Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 марта 2010 г. N 33-Г10-2 О признании частично не действующими приложений 8 и 17 Закона Ленинградской области от 10 марта 2004 г. N 17-оз "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципальных образований Всеволожский район и Выборгский район и муниципальных образований в их составе"

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 марта 2010 г. N 33-Г10-2


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пирожкова В.Н.,

судей Борисовой Л.В. и Ксенофонтовой О.А.,

при секретаре Царевой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Симакова С.А. о признании недействующими (в части) Приложений 8 и 17 Областного закона от 10 марта 2004 г. N 17-оз "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципальных образований Всеволожский район и Выборгский район и муниципальных образований в их составе" и возложении на Законодательное собрание Ленинградской области обязанности по приведению указанных Приложений в соответствие с федеральным законодательством по кассационной жалобе Симакова С.А. на решение Ленинградского областного суда от 17 декабря 2009 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения представителей Симакова С.А. - Брусовой З.К. и Яршина М.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения представителя Законодательного собрания Ленинградской области Малкина Д.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Симаков С.А. обратился в суд с заявлением о признании недействующими Приложений 8 и 17 Областного закона Ленинградской области от 10 марта 2004 г. N 17-оз "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципальных образований Всеволожский район и Выборгский район и муниципальных образований в их составе" в части отнесения деревни Кавголово к муниципальному образованию "Токсовское городское поселение" и возложении на Законодательное собрание Ленинградской области обязанности по приведению указанных Приложений в соответствие с федеральным законодательством, сославшись на то, что является жителем деревни Кавголово, исторически сложилось, что данная деревня входила в состав Вартемягской волости. При утверждении оспариваемых Приложений, содержащих картографическое описание границ Токсовского городского и Агалатовского сельского поселений, нарушены требования Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", Областного закона от 17.04.1996 N 9-оз "Об административно-территориальном устройстве Ленинградской области", Областного закона от 31.07.2008 N 93-оз "Об установлении границ и правового режима пригородной зоны поселка городского типа Токсово муниципального образования "Токсовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области". Изменение границ муниципального образования, в результате которого указанная деревня вошла в состав Токсовского городского поселения, произведено без учета исторических традиций и без учета мнения населения.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название Федерального закона следует читать как "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"


Решением Ленинградского областного суда от 17 декабря 2009 г. в удовлетворении указанного заявления отказано.

В кассационной жалобе Симаков С.А. просит об отмене решения суда, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, и принятии нового решения об удовлетворении заявления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не находит.

Из материалов дела следует, что Ленинградской областью принят Закон от 10 марта 2004 г. N 17-оз "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципальных образований Всеволожский район и Выборгский район и муниципальных образований в их составе" (далее Областной закон).

В преамбуле указано, что данный Областной закон принят в целях организации местного самоуправления на территории Ленинградской области в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ.

Пунктом 1 статьи 1 установлены границы и наделены статусом городского поселения ряд муниципальных образований, в их числе -"Токсовское городское поселение" (приложение 8).

Пунктом 1 статьи 2 установлены границы и наделены статусом сельского поселения ряд муниципальных образований, в их числе -"Агалатовское сельское поселение" (приложение 17).

На основании статьи 3 названные поселения включены в состав муниципального района Всеволожский район. Установлены границы муниципального образования Всеволожский район (приложение 35).

Муниципальное образование Всеволожский район наделено статусом муниципального района.

Приложение 8 к Областному закону содержит картографическое описание границ Токсовского городского поселения во Всеволожском районе. В частности, отмечено, что по смежеству с Агалатовским сельским поселением граница проходит далее на север по автодороге на Нижние Осельки - огибая населенный пункт Кавголово по западной границе - доходит до грунтовой дороги, пересекающей ее севернее населенного пункта Кавголово.

В Приложении 17 приводится картографическое описание границ Агалатовского сельского поселения во Всеволожском районе и отражено, что по смежеству с Токсовским городским поселением граница проходит далее на юг по той же автодороге, огибая населенный пункт Кавголово по западной границе, до пересечения с автодорогой Токсово-Скотное.

Суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый (в части) нормативный правовой акт Ленинградской области не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и прав заявителя не нарушает.

Границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 11 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 131-ФЗ).

В соответствии с ч. 3 ст. 12 названного Федерального закона изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 85 упомянутого Закона, в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 марта 2005 г. устанавливают в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.

Согласно абз. 2 ч. 3 ст. 84 того же Федерального закона наделение законом субъекта Российской Федерации городских, сельских населенных пунктов, расположенных в границах района, являющегося муниципальным образованием на день вступления в силу настоящей главы, статусом городских, сельских поселений в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 85 настоящего Федерального закона не является изменением границ, преобразованием указанного района.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что на момент вступления в силу главы 12 Федерального закона N 131-ФЗ самостоятельными муниципальными образованиями на территории Всеволожского административного района являлись "Сертолово", "Колтушская волость" и "Всеволожский район Ленинградской области".

Также установлено, что муниципальные образования "Агалатовское сельское поселение" и "Токсовское городское поселение" являются вновь образованными муниципальными образованиями на основании п. 1 ч. 1 ст. 85 Федерального закона N 131-ФЗ, при этом установлены границы названных муниципальных образований.

Поскольку оспариваемым Законом Ленинградской области решался вопрос об установлении границ муниципального образования и наделении соответствующих муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, что являлось исключительным полномочием законодательного органа Ленинградской области, то учет мнения населения по данному вопросу не требовался.

Суд проверил и признал несостоятельными доводы заявителя о нарушении требований п. 3 ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 131-ФЗ, указав, что вхождение деревень Агалатово и Кавголово в Вартемягскую волость свидетельствует лишь об историческом нахождении этих деревень на территории Ленинградской области (Всеволожского района). Из положений упомянутого Федерального закона не следует, что при создании вновь образованных муниципальных образований в порядке главы 12 настоящего Федерального закона должны сохраняться ранее существовавшие административно-территориальные единицы. Оспариваемым законом исторически сложившаяся территория деревни Кавголово вошла в состав муниципального образования "Токсовское городское поселение", исходя из принципа транспортной доступности и инфраструктурных связей поселка Токсово и деревни Кавголово и несоответствия муниципального образования "Агалатовское сельское поселение" положениям ст. 11 Федерального закона о пешей доступности административного центра для жителей деревни Кавголово.

Согласно ч. 1 ст. 253 ГПК РФ, суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно определены судом и применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Доводы Симакова С.А., изложенные в его кассационной жалобе, не содержат ссылки на обстоятельства, предусмотренные законом в качестве оснований для отмены решения суда в кассационном порядке.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 360, п. 1 ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Ленинградского областного суда от 17 декабря 2009 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Симакова С.А. - без удовлетворения.


Председательствующий

Пирожков В.Н.


Судьи

Борисова Л.В.



Ксенофонтова О.А.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 марта 2010 г. N 33-Г10-2


Текст определения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.