Решение Верховного Суда РФ от 11 ноября 2010 г. N ГКПИ10-1213 Об отказе в признании недействующим приказа Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства"

Решение Верховного Суда РФ от 11 ноября 2010 г. N ГКПИ10-1213

ГАРАНТ:

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 27 января 2011 г. N КАС10-710 настоящее решение оставлено без изменения

Верховный Суд Российской Федерации

в составе судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,

при секретаре Степанищеве А.В.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация "Союз дорожников и строителей Курской области", саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство строителей Воронежской области о признании недействующим приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", установил:

приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 апреля 2010 г., регистрационный N 16902, (далее - Приказ) утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень) (пункт 1).

Работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, закреплены в Перечне в трех разделах: "Виды работ по инженерным изысканиям"; "Виды работ по подготовке проектной документации"; "Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту". В соответствии со сноской к Перечню снабженные астериском (знаком "*") виды и группы видов работ требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 2 Приказа предусмотрено, что Перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей); жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования. Виды работ по подготовке проектной документации, содержащиеся в Перечне, могут выполняться индивидуальным предпринимателем самостоятельно (лично), а виды работ по инженерным изысканиям, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту - только с привлечением работников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Пунктом 3 Приказа признан утратившим силу приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. N 274, в редакции от 21 октября 2009 г. N 480, "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".

Приказ вступил в силу с 1 июля 2010 г. (пункт 4).

Некоммерческое партнерство "Саморегулируемая организация "Союз дорожников и строителей Курской области" и саморегулируемая организация Некоммерческое партнерство строителей Воронежской области обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании Приказа недействующим. В заявлении указано, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит статье 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), которая не предусматривает замену ранее выданных организациям свидетельств о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объектов капитального строительства, в связи с утверждением нового Перечня, а также статье 15 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и постановлению Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. N 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области", поскольку наименования видов работ в Перечне не соответствуют видам работ, указанным в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93), утвержденном постановлением Госстандарта Российской Федерации от 6 августа 1993 г. N 17.

В судебном заседании представители заявителей Умеренкова И.Н. и Морозов С.В. поддержали заявление по изложенным в нем доводам и просили о его удовлетворении в полном объеме.

Представители Министерства регионального развития Российской Федерации Мавдриков Е.С., Нечаев М.В. и Сидоров И.А., представитель Министерства юстиции Российской Федерации Михалевич В.И. требование заявителей не признали, ссылаясь на то, что Приказ издан в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти, соответствует нормам действующего законодательства Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов субъектов соответствующих правоотношений.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., просившей требование заявителей оставить без удовлетворения, суд находит заявление некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация "Союз дорожников и строителей Курской области" и саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство строителей Воронежской области не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из преамбулы Приказа видно, что он принят во исполнение части 5 статьи 8 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 864 "О мерах по реализации Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Названной нормой Федерального закона определено, что в течение трех месяцев со дня его вступления в силу уполномоченный федеральный орган исполнительной власти устанавливает перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Аналогичное положение содержится в части 4 статьи 55.8 Кодекса, закрепляющей, что перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов. При этом частью 7 статьи 8 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ Правительству Российской Федерации предписано определить федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на установление перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 864 "О мерах по реализации Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждается Министерством регионального развития Российской Федерации.

Из вышеизложенного следует, что, принимая оспариваемый Приказ, Министерство регионального развития Российской Федерации действовало в пределах имеющихся у него полномочий.

В силу части 9 статьи 55.8 Кодекса свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается саморегулируемой организацией без ограничения срока и территории его действия. С утверждением заявителей о том, что Приказ противоречит приведенной норме, так как прекращает действие свидетельств о допуске к работам, выданных ранее на основании приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. N 274, суд согласиться не может, поскольку таких предписаний в нем не содержится.

Более того, данное утверждение не согласуется с частью 7 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 240-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливающей, что свидетельства о допуске к определенным виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные саморегулируемой организацией до 1 июля 2010 г. в соответствии с перечнем видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в случае внесения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти изменений в этот перечень в части изменения наименований тех же видов работ, о допуске к которым выдано указанное свидетельство, действуют до 1 января 2011 г.

Довод заявителей о противоречии Приказа статье 15 Федерального закона "О техническом регулировании" мотивирован тем, что виды работ, указанные в Перечне, должны соответствовать Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93). Однако этот довод не может быть признан обоснованным ввиду того, что названная статья предусматривает обязательность применения общероссийских классификаторов при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информации, то есть при разрешении тех вопросов, которые Приказ не регулирует. Издание Приказа не имело целью создание государственных информационных систем, информационных ресурсов и установление межведомственного информационного обмена. При этом ни в Кодексе, ни в иных федеральных законах, регулирующих отношения, связанные с созданием и деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, разработки проектной документации и строительства объектов капитального строительства, не имеется норм, возлагающих на Министерство регионального развития Российской Федерации обязанность по разработке и утверждению Перечня в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93).

По приведенным основаниям является ошибочным и довод о несоответствии Приказа постановлению Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. N 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области", которое также говорит об обязательности применения общероссийских классификаторов при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов, при межведомственном обмене информацией и в других случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации, решил:

некоммерческому партнерству "Саморегулируемая организация "Союз дорожников и строителей Курской области", саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство строителей Воронежской области в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия судом в окончательной форме.


Судья Верховного Суда РФ

В.Ю. Зайцев



Решение Верховного Суда РФ от 11 ноября 2010 г. N ГКПИ10-1213


Текст решения официально опубликован не был


Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 27 января 2011 г. N КАС10-710 настоящее решение оставлено без изменения


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение