проекта нормативного правового акта должна содержать анализ документов, относящихся к предмету его регулирования, и предлагаемые формы регулирования.

Анализу подлежат:

а) законодательные акты Российской Федерации, постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Российской Федерации;

б) ранее принятые акты ФАС России и других ведомств;

в) практика применения соответствующих нормативных правовых актов;

г) научная литература и материалы периодической печати по рассматриваемому вопросу, а также данные социологических и иных исследований, если таковые проводились.

Формы регулирования предполагают:

а) установление ограничений и запретов в проекте;

б) установление приоритетных направлений в разработке проекта нормативного правового акта; и т.д.

3.7. Структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования.

Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия нормативного правового акта, то в проекте дается вступительная часть-преамбула.

Положения нормативного характера в преамбулу не включаются.

Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию.

Значительные по объему нормативные правовые акты могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки.

При необходимости для полноты изложения вопроса в нормативных правовых актах могут воспроизводиться отдельные положения законодательных актов Российской Федерации, которые должны иметь ссылки на эти акты и на официальный источник их опубликования.

Если в нормативном правовом акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они, как правило, должны оформляться в виде приложений, а соответствующие пункты акта должны иметь ссылки на эти приложения.

3.8. Одновременно с разработкой проекта нормативного правового акта должны быть подготовлены предложения об изменении и дополнении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их частей.

Нормативные правовые акты, изданные совместно или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, изменяются, дополняются или признаются утратившими силу по согласованию с этими федеральными органами исполнительной власти.

Положения об изменении, дополнении или признании утратившими силу ранее изданных актов или их частей включаются в текст нормативного правового акта.

3.9. Если при подготовке нормативного правового акта выявилась необходимость внесения существенных изменений и дополнений в ранее изданные нормативные правовые акты или наличие по одному и тому же вопросу нескольких актов, то в целях их упорядочения разрабатывается новый единый акт.

В проект такого акта включаются новые, а также содержащиеся в ранее изданных актах нормативные предписания, сохраняющие свою силу.

3.10. Ответственность за своевременную разработку проекта нормативного правового акта, в том числе за его содержание и качество, возлагается на руководителя соответствующего структурного подразделения ФАС России.

Если в процессе разработки проекта нормативного правового акта выяснится невозможность его разработки в установленный срок, то на основании мотивированной просьбы руководителя рабочей группы, срок может быть продлен решением директора ФАС России на основании соответствующей докладной записки.

Продление срока разработки нормативного правового акта должно быть оформлено не менее чем за три рабочих дня, до истечения первоначально установленного срока.

Продление срока разработки нормативного правового акта, подготавливаемого по поручению Президента или Правительства Российской Федерации должно быть оформлено не менее чем за три рабочих дня до истечения срока исполнения документа и оформляется от имени руководства ФАС России в адрес руководителя соответствующего органа - автора документа или поручения.

Ответственность за соответствие проекта нормативного правового акта законодательству Российской Федерации возлагается на руководителя ЗПУ ФАС России.


4. Требования к текстам и оформлению нормативных правовых актов ФАС России


4.1. Требования к текстам нормативных правовых актов ФАС России.

4.1.1. Все документы, создаваемые в ФАС России, печатаются четким ярким шрифтом через 1-2 интервала. В отдельных случаях по согласованию с исполнителем межстрочные интервалы могут быть изменены.

Для выделения части документа, заголовка, примечания могут использоваться шрифты других типов и размеров, жирное напечатание, курсив, измененный (уменьшенный) интервал между строками, смещение относительно границ основного текста.

При печатании таблиц также можно использовать шрифты других размеров.

4.1.2. Каждый напечатанный лист документа, оформленного как на бланке, так и без бланка, имеет следующие размеры:

левое - от 2,75 до 3,5 см;

правое - от 1,25 до 2,25 см;

нижнее - не менее 2 см;

верхнее - не менее 2,5 см.

При двустороннем печатании или копировании оборотная сторона листа документа имеет соответственно следующие размеры полей:

левое - от 1,25 до 2,25 см;

правое - от 2,75 до 3,5 см;

нижнее - не менее 2 см;

верхнее - не менее 2,5 см.

4.1.3. При оформлении текста документа на 2-х и более страницах вторая и последующая страницы должны быть пронумерованы.

Порядковые номера страниц проставляются арабскими цифрами посередине верхнего поля документа без знака точки. Первая страница документа или приложения не нумеруется.

4.1.4. Каждый документ состоит из отдельных составляющих элементов, называемых реквизитами.

Набор реквизитов, которые могут встретиться при составлении, оформлении и обработке документов, следующий:

Государственный герб РФ;

наименование органа - Федеральная авиационная служба России;

наименование вида документа;

гриф и пометка ограничения доступа к документу;

адресат;

гриф утверждения;

резолюция;

заголовок к тексту (краткое содержание);

отметка о наличии приложения;

подпись;

гриф согласования;

визы;

печать;

отметка о заверении копии;

фамилия исполнителя и номер его телефона.

В отдельном конкретном документе состав указанных реквизитов может быть дополнен или сокращен.

Документы ФАС России оформляются, как правило, на бланках установленной формы, которые имеют состав обязательных реквизитов и стабильный порядок их расположения.

Бланки документов изготавливаются на бумаге форматов А4 (210х297 мм) и А5 (148х210 мм) и применяются в зависимости от объема текста.

4.1.5. Тексты документов рекомендуется разделять на две основные части. В первой части указывается обоснование или основание составления документа. Во второй части излагаются выводы, предложения, указания или просьбы.

Если документ состоит из одной фразы, то в первой ее части также рекомендуется сообщать обоснование или причину создания документа, а во второй - указание или просьбу.

4.1.6. В отдельных случаях текст документа может содержать одну заключительную часть: приказы - распорядительную часть без преамбулы, распоряжения - предложение без пояснения и т.д.

4.1.7. Документы, содержащие информацию по различным вопросам деятельности (доклады, отчеты, обзоры) делятся на разделы (главы, пункты, подпункты), которые нумеруются арабскими цифрами. Нумерация подпунктов буквами допускается в исключительных случаях.

Разделы могут иметь заголовки, выражающие существо содержания.

4.1.8. При подготовке текстов документов рекомендуется:

заменять сложные предложения простыми;

применять устойчивые (трафаретные) словосочетания;

использовать прямой порядок слов и предложений;

употреблять в распорядительных документах глаголы неопределенной формы, например: "утвердить", "обязать", "отменить";

заменять местоимения существительными и т.д.

В распорядительных документах рекомендуется использовать языковые конструкции повелительного наклонения; применять устойчивые словесные формулы, например: "Приказываю" (в приказах), "Предлагаю" (в распоряжениях).

4.1.9. В текстах документов допускается употребление установленных наименований государственных органов исполнительной власти и министерств Российской Федерации. Не принятые, малоизвестные и произвольные сокращения не допускаются.

4.2. Оформление нормативных правовых актов ФАС России.

4.2.1. Нормативные правовые акты ФАС России издаются во исполнение федеральных законов Российской Федерации, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, постановлений, распоряжений и поручений Правительства Российской Федерации.

4.2.2. Нормативные правовые акты ФАС России, издаваемые на основании и во исполнение действующих законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации и по наиболее важным вопросам ФАС России, утверждаются директором ФАС России, а в его отсутствие - должностным лицом, исполняющим его обязанности.

Приложения к нормативным правовым актам ФАС России подписываются заместителями директора ФАС России или начальниками управлений.

4.2.3. Оформлению приказами директора ФАС России подлежат:

а) объявление федеральных законов Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, касающихся деятельности ФАС России;

б) поручения Президента и Правительства Российской Федерации, требующие незамедлительного исполнения;

в) утверждение и введение в действие положений, правил и инструкций при необходимости решения вопросов по проведению определенных организационных мероприятий, связанных с введением этих документов;

г) решения и поручения директора ФАС России по основным вопросам деятельности ФАС России, имеющие постоянный характер и обязательные к исполнению в управлениях, авиапредприятиях, учреждениях и организациях гражданской авиации;

д) объявление результатов расследований чрезвычайных происшествий, комплексных проверок и ревизий (по согласованию с директором ФАС России).

4.2.4. Инструкциями, издаваемыми директором ФАС России, оформляются документы, регулирующие организационные, научно-технические, технологические, экономические, финансовые и иные стороны деятельности управлений, авиапредприятий и организаций гражданской авиации.

Правила, инструкции и положения, введение которых не требует решения организационных вопросов, утверждаются директором ФАС России без издания приказов и распоряжений об их введении.

Датой издания этих документов является дата их подписания.

Время введения инструкций ФАС России совпадает с датой их утверждения или оговаривается особо на титульном листе в скобках после названия документа. Данные об отмене аналогичных документов, изданных ранее без введения их в действие приказами (распоряжениями), указываются на оборотной стороне титульного листа.

4.2.5. Распоряжениями, издаваемыми директором ФАС России, оформляются:

а) объявление и доведение до управлений, авиапредприятий, учреждений и организаций ФАС России нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся деятельности гражданской авиации, разъяснение порядка применения действующих федеральных законов Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации;

б) объявление приказов, инструкций и других нормативных правовых актов министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, обязательных для исполнения управлениями ФАС России, авиапредприятиями, учреждениями и организациями гражданской авиации, а также проведение вытекающих из них мероприятий;

в) решение вопросов информационно-методического характера по основной деятельности ФАС России, а также наиболее важных вопросов, связанных с организацией исполнения директивных документов вышестоящих органов, приказов, планов мероприятий и некоторых других документов ФАС России.

Поручения руководства по отдельным вопросам деятельности ФАС России, предусматривающие разовое выполнение мероприятий одним или несколькими управлениями ФАС России, авиапредприятиями, учреждениями и организациями гражданской авиации оформляются поручениями за подписью соответствующих руководителей.

4.2.6. Нормативные правовые акты должны издаваться только в тех случаях, когда это действительно необходимо. При этом не должно допускаться повторения вопросов, изложенных в ранее изданных документах, и издание документов, которые можно заменить отдельными письменными или устными поручениями.

4.2.7. Проекты нормативных правовых актов должны быть краткими, тщательно отредактированными, иметь заголовки и напечатаны на бланках установленных образцов.


5. Согласование и экспертиза проекта нормативного правового акта


5.1. Проект нормативного правового акта согласовывается с заинтересованными подразделениями ФАС России с первыми заместителями директора ФАС России и заместителями директора ФАС России по направлению деятельности, после чего представляется на согласование в ЗПУ ФАС России.

Проекты нормативных правовых актов ФАС России в обязательном порядке согласовываются со статс-секретарем - заместителем директора ФАС России, а проекты приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений Федеральной авиационной службы России с заместителем директора ФАС России, по обеспечению деятельности и организации работы аппарата ФАС России, управляющим делами ФАС России и начальником ЗПУ ФАС России.

Проекты нормативных правовых актов направляются на согласование с заинтересованными министерствами и ведомствами директором ФАС России или статс-секретарем - заместителем директора.

5.2. Проект нормативного правового акта представляется в ЗПУ ФАС России не менее чем за десять рабочих дней до истечения установленного срока разработки данного проекта.

5.3. Согласование проекта нормативного правового акта подразделениями ФАС России оформляется путем визирования соответствующими руководителями. Визы проставляются на оборотной стороне последнего листа подлинника нормативного правового акта.

При наличии в структурных подразделениях замечаний или возражений по проекту нормативного правового акта рабочая группа (или подразделение, ответственное за подготовку проекта нормативного правового акта) проводит совещание со специалистами этих структурных подразделений для урегулирования разногласий. Если на совещании найдено взаимоприемлемое решение, оно вносится в текст проекта, а руководители соответствующих структурных подразделений визируют проект. Если взаимоприемлемое решение не найдено, руководители соответствующих структурных подразделений обязаны завизировать проект нормативного правового акта с оговорками, а также приложить к нему справку с содержанием своих замечаний или возражений. В этом случае рабочая группа составляет таблицу разногласий, содержащую перечень замечаний и предложений, а также обоснование их непринятия.

Затем проект нормативного правового акта визируется заместителем директора ФАС России, курирующим структурные подразделения, ответственные за разработку данного проекта.

Подготовленный проект нормативного правового акта до его подписания (утверждения) должен быть проверен на соответствие законодательству Российской Федерации, а также правилам орфографии и пунктуации русского языка и завизирован руководителем ЗПУ ФАС России, который визирует проект нормативного правового акта последним.

После визирования проекта нормативного правового акта руководителем ЗПУ ФАС России внесение в него изменений без согласования с последним не допускается.

В случае несоответствия проекта нормативного правового акта законодательству Российской Федерации, ЗПУ ФАС России представляет мотивированное заключение с указанием надлежащего порядка урегулирования рассматриваемых вопросов.

5.4. По представлению ЗПУ ФАС России, проект нормативного правового акта статс-секретарем - заместителем директора ФАС России может быть направлен на правовую экспертизу, которая осуществляется научными организациями или независимыми экспертами на договорных началах с ФАС России, для чего предусматривается резерв в плане НИОКР и во внебюджетном фонде.

Правовая экспертиза проектов нормативных правовых актов завершается представлением заключения.

5.5. В случае вынесения научной организацией или независимыми экспертами отрицательного заключения решение о продолжении работы над проектом и/или целесообразности такой работы над проектом принимается директором или статс-секретарем - заместителем директора ФАС России.

Проведение экспертизы дает право ставить вопрос о продлении срока разработки проекта нормативного правового акта.

5.6. Решение о готовности проекта нормативного правового акта к внесению в государственные органы, обладающие правом принять данный нормативный правовой акт, принимается директором ФАС России или лицом, исполняющим его обязанности.


6. Принятие нормативного правового акта


6.1. Согласованный проект нормативного правового акта представляется руководителем подразделения ФАС России, ответственного за его разработку, после проверки правильности оформления проекта на подписание директору ФАС России для принятия решения в пределах компетенции директора, либо представления в государственные органы, обладающие правом принять данный нормативный акт, либо в государственные органы, обладающие правом законодательной инициативы для внесения проекта нормативного правового акта на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации.

6.2. К проекту нормативного правового акта, представляемого в государственные органы, обладающие правом принять данный нормативный правовой акт, либо в государственные органы, обладающие правом законодательной инициативы для внесения проекта нормативного правового акта на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации, прилагается пояснительная записка, содержащая:

а) обоснование необходимости его принятия, прогноза социально-экономических и иных последствий его принятия, а для законопроектов также и развернутую характеристику проекта, его целей, основных положений, место в системе действующего законодательства;

б) справку о состоянии нормативной правовой базы в данной сфере правового регулирования;

в) перечень нормативных правовых актов, отмены, изменения или принятия которых требует принятие данного проекта;

г) предложения о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации данного проекта нормативного правового акта;

д) финансово-экономическое обоснование.

Для законопроектов, кроме того, представляются:

- проект письма Правительства Российской Федерации в Государственную Думу Российской Федерации о внесении проекта федерального закона;

- проект распоряжения Правительства Российской Федерации о назначении официального представителя Правительства Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона;

- таблицу неучтенных при согласовании законопроекта замечаний и предложений заинтересованных министерств и ведомств с указанием причины их непринятия;

- оригиналы писем заинтересованных министерств и ведомств с изложением не принятых замечаний и предложений.

К проекту нормативного правового акта, предназначенного для принятия его директором ФАС России, прилагается пояснительная записка, содержащая:

а) обоснование необходимости и целесообразности принятия данного нормативного правового акта;

б) оценку ожидаемых социально-экономических последствий применения данного нормативного правового акта;

в) перечень нормативных правовых актов, подлежащих отмене или корректировке в связи с принятием данного нормативного правового акта.

Нормативные правовые акты подписываются (утверждаются) директором ФАС России или лицом, исполняющим его обязанности.

Подписанный (утвержденный) нормативный правовой акт должен иметь следующие реквизиты:

- наименование органа (органов), издавшего акт;

- наименование вида акта и его название;

- дата подписания (утверждения) акта и его номер;

- наименование должности и фамилии лица, подписавшего акт.

6.3. После представления проекта нормативного правового акта в государственные органы, обладающие правом принять данный нормативный правовой акт, либо в государственные органы, обладающие правом законодательной инициативы для внесения проекта нормативного правового акта на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации, подразделение, на которое возложена ответственность за подготовку данного проекта, совместно с ЗПУ ФАС России осуществляет сопровождение проекта нормативного правового акта при его прохождении по всем инстанциям, включая согласование с государственными органами в установленном порядке.

6.4. Нормативные правовые акты, принятие которых относится к компетенции Федерального Собрания Российской Федерации, Президента или Правительства Российской Федерации, принимаются и вступают в силу в соответствии с правилами, действующими в отношении соответствующих процедур указанных государственных органов.


7. Государственная регистрация нормативных правовых актов


7.1. Нормативные правовые акты ФАС России подлежат государственной регистрации, если в них имеются нормативные предписания, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера.

7.2. Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с правилами, действующими в отношении соответствующих процедур указанного государственного органа.

7.3. Подлежащие государственной регистрации нормативные правовые акты не позднее 5 дней со дня их подписания (утверждения) представляются в 4 экземплярах (подлинник и три копии) в Министерство юстиции Российской Федерации с сопроводительным письмом за подписью директора ФАС России.

Представление на государственную регистрацию нормативного правового акта, изданного совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти, возлагается на орган, который указан первым в числе подписавших (утвердивших) акт.

К нормативному правовому акту прилагается справка, содержащая:

- основания издания нормативного правового акта;

- сведения обо всех действующих нормативных правовых актах по данному вопросу и информацию о сроках их приведения в соответствие с принятым актом;

- сведения о согласовании акта с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и другими органами, если такое согласование является обязательным.

Представленный на государственную регистрацию нормативный правовой акт должен быть завизирован, а прилагаемая справка подписана начальником ЗПУ ФАС России.

7.4. Нормативные правовые акты, принимаемые ФАС России и прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, вступают в силу со дня официального опубликования в установленном порядке, если в самом акте не указан более поздний срок. Акты, не подлежащие опубликованию в соответствии с действующим законодательством, вступают в силу со дня присвоения им номера государственной регистрации, если в самом акте не указан более поздний срок.

ГАРАНТ:

Согласно Указу Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу


Нормативные правовые акты, принимаемые ФАС России, не подпадающие под пункт 7.1 настоящего Положения, вступают в силу с даты их утверждения Директором ФАС России.

7.5. Нормативные правовые акты, подпадающие под пункт 7.1 настоящего Положения и не прошедшие государственную регистрацию в установленном порядке, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий и не могут служить правовым основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.

7.6. Изменения и дополнения, вносимые в нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию, подлежат регистрации в том же порядке.


8. Мониторинг за применением нормативных правовых актов


8.1. Законодательно-правовое управление ФАС России осуществляет мониторинг за применением нормативных правовых актов, с целью оценки эффективности регулирования ими деятельности в гражданской авиации и внесение в них необходимых изменений и дополнений.

8.2. Подготовка предложений о внесении изменений и дополнений в нормативные правовые акты, принятие которых относится к компетенции высших органов законодательной власти, а равно внесение таких изменений и дополнений в нормативные правовые акты, принятые ФАС России, осуществляется в порядке, определяемом настоящим Положением.


Статс-секретарь - заместитель директора
ФАС России

К.К.Руппель



Приказ Федеральной авиационной службы РФ от 3 августа 1998 г. N 243 "Об утверждении и введении в действие Положения "О порядке подготовки Федеральной авиационной службой России нормативных правовых актов"


Текст приказа официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.