Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 октября 2010 г. N 63-Г10-8 Об отказе в признании недействующим абзаца 4 части 1 статьи 3 Закона Ненецкого автономного округа от 6 января 2005 года N 542-ОЗ "Об Администрации Ненецкого автономного округа и иных органах исполнительной власти Ненецкого автономного округа"

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 октября 2010 г. N 63-Г10-8


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Меркулова В.П.,

судей Анишиной В.И. и Калининой Л.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению и.о. прокурора Ненецкого автономного округа о признании недействующим абзаца 4 части 1 статьи 3 Закона Ненецкого автономного округа от 6 января 2005 года N 542-ОЗ "Об Администрации Ненецкого автономного округа и иных органах исполнительной власти Ненецкого автономного округа" (в редакции Законов округа от 21.05.2007 г. N 63-ОЗ, от 26.06.2008 г. N 37-ОЗ) по кассационному представлению прокурора округа на решение Суда Ненецкого автономного округа от 30 июля 2010 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

и.о. прокурора Ненецкого автономного округа обратился в суд с заявлением о признании недействующим абзаца 4 части 1 статьи 3 Окружного закона "Об Администрации Ненецкого автономного округа и иных органах исполнительной власти Ненецкого автономного округа", ссылаясь на то, что оспариваемая норма Окружного Закона противоречит статье 2.1, пункту 7 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статье 1 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Указу Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 года N 1381 "О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации", поскольку в соответствии с ней глава Администрации округа имеет право назначать в состав Администрации округа руководителей исполнительных органов государственной власти округа, непосредственно не поименованных в законе, и тем самым фактически определять государственные должности Ненецкого автономного округа. Вместе с тем, государственные должности округа должны устанавливаться только Уставом и законами округа. Также полагает, что оспариваемая норма предоставляет главе Администрации НАО необоснованно широкие пределы усмотрения при формировании администрации округа и поэтому является коррупциогенной.

Решением Суда Ненецкого автономного округа от 30 июля 2010 года постановлено: в удовлетворении заявления и.о. прокурора Ненецкого автономного округа о признании абзаца 4 части 1 статьи 3 Закона Ненецкого автономного округа от 6 января 2005 года N 542-ОЗ "Об Администрации Ненецкого автономного округа и иных органах исполнительной власти Ненецкого автономного округа" (в редакции Законов Ненецкого автономного округа от 21.05.2007 г. N 63-ОЗ, от 26.06.2008 г. N 37-ОЗ) содержащим коррупциогенный фактор, противоречащим федеральному законодательству и недействующим - отказать.

В кассационном представлении ставится вопрос об отмене решения ввиду того, что суд неправильно применил материальный закон, допустил существенные нарушения норм процессуального права, дал неправильную оценку доводам заявления.

В судебное заседание на рассмотрение дела по кассационной жалобе лица, участвующие в деле, не явились, о месте времени заседания они извещены надлежащим образом, их неявка в судебное заседание не является препятствием для рассмотрения дела в кассационном порядке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для его удовлетворения.

Согласно абз. 4 ч. 1 ст. 3 Окружного закона членами Администрации Ненецкого автономного округа (высшего исполнительного органа государственной власти округа) являются руководители иных органов исполнительной власти Ненецкого автономного округа, назначенные в состав Администрации округа главой Администрации округа.

В силу ст.ст. 2, 5, 17, 18 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации" установление системы органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и порядка формирования высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации относится к полномочиям законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, а установление структуры органов исполнительной власти и непосредственное формирование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации - к полномочиям высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Нормы Федерального закона N 184-ФЗ не содержат предписаний по установлению в законе субъекта Российской Федерации требований к количественному составу членов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также к определению в законе конкретного перечня должностей указанного высшего исполнительного органа.

В силу части 3 статьи 20 Федерального закона N 184-ФЗ наименование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 35 Устава Ненецкого автономного округа Администрация Ненецкого автономного округа состоит из главы администрации округа, первых заместителей главы администрации округа, заместителей главы администрации округа, руководителей органов исполнительной власти округа в области социальной защиты населения, управления финансами, управления государственным имуществом округа, а также руководителей иных органов исполнительной власти округа, назначенных в состав администрации округа главой администрации округа в соответствии с законом округа.

Состав Администрации округа согласно статье 32 Устава Ненецкого автономного округа формируется главой Администрации Ненецкого автономного округа.

Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 3 Закона округа "Об Администрации Ненецкого автономного округа и иных органах исполнительной власти Ненецкого автономного округа".

Таким образом, глава Администрации Ненецкого автономного округа полномочия по формированию Администрации Ненецкого автономного округа осуществляет самостоятельно и в соответствии с положениями Устава и закона округа.

Законодатель - Собрание депутатов округа не наделено федеральным законом полномочиями по формированию Администрации округа.

Определение в Законе исчерпывающего перечня иных органов исполнительной власти округа, руководители которых назначаются в состав Администрации Ненецкого автономного округа, на что ссылается прокурор округа, подменяет полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, как главы исполнительной власти, несущего ответственность за ее деятельность.

При таких обстоятельствах является правильным вывод суда о том, что оспариваемое положение Закона округа не вступает в противоречие с нормами федерального законодательства, а также с положениями Устава Ненецкого автономного округа.

При этом применение указанной нормы не нарушает интересов Российской Федерации, а также ее применением не нарушаются права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц.

Доводы кассационного представления о несоответствии оспариваемой нормы федеральному законодательству в связи с тем, что она предполагает возможность установления главой Администрации округа государственных должностей Ненецкого автономного округа, являются также необоснованными.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственные должности субъектов Российской Федерации - это должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2.1 Федерального закона N 184-ФЗ, Указом Президента РФ от 04.12.2009 года N 1381 "О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации", утвержден Перечень типовых государственных должностей субъектов РФ, к которым относится и должность члена высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

В соответствии с федеральными законами государственные должности Ненецкого автономного округа определены окружным Законом от 06.01.2005 года N 538-ОЗ "О статусе лиц, замещающих государственные должности Ненецкого автономного округа".

Таким образом, являются несостоятельными доводы представления о том, что оспариваемая норма предоставляет главе Администрации округа право определять государственные должности Ненецкого автономного округа.

Доводы о том, что не определение количественного состава высшего и постоянно действующего коллегиального органа исполнительной государственной власти округа создает предпосылки к коррупционным проявлениям со стороны главы Администрации округа, также являются необоснованными.

Согласно основным принципам организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, определенным в статье 2 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", оценка нормативных правовых актов осуществляется во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами, и результаты антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов должны быть обоснованными, объективными и проверяемыми.

В оспариваемой норме ни один из коррупциогенных факторов, отраженных в Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, не содержится.

Таким образом, включение Главой Администрации в состав Администрации руководителей иных органов исполнительной власти, определение количественного состава этого органа не является элементом коррупционного фактора со стороны главы Администрации округа, поскольку полномочие по формированию Администрации округа, включая полномочие по определению ее персонального состава Федеральным законом отнесено к вопросам исключительной компетенции главы Администрации округа.

Кроме того, федеральными законами ограничение количественного состава высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не установлено, равно как и отсутствует указание на необходимость установления такого ограничения в Уставе или законе субъекта Российской Федерации.

Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационном представлении, не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Суда Ненецкого автономного округа от 30 июля 2010 года оставить без изменения, а кассационное представление прокурора округа - без удовлетворения.


Председательствующий

Меркулов В.П.


Судьи

Анишина В.И.



Калинина Л.А.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 октября 2010 г. N 63-Г10-8


Текст определения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.