Решение Верховного Суда РФ от 7 октября 2010 г. N ГКПИ10-1058 Об отказе в признании частично не действующими подпункта "г" пункта 15 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 гг., утв. постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 г. N 285, и абзаца второго раздела VI "Механизм реализации подпрограммы" Паспорта подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 гг., утв. постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. N 675

Решение Верховного Суда РФ от 7 октября 2010 г. N ГКПИ10-1058


Верховный Суд Российской Федерации в составе

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре Грачевой О.С.,

с участием прокурора Федотовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Черноштана Д.А. о признании частично недействующими подпункта "г" пункта 15 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. N 285, и абзаца второго раздела VI "Механизм реализации подпрограммы" Паспорта подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675, установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы. В её состав включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей". Нормативный правовой акт официально опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации" 24 сентября 2001 г., N 39, "Российской газете" 26 сентября 2001 г., N 187.

Во втором предложении абзаца второго раздела VI "Механизм реализации подпрограммы" Паспорта подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (далее - Подпрограмма) установлено, что право использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома предоставляется молодым семьям - участникам подпрограммы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. N 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (далее - Правила). Постановление официально опубликовано в "Российской газете" 19 мая 2006 г., N 105, "Собрании законодательства Российской Федерации" 22 мая 2006 г., N 21.

Подпунктом "г" пункта 15 Правил предусмотрено, что для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 января 2006 г.

Черноштан Д.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими вышеприведенных норм в части, требующей для участия в подпрограмме и использовании права на социальную выплату признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения кредитного договора (договора займа). Считает, что оспариваемые положения противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации, основным целям и задачам указанной подпрограммы, приводят к снижению уровня социальной защиты молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. По мнению заявителя, молодая семья должна соответствовать предъявленным требованиям на день добровольного волеизъявления, а не на момент заключения кредитного договора (договора займа).

Заявитель в судебное заседание не явился, о времени и месте заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству регионального развития Российской Федерации (поручение от 15 сентября 2010 г. N СС-П9-6336). Представители Правительства Российской Федерации Нечаев М.В., Касьянова Ж.С. возражали против удовлетворения заявления и пояснили, что оспариваемые положения не противоречат действующему законодательству и не нарушают прав граждан.

Обсудив доводы заявителя, выслушав представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей необходимым в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Правительство Российской Федерации, действуя в соответствии со своими полномочиями, предусмотренными абзацами третьим и пятым части первой статьи 13 и абзацами вторым и седьмым статьи 16 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в рамках осуществления нормативно-правового регулирования в социальной сфере общественных отношений в целях содействия решению жилищных проблем молодой семьи утвердило оспариваемые Правила, регламентирующие предоставление этим семьям социальной выплаты, и Подпрограмму, в частности раздел VI "Механизм реализации подпрограммы", предусматривающий издание таких правил.

Закрепив в оспариваемых Правилах и Подпрограмме право молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе предусмотреть, что молодая семья имеет право на участие в Подпрограмме и использование социальной выплаты на приобретение жилья при условии признания её нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа).

Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу по отношению к оспариваемым Правилам и Подпрограмме, устанавливающего иные условия, при которых молодая семья вправе стать участником Подпрограммы и получить социальную выплату, не имеется.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 27 мая 2010 г. N 738-О-О по жалобе Черноштана Дмитрия Александровича, закрепив право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из статей 38 (часть 1), 40 и 114 (пункты "в" и "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплаты (подпункт "а" пункта 5 и подпункт "г" пункта 15 Правил) - признание молодой семьи в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения кредитного договора (договора займа) и ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты. Такое регулирование нельзя расценивать как нарушение конституционных прав граждан (пункт 2).

Довод заявителя о противоречии оспариваемых нормативных положений нормам Жилищного кодекса Российской Федерации не соответствует действительности. Данный Кодекс не регулирует отношения, связанные с предоставлением молодым семьям социальных выплат, и не устанавливает перечень документов, необходимых для предоставления в орган местного самоуправления для участия в подпрограмме.

Необоснован и довод заявителя о несоответствии оспариваемых положений основным целям и задачам Подпрограммы. Подпункт "г" пункта 15 Правил и абзац второй раздела VI Подпрограммы не ограничивают права лиц, отвечающих требованиям данных нормативных актов.

В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:

в удовлетворении заявления Черноштана Д.А. о признании частично недействующими подпункта "г" пункта 15 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. N 285, и абзаца второго раздела VI "Механизм реализации подпрограммы" Паспорта подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675, отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.


Судья Верховного Суда
Российской Федерации 

В.А. Емышева


Оспаривались отдельные нормы, касающиеся предоставления молодым семьям соцвыплат на приобретение жилья.

Такая поддержка предусмотрена в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" (ФЦП "Жилище" на 2002-2010 гг.).

Согласно данным положениям соцвыплата предоставляется на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома. Право на нее имеют молодые семьи-участники подпрограммы, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа).

По мнению заявителя, эти нормы противоречат ЖК РФ, основным целям и задачам указанной подпрограммы. Молодая семья должна соответствовать предъявленным требованиям на день добровольного волеизъявления, а не на момент заключения названного договора.

ВС РФ отклонил эти доводы и пояснил следующее.

Правительство РФ в оспариваемых нормах было вправе предусмотреть названные критерии для участия молодой семьи в подпрограмме. Нормативного правового акта, имеющего большую юрсилу (по отношению к актам, нормы которых оспариваются) и устанавливающего иные условия, при которых молодая семья вправе стать участником подпрограммы, нет.

Довод заявителя о противоречии оспариваемых положений нормам ЖК РФ несостоятелен. Данный кодекс не регулирует отношения, связанные с предоставлением молодым семьям соцвыплат.


Решение Верховного Суда РФ от 7 октября 2010 г. N ГКПИ10-1058


Текст решения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение