Решение Верховного Суда РФ от 1 декабря 2010 г. N ГКПИ10-1324 Общественная организация подлежит ликвидации, поскольку нарушения действующего законодательства, послужившие основанием для приостановления деятельности, в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации, организацией устранены не были

Решение Верховного Суда РФ от 1 декабря 2010 г. N ГКПИ10-1324


Верховный Суд Российской Федерации

в составе судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре Александрове В.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Министерства юстиции Российской Федерации о ликвидации общероссийской общественной организации "Союз ветеранов конькобежного спорта России", установил:

Министерство юстиции Российской Федерации обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит ликвидировать общероссийскую общественную организацию "Союз ветеранов конькобежного спорта России" (краткое наименование согласно уставу - "СВКС России") в связи с неустранением в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественной организации.

Как указывает заявитель, в соответствии с распоряжением Федеральной регистрационной службы от 22 февраля 2008 г. N 139 проведена внеплановая проверка деятельности "СВКС России". В результате проверки выявлены нарушения действующего законодательства Российской Федерации, а именно: не представлены сведения о структурных подразделениях (региональных и местных отделениях, организациях, филиалах и представительствах), подтверждающие общероссийский статус "СВКС России" и правомочность проведения Конференции от 31 марта 2007 г., не обеспечена доступность ознакомления с ежегодным отчетом об использовании своего имущества, не соблюдена периодичность проведения заседаний Президиума "СВКС России", не выполнены Ревизионной комиссией возложенные на неё функции.

В связи с тем, что функции в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций (общественных объединений) и осуществление контроля за их деятельностью в 2008 г. переданы Министерству юстиции Российской Федерации, которое 15 сентября 2008 г. вынесло письменное предупреждение, обязывающее "СВКС России" в срок до 5 ноября 2008 г. устранить выявленные нарушения. Предупреждение оставлено без ответа.

12 августа 2009 г. Минюстом России внесено представление в "СВКС России" об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в срок до 1 ноября 2009 г., на что представлен ответ об устранении только одного нарушения, касающегося использования незарегистрированной в установленном порядке символики. В связи с неустранением "СВКС России" нарушений в полном объеме распоряжением Минюста России от 1 декабря 2009 г. N 5013-р деятельность общественной организации была приостановлена до 1 июня 2010 г.

В суде представители Министерства юстиции Российской Федерации Соловых О.Г., Фадеева Н.В. поддержали заявленные требования.

Представитель "СВКС России" Ткаченко В.И., Елфимов А.Н. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что "СВКС России", выполняла цели и задачи, предусмотренные уставом по развитию конькобежного спорта. "СВКС России" проводило соревнования, в которых участвовало 56 городов России, что подтверждает общероссийский статус Организации. Деятельность организации осуществлялась за счет собственных средств, были обращения в различные органы об оказании финансовой поддержки, но помощи никто не оказывал. Решение о приостановлении деятельности "СВКС России" не обжаловалось из-за незнания законов.

Выслушав объяснения представителей Минюста России, общероссийской общественной организации "СВКС России", исследовав материалы дела, заслушав судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление подлежащим удовлетворению.

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" обязывает общественные объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации (абзацы второй, третий, пятый и седьмой части первой статьи 29).

В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке (пункт 4 статьи 3), наименование и место нахождения некоммерческой организации указываются в ее учредительных документах (пункт 3 статьи 4), к компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение вопросов, в т.ч. образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий (пункт 3 статьи 29), решение общего собрания членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами (пункт 4 статьи 29), некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации (пункт 1 статьи 32).

Из материалов дела следует, что общероссийская общественная организация "СВКС России" создана на учредительной Конференции 30 мая 2000 г., зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации 10 августа 2000 г., учетный номер 3929, включена в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) 4 декабря 2002 г. за основным государственным регистрационным номером 1027739695280.

На основании распоряжения Федеральной регистрационной службы от 22 февраля 2008 г. N 139 в период с 3 по 21 марта 2008 г. была проведена внеплановая проверка деятельности "СВКС России", в результате которой выявлены нарушения действующего законодательства. "СВКС России" не были представлены на проверку документы, подтверждающие деятельность организации по выполнению уставных задач и целей, а также запрашиваемые Росрегистрацией 26 февраля и 12 марта 2008 г. сведения о структурных подразделениях (региональных и местных отделениях, организациях, филиалах и представительствах) и копии протоколов региональных отделений о выдвижении делегатов на Конференцию 31 марта 2007 г.

Согласно Уставу "СВКС России" к исключительной компетенции Конференции относится избрание членов Президиума Организации и Контрольно-ревизионной комиссии сроком на два года (пункт 6.7), Президиум Организации является коллегиальным, постоянно действующим руководящим органом Организации в период между Конференциями, заседания Президиума проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в шесть месяцев (пункт 6.8), к компетенции Президиума относится избрание из своего состава Президента Организации сроком на два года (пункт 6.9), Контрольно-ревизионная комиссия осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Организации. Заседания Контрольно-ревизионной комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Контрольно-ревизионная комиссия не реже одного раза в год проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельностью Организации (пункт 6.12).

На заседании Президиума "СВКС России" 31 марта 2007 г. её Президентом был избран Ткаченко В.П., сведения о нем были внесены в ЕГРЮЛ. Однако, на проверку в качестве документа, удостоверяющего его полномочия, была представлена выписка из протокола отчетно-выборной Конференции от 31 марта 2007 г., из которой следует, что Ткаченко В.И. избран Президентом "СВКС России" на Конференции, сведений о присутствовавших на Конференции делегатах эта выписка не содержит.

Из объяснений представителей "СВКС России" Ткаченко В.И., Елфимова А.Н. следует, что "СВКС России" не имеет финансирования и не представляла бухгалтерскую отчетность в налоговый орган и орган государственной статистики. После 31 марта 2007 г. Президиум и Контрольно-ревизионная комиссия свои заседания не проводили.

Министерство юстиции Российской Федерации в представлении от 12 августа 2009 г. обязало "СВКС России" устранить отмеченные нарушения закона и информировать Минюст России о результатах устранения. 2 ноября 2009 г. "СВКС России" сообщила лишь об исправлении одного нарушения (использование не зарегистрированной в установленном порядке символики). Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 5013-р деятельность "СВКС России" была приостановлена до 1 июня 2010 г.

Акт проверки "СВКС России" от 28 марта 2008 г. и решение о приостановлении деятельности общественного объединения в судебном порядке обжалованы не были.

Статьей 44 Федерального закона "Об общественных объединениях" предусмотрено, что основаниями для ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются, в частности, неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

Доводы представителей "СВКС России" о юридической неосведомленности и несовершенствовании законодательства не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку "СВКС России" не выполнены предписания Министерства юстиции Российской Федерации, не устранены нарушения, послужившие основанием для приостановления деятельности общественной организации, то имеются законные основания для её ликвидации.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

заявление Министерства юстиции Российской Федерации удовлетворить: ликвидировать общероссийскую общественную организацию "Союз ветеранов конькобежного спорта России", исключив ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.


Судья Верховного Суда РФ

Н.С. Романенков



Решение Верховного Суда РФ от 1 декабря 2010 г. N ГКПИ10-1324


Текст решения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.