Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 октября 2010 г. N 67-Г10-27 Об отказе в признании недействующим пункта 21 Положения об Администрации Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области, утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 19 апреля 2010 года N 131

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 октября 2010 г. N 67-Г10-27


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Пирожкова В.Н.,

судей - Анишиной В.И. и Еременко Т.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению прокурора, участвующего в деле, на решение Новосибирского областного суда от 9 августа 2010 года, которым отказано в удовлетворении заявления исполняющего обязанности прокурора Новосибирской области о признании недействующим пункта 21 Положения об Администрации Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области, утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 19 апреля 2010 года N 131.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

пунктом 3 Постановления Губернатора Новосибирской области от 19 апреля 2010 года N 131 утверждено Положение об Администрации Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области (далее - Положение).

Постановление Губернатора Новосибирской области опубликовано в печатном издании "Советская Сибирь", N 108, 4 июня 2010 года.

Пунктом 21 Положения к основным функциям администрации отнесено рассмотрение протестов, требований и представлений прокуратуры Новосибирской области и подготовка ответов по ним.

Исполняющий обязанности прокурора Новосибирской области обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункта 21 указанного Положения, ссылаясь на его противоречие статьям 1, 9.1, 23, 28 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". По мнению прокурора, в силу требований данного Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1, протест прокурора приносится в Правительство Новосибирской области, Губернатору Новосибирской области, руководителям областных исполнительных органов государственной власти, которые обязаны рассмотреть их в установленные законом сроки. Поскольку протесты не приносятся в Администрацию Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области либо её руководителю, администрация не может быть наделена полномочиями по рассмотрению данных документов.

Решением Новосибирского областного суда от 9 августа 2010 года в удовлетворении заявления исполняющего обязанности прокурора Новосибирской области отказано.

В кассационном представлении прокурор, участвующий в деле, просит решение отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации.

Силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В соответствии с частью 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

Образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (Преамбула Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

Исходя из анализа приведенных положений федерального законодательства, суд пришел к правомерному выводу о том, что Новосибирская область как субъект Российской Федерации вправе устанавливать систему и структуру органов государственной власти субъекта, их компетенцию и функциональные обязанности, в связи с чем обоснованно указал на то, что оспариваемые прокурором положения приняты по вопросам, отнесенным к ведению органов государственной власти субъекта Российской Федерации и в пределах предоставленных им полномочий.

При этом оспариваемая норма в системном её истолковании не наделяет администрацию Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области разрешать по существу вопросы, содержащиеся в протестах, требованиях и представлениях, приносимых прокуратурой Новосибирской области. Рассмотрение таких актов прокурорского реагирования, подготовка ответов по ним отнесена к основным функциям этого органа государственной власти правомерно, поскольку целью создания администрации Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области как государственного органа субъекта Российской Федерации и является обеспечение деятельности Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области, правомочие разрешения данных актов прокурорского реагирования и дача ответов по ним по существу принадлежит самим органам государственной власти субъекта - Губернатору Новосибирской области и Правительству Новосибирской области.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в кассационном представлении, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Новосибирского областного суда от 9 августа 2010 года оставить без изменения, ... кассационное представление прокурора, участвующего в деле - без удовлетворения.


Председательствующий

Пирожков В.Н.


Судьи

Анишина В.И.



Еременко Т.И.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 октября 2010 г. N 67-Г10-27


Текст определения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.