Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 ноября 2010 г. N 56-Г10-22 Решение о признании недействующим пункта 7 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Приморского края, и государственными гражданскими служащими Приморского края, и соблюдения государственными гражданскими служащими Приморского края требований к служебному поведению, утв. постановлением Губернатора Приморского края от 11 мая 2010 года N 47-пг, оставлено без изменений

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 ноября 2010 г. N 56-Г10-22


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего В.Н. Пирожкова, судей В.Б. Хаменкова и Л.А. Калининой

при секретаре А.В. Аверине

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению участвующего в деле прокурора, кассационной жалобе администрации Приморского края на решение Приморского краевого суда от 25 августа 2010 года, которым частично удовлетворено заявление прокурора Приморского края о признании недействующим пункта 7 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Приморского края, и государственными гражданскими служащими Приморского края, и соблюдения государственными гражданскими служащими Приморского края требований к служебному поведению, утвержденного постановлением губернатора Приморского края от 11 мая 2010 года N 47-пг.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя администрации Приморского края Мех С.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы и возражавшей против кассационного представления, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей, что решение суда подлежит частичной отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

губернатором Приморского края 11 мая 2010 года принято постановление N 47-пг, пунктом 1 которого утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Приморского края, и государственными гражданскими служащими Приморского края, и соблюдения государственными гражданскими служащими Приморского края требований к служебному поведению (далее - Положение).

Указанное постановление было опубликовано в издании "Приморская газета", N 39(430) от 14 мая 2010 года.

В соответствии с пунктом 6 Положения основаниями для проведения проверки являются:

поступление гражданина на государственную гражданскую службу Приморского края;

письменно оформленная информация о предоставлении государственным служащим недостоверных или неполных сведений, представляемых им в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 данного Положения, несоблюдении государственным служащим требований к служебному поведению.

Пунктом 7 Положения установлено, что информация, предусмотренная абзацем третьим пункта 6 настоящего Положения, может быть предоставлена:

правоохранительными и налоговыми органами;

постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских и краевых общественных объединений, не являющихся политическими партиями.

Прокурор Приморского края обратился в суд с заявлением о признании недействующими указанных пунктов 6 и 7 Положения, ссылаясь на их противоречие пунктам 9 и 10 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года N 1065, которые, по его мнению, содержат исчерпывающий перечень оснований для проведения проверки, а также перечень органов (их должностных лиц), которыми предоставляется информация, служащая поводом для проведения проверки.

Пунктом 6 Указа Президента от 21 сентября 2009 года N 1065 органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано руководствоваться данным Указом при разработке и утверждении положений о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации, сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение указанных должностей, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также о проверке соблюдения государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей и установленных законом требований к служебному поведению.

Оспариваемое постановление губернатора ссылку на данный Указ Президента содержит, однако его положения нормам Указа не соответствуют.

Решением Приморского краевого суда от 25 августа 2010 года заявление прокурора Приморского края удовлетворено частично: признан недействующим пункт 7 оспариваемого Положения.

В остальной части в удовлетворении заявления прокурора Приморского края отказано.

В кассационном представлении участвующий в деле прокурор ставит вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении заявления прокурора, считая его в указанной части незаконным и необоснованным.

В свою очередь, администрация Приморского края в кассационной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда в части признания недействующим пункта 7 Положения, ссылаясь на его незаконность.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления и кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, не находит оснований к отмене судебного решения.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 3 указанного Федерального закона основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

равный доступ граждан к государственной службе;

единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы.

Принципы единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации, а также равного доступа граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равных условий ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего отнесены к принципам государственной гражданской службы и Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (статья 4).

Часть 1 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ обязывает граждан, претендующих на замещение должностей гражданской службы, включенных в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также гражданских служащих, замещающих должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представлять представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи.

В силу части 6 той же статьи проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, и членов его семьи осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О противодействии коррупции" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется представителем нанимателя (руководителем) или лицом, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), самостоятельно или путем направления в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, запроса в правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Указом Президента РФ от 21 сентября 2009 года N 1065 утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению (далее - федеральное Положение).

Пунктом 6 настоящего Указа органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться данным Указом при разработке и утверждении собственных положений о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими, сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение указанных должностей, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также о проверке соблюдения государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей и соблюдения требований к служебному поведению, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Постановлением губернатора Приморского края от 11 мая 2010 года N 47-пг утверждено соответствующее Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Приморского края, и государственными гражданскими служащими Приморского края, и соблюдения государственными гражданскими служащими Приморского края требований к служебному поведению.

Отказывая прокурору в удовлетворении заявленных им требований об оспаривании пункта 6 названного выше Положения, суд, проанализировав положения федерального законодательства, пришел к правильному выводу о том, что поступление гражданина на государственную гражданскую службу может служить самостоятельным основанием для проведения проверки достоверности и полноты представленных им сведений.

При этом суд исходил из положений пункта 9 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ и части 7 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-Ф3, предполагающих, что непредставление гражданином указанных законом сведений либо представление им недостоверных или неполных сведений влечет за собой отказ в приеме такого гражданина на государственную гражданскую службу.

С учетом положений части 6 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ, предоставляющей представителю нанимателя возможность самостоятельно проводить проверку представленных гражданами сведений, вывод суда о соответствии нормы пункта 6 оспариваемого Положения требованиям федерального законодательства является обоснованным.

Доводы кассационного представления прокурора о том, что названными выше положениями федеральных законов не определены основания для проведения соответствующих проверок, являются необоснованными.

Нормы статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ и статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-Ф3, устанавливая в качестве основания к отказу в приеме гражданина на государственную гражданскую службу представление им недостоверных сведений, тем самым фактически определяют и право представителя нанимателя проверять достоверность представленных гражданином, претендующим на занятие соответствующей должности, сведений.

Иное, противоположное толкование данных норм привело бы к невозможности реализации представителем нанимателя предоставленного ему законом права отказать гражданину, представившему недостоверные сведения, в приеме на государственную гражданскую службу.

Судебная коллегия соглашается и с выводами суда первой инстанции об отсутствии противоречия требованиям федерального законодательства положения абзаца 3 пункта 6 оспариваемого Положения о том, что проверка проводится на основании письменно оформленной информации о предоставлении государственным служащим недостоверных или неполных сведений.

Отсутствие в данной норме указания на достаточность такой информации, содержащееся в пунктах 9, 10 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 21 сентября 2009 года N 1065, о несоответствии оспариваемой нормы названному Указу свидетельствовать не может, так как критериев определения достаточности той или иной информации, которая могла бы служить основанием для проведения соответствующей проверки, утвержденное Указом Президента от 21 сентября 2009 года N 1065 Положение не содержит.

При таких обстоятельствах, губернатор Приморского края вправе был определить в утвержденном им Положении наличие письменно оформленной информации о недостоверности предоставленных государственным служащим сведений в качестве основания для проведения проверки.

Является обоснованным решение суда и в части удовлетворения требований прокурора о признании недействующим пункта 7 оспариваемого Положения, значительно сужающего, по сравнению с федеральным Положением, круг органов и организаций, информация которых может служить основанием для проведения проверки полноты и достоверности представленных сведений.

Не опровергают названного вывода суда первой инстанции доводы кассационной жалобы о том, что деятельность Общественной палаты РФ, указание на которую содержится в пунктах 9, 10 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 21 сентября 2009 года N 1065, может регулироваться только федеральным законодательством, но не нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В данном случае утвержденное Указом Президента РФ от 21 сентября 2009 года N 1065 Положение о том, что информация, представленная в письменном виде Общественной палатой Российской Федерации, является основанием для осуществления соответствующей проверки, каким-либо образом деятельность Общественной палаты РФ не регулирует, так как ее прав и обязанностей не устанавливает, а свидетельствует о том, что получение представителем нанимателя соответствующей информации от Общественной палаты РФ может служить основанием для проверки полноты и правильности сведений, представленных государственным гражданским служащим либо лицом, претендующим на занятие такой должности.

При таких обстоятельствах судом постановлено законное и обоснованное решение.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Приморского краевого суда от 25 августа 2010 года оставить без изменения, а кассационное представление прокурора, участвующего в деле, и кассационную жалобу администрации Приморского края - без удовлетворения.


Председательствующий

В.Н. Пирожков


Судьи

В.Б. Хаменков



Л.А. Калинина


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 ноября 2010 г. N 56-Г10-22


Текст определения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.