Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 декабря 2010 г. N 44-Г10-49
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н., судей Анишиной В.И., Ксенофонтовой О.А.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Пермского края о признании недействующими в части Положения о Памятном знаке "Герб Пермского края", Положения о Почетной грамоте губернатора Пермского края, Положения о Благодарственном письме губернатора Пермского края, утвержденных указом губернатора Пермского края N 34 от 1 июня 2010 года, по кассационной жалобе губернатора Пермского края на решение Пермского краевого суда от 17 сентября 2010 года, которым пункт 10 Положения о Памятном знаке "Герб Пермского края", пункт 13 Положения о Почетной грамоте губернатора Пермского края, пункт 12 Положения о Благодарственном письме губернатора Пермского края, утвержденных указом губернатора Пермского края N 34 от 1 июня 2010 года признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пирожкова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании недействующими пункта 10 Положения о Памятном знаке "Герб Пермского края", пункта 13 Положения о Почетной грамоте губернатора Пермского края, пункта 12 Положения о Благодарственном письме губернатора Пермского края, утвержденных указом губернатора Пермского края N 34 от 1 июня 2010 года, в силу которых сведения о награждении Памятным знаком "Герб Пермского края", Почетной грамотой губернатора Пермского края и Благодарственным письмом губернатора Пермского края вносятся в личное дело и трудовую книжку поощренных лиц.
В обосновании заявленных требований прокурор указывал, что внесение в личное дело и трудовую книжку поощренных лиц сведений о награждении Памятным знаком "Герб Пермского края", Почетной грамотой губернатора Пермского края и Благодарственным письмом губернатора Пермского края противоречит положениям статей 66 и 191 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктам 4 и 24 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 225 от 16 апреля 2003 года, части 3 статьи 42 и статье 55 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", части 3 статьи 30 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации".
По мнению прокурора, возложение на работодателей обязанности по внесению сведений в трудовые книжки и личные дела лиц, поощренных в соответствии с указом губернатора Пермского края N 34 от 1 июня 2010 года, является превышением полномочий губернатора.
Судом вынесено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе представитель губернатора Пермского края, полагая его неправильным.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда по следующим основаниям.
Указом губернатора Пермского края N 34 от 1 июня 2010 года в целях поощрения граждан и организаций за заслуги перед Пермским краем утверждены Положение о памятном знаке "Герб Пермского края", Положение о Почетной грамоте губернатора Пермского края и Положение о Благодарственном письме губернатора Пермского края.
Согласно пункту 10 Положения о Памятном знаке "Герб Пермского края", пункту 13 Положения о Почетной грамоте губернатора Пермского края, пункту 12 Положения о Благодарственном письме губернатора Пермского края сведения о награждении Памятным знаком "Герб Пермского края", Почетной грамотой губернатора Пермского края и Благодарственным письмом губернатора Пермского края вносятся в личное дело и трудовую книжку поощренных лиц.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования и признавая недействующими указанные пункты названных выше положений, суд исходил из того, что отношения, связанные с внесением сведений о поощрениях в трудовую книжку и личное дело поощренных лиц, регулируются трудовым законодательством и законодательством о государственной гражданской службе Российской Федерации.
В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации в трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 4 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 225 от 16 апреля 2003 года (с последующими изменениями).
В силу пункта 24 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков и обеспечения ими работодателей в трудовую книжку вносятся следующие сведения о награждении (поощрении) за трудовые заслуги: о награждении государственными наградами, в том числе о присвоении государственных почетных званий, на основании соответствующих указов и иных решений; о награждении почетными грамотами, присвоении званий и награждении нагрудными знаками, значками, дипломами, почетными грамотами, производимом работодателями; о других видах поощрения, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также коллективными договорами, правилами внутреннего трудового распорядка, уставами и положениями о дисциплине.
Статьей 191 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.
В силу части 3 статьи 42 Федерального закона N 79-ФЗ от 27 июля 2004 года (с последующими изменениями) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в личное дело гражданского служащего вносятся его персональные данные и иные сведения, связанные с поступлением на гражданскую службу, ее прохождением и увольнением с гражданской службы и необходимые для обеспечения деятельности государственного органа.
Частью 1 статьи 55 Федерального закона N 79-ФЗ от 27 июля 2004 года установлено, что за безупречную и эффективную гражданскую службу применяются следующие виды поощрения и награждения: 1) объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения; 2) награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка; 3) иные виды поощрения и награждения государственного органа; 4) выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет; 5) поощрение Правительства Российской Федерации; 6) поощрение Президента Российской Федерации; 7) присвоение почетных званий Российской Федерации; 8) награждение знаками отличия Российской Федерации; 9) награждение орденами и медалями Российской Федерации.
Решение о поощрении или награждении гражданского служащего в соответствии с пунктами 1-4 части 1 настоящей статьи принимается представителем нанимателя, а решение о поощрении или награждении гражданского служащего в соответствии с пунктами 5-9 части 1 настоящей статьи принимается по представлению представителя нанимателя в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 55 Федерального закона N 79-ФЗ от 27 июля 2004 года).
Решения о поощрении или награждении в соответствии с пунктами 1-4 части 1 настоящей статьи оформляются правовым актом государственного органа, а в соответствии с пунктами 5-9 части 1 настоящей статьи - нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствующая запись о поощрении или награждении вносится в трудовую книжку и личное дело гражданского служащего (часть 5 статьи 55 Федерального закона N 79-ФЗ от 27 июля 2004 года).
В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона N 25-ФЗ от 2 марта 2007 года (с последующими изменениями) "О муниципальной службе в Российской Федерации" ведение личного дела муниципального служащего осуществляется в порядке, установленном для ведения личного дела государственного гражданского служащего.
Согласно подпункту "ж" пункта 16 Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 609 от 30 мая 2005 года (с последующими изменениями), к личному делу гражданского служащего приобщаются копии решений о награждении государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, об объявлении благодарности Президента Российской Федерации, присвоении почетных, воинских и специальных званий, присуждении государственных премий (если таковые имеются).
Государственные награды и почетные звания Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации (пункт "с" статьи 71 Конституции Российской Федерации).
Президент Российской Федерации издает указы о награждении государственными наградами и вручает государственные награды.
На момент издания оспариваемых положений указа губернатора Пермского края виды государственных наград, основания и порядок их вручения определялись Указом Президента Российской Федерации N 442 от 2 марта 1994 года "О государственных наградах Российской Федерации".
Основания и порядок присвоения государственных почетных званий, которые входят в государственную наградную системы Российской Федерации, определяются Указом Президента Российской Федерации N 1341 от 30 декабря 1995 года (с последующими изменениями) "Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации".
На момент вынесения обжалуемого решения и в настоящее время действует введенный в действие с 7 сентября 2010 года Указ Президента Российской Федерации N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации", согласно которому решение о награждении государственной наградой также принимается Президентом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации N 1099 от 7 сентября 2010 года награды, учреждаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не являются государственными наградами Российской Федерации.
Проанализировав положения приведенного выше законодательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Памятный знак "Герб Пермского края", Почетная грамота губернатора Пермского края и Благодарственное письмо губернатора Пермского края не относятся к государственным наградам, в том числе к почетным званиям, сведения о награждении которыми вносятся в трудовую книжку и личное дело поощренных лиц, в связи с чем губернатор Пермского края, принимая указанные Положения в оспариваемых частях, превысил полномочия субъекта Российской Федерации в сфере регулирования трудовых отношений.
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, Конституция Российской Федерации не исключает возможности установления наград и почетных званий субъектами Федерации, что, однако, не освобождает субъект Российской Федерации от соблюдения требований частей 2 и 3 статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым возможность принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предусмотрена лишь по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти, а также по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Учитывая изложенное, решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, не имеется.
Доводы кассационной жалобы, направленные к иному толкованию норм материального права, примененных судом при разрешении данного дела, ошибочны и не могут служить поводом к отмене решения суда.
Поскольку кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда и свидетельствующих о нарушениях судом норм материального или процессуального права, она подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Пермского краевого суда от 17 сентября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя губернатора Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Анишина В.И. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 декабря 2010 г. N 44-Г10-49
Текст определения официально опубликован не был