Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 октября 2010 г. N 48-Г10-32 Оснований для отмены регистрации списка кандидатов в депутаты нет, поскольку факт подкупа избирателей, а также использования губернатором области преимуществ своего должностного (служебного) положения при проведении предвыборной агитации заявителями не доказан

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 октября 2010 г. N 48-Г10-32


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Меркулова В.П.,

судей - Анишиной В.И. и Калининой Л.А.,

при секретаре - Аверине А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе уполномоченного представителя избирательного объединения "Челябинское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" (далее - ЧРО РОПД "Яблоко") на решение Челябинского областного суда от 3 октября 2010 года, которым отказано в удовлетворении заявления уполномоченного представителя избирательного объединения "Челябинское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко"" об отмене регистрации списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области по единому избирательному округу, выдвинутого Челябинским региональным отделением Всероссийской политической партии "Единая Россия".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения представителя Челябинского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" Миронова A.M., возражавшего против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 9 июля 2010 года N 2396 на 10 октября 2010 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Челябинской области нового созыва.

Постановлением Избирательной комиссии Челябинской области от 8 сентября 2010 года N 102/843-4 зарегистрирован список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области по единому избирательному округу, выдвинутый Челябинским региональным отделением Партии "Единая Россия" (л.д. 47).

Постановлением Избирательной комиссии Челябинской области от 8 сентября 2010 года N 102/846-4 зарегистрирован список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области по единому избирательному округу, выдвинутый Челябинским региональным отделением Партии "Яблоко" (л.д. 45-46).

Уполномоченный представитель избирательного объединения "Челябинское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" обратился в суд с заявлением об отмене регистрации списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области по единому избирательному округу, выдвинутого Челябинским региональным отделением партии "Единая Россия".

В обоснование заявленных требований заявитель указал на то, что 21 и 22 сентября 2010 года на 31 канале в новостях был показан сюжет предвыборной агитации "Выборы 2010" о выплатах всем пенсионерам ко дню пожилого человека по 500 рублей, при этом был показан кандидат от избирательного объединения политической партии "Единая Россия" Юревич М., который являясь губернатором Челябинской области, лично продемонстрировал знак внимания к пожилым людям. Указанные действия, по мнению заявителя, должны расцениваться как использование губернатором своего должностного положения и подкуп избирателей, что нарушает требования Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также статей 21, 35 Закона Челябинской области от 25 августа 2005 года N 398-ЗО "О выборах депутатов Законодательного Собрания Челябинской области". Кроме того, действиями Челябинского регионального отделения Партии "Единая Россия", выразившимися в размещении в интернете материалов агитационного характера, нарушена статья 25 указанного Закона Челябинской области от 25 августа 2005 года N 398-ЗО.

Решением Челябинского областного суда от 3 октября 2010 года в удовлетворении заявления уполномоченного представителя избирательного объединения "Челябинское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" отказано.

Челябинское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" в кассационной жалобе просит решение отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к следующему.

В соответствии пунктом 8 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация списка кандидатов может быть отменена судом по заявлению избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в случаях, в частности:

в) неоднократного использования руководителем избирательного объединения преимуществ своего должностного или служебного положения;

г) установления факта подкупа избирателей избирательным объединением, его доверенным лицом, уполномоченным представителем, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией.

Аналогичные положения содержатся в пунктах 3, 4 части 8 статьи 60 Закона Челябинской области от 25 августа 2005 года N 398-ЗО "О выборах депутатов Законодательного Собрания Челябинской области".

Согласно пункту 1 статьи 40 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что на выборах в представительные органы муниципальных образований при определенном числе избирателей в избирательном округе (но не более пяти тысяч избирателей) зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной службе, на время их участия в выборах могут не освобождаться от выполнения должностных или служебных обязанностей (пункт 2 статьи 40 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).

Аналогичные положения содержатся в статье 21 Закона Челябинской области от 25 августа 2005 года N 398-ЗО.

В силу пункта 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Рассматривая настоящее дело, суд, руководствуясь требованиями действующего избирательного законодательства, пришел к правильному выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных ЧРО политической партии "РОДП "Яблоко" требований, поскольку установил, что предусмотренных Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ оснований для отмены регистрации списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области по единому избирательному округу, выдвинутого Челябинским региональным отделением Партии "Единая Россия", не имеется.

При этом суд исходил из вывода о том, что факт подкупа избирателей, а также использования губернатором Челябинской области Юревичем М.В. преимуществ своего должностного (служебного) положения при проведении предвыборной агитации заявителями не доказан и в судебном заседании не установлен.

Кроме того, как указал в решении суд, Юревич М.В. ни руководителем, ни доверенным лицом, ни уполномоченным представителем ЧРО партии "Единая Россия" не является.

Указанные выводы суда основаны на обстоятельствах, установленных в ходе судебного разбирательства, подтвержденных собранными по делу доказательствами, результаты оценки которых в соответствии с требованиями статьей 56, 67, 196, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исчерпывающим образом изложены в судебном решении.

Оснований не согласиться с такой оценкой суда первой инстанции, Судебная коллегия не находит.

При таких обстоятельствах постановленное судом решение следует признать законным и обоснованным.

Доводы кассационной жалобы фактически воспроизводят доводы заявления, которые получили соответствующую правовую оценку в решении суда первой инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Челябинского областного суда от 3 октября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу уполномоченного представителя избирательного объединения "Челябинское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко"" - без удовлетворения.


Председательствующий

Меркулов В.П.


Судьи

Анишина В.И.



Калинина Л.А.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 октября 2010 г. N 48-Г10-32


Текст определения официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.