Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 декабря 2010 г. N 58-Г10-31 О признании недействующим постановления комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 9 марта 2010 г. N 10-Ц "Об установлении предельных максимальных тарифов на перевозку пассажира и багажа общественным автомобильным транспортом по городу Хабаровску для индивидуального предпринимателя Петрова А.Н."

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 декабря 2010 г. N 58-Г10-31


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пирожкова В.Н.,

судей Анишиной В.И. и Ксенофонтовой О.А.,

при секретаре Аверине А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление участвовавшего в деле прокурора прокуратуры Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 31 августа 2010 года, которым отказано в удовлетворении заявления прокурора Хабаровского края о признании противоречащим законодательству и недействующим постановления комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 9 марта 2010 года N 10-Ц "Об установлении предельных максимальных тарифов на перевозку пассажира и багажа общественным автомобильным транспортом по городу Хабаровску для индивидуального предпринимателя Петрова А.Н.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., объяснения представителя комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края Ларионовой М.Н., возражавшей против доводов кассационного представления, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Прокурор Хабаровского края обратился в Хабаровский краевой суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 9 марта 2010 года N 10-Ц "Об установлении предельных максимальных тарифов на перевозку пассажира и багажа общественным автомобильным транспортом по городу Хабаровску для индивидуального предпринимателя Петрова А.Н., полагая, что оно принято без учета положений федерального законодательства, устанавливающих полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары и услуги на внутреннем рынке Российской Федерации, и положений законодательства о защите конкуренции.

По мнению прокурора, названным выше постановлением предельные максимальные тарифы установлены не на услугу по перевозке пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом по городу Хабаровску, а на индивидуальную услугу, оказываемую конкретным хозяйствующим субъектом, и определяют затраты последнего на ее реализацию, что не соответствует принципу государственного регулирования цен.

Кроме того, установление предельного максимального тарифа на перевозку, оказываемую конкретным индивидуальным предпринимателем, создает условия, способные привести к устранению конкуренции, поскольку допускает существование разных тарифов для лиц, осуществляющих один и тот же вид деятельности на территории одного муниципального образования.

Решением Хабаровского краевого суда от 31 августа 2010 года в удовлетворении заявления прокурора отказано.

В кассационном представлении участвовавшего в деле прокурора ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права и вынесении нового решения об удовлетворении заявления прокурора.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим отмене.

Как следует из материалов дела, постановлением комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 9 марта 2010 года N 10-Ц для индивидуального предпринимателя Петрова А.Н. установлены предельные максимальные тарифы на перевозку пассажира и одного места багажа общественным автомобильным транспортным средством категории МЗ с максимальной массой более 5,5 тонн по городу Хабаровску в размере 13 рублей.

В соответствии с федеральным законодательством (подпункты 12, 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)") государственное регулирование тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением губернатора Хабаровского края от 30 апреля 2002 года N 252 "Об упорядочении государственного регулирования цен и тарифов в Хабаровском крае" утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен, тарифов и надбавок (наценок) осуществляется комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, являющимся органом исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за ценообразованием (пункты 1.2, 3.3 Положения о комитете по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края).

Постановлением губернатора Хабаровского края от 20 марта 2006 года N 60 утвержден Порядок организации установления (согласования) или изменения цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги, осуществляемый органами исполнительной власти Хабаровского края, в соответствии с которым утверждение (согласование) или изменение цен (тарифов), надбавок, наценок осуществляется регулирующим органом на основании заявления и обосновывающих материалов, представленных субъектом, осуществляющим регулируемую деятельность. После представления субъектом заявления об установлении (согласовании) или изменении цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги и обосновывающих материалов регулирующим органом проводится экспертиза экономической обоснованности цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги. По результатам экспертизы экономической обоснованности регулирующий орган принимает решение об установлении (согласовании) или изменении цен, тарифов, надбавок, наценок или мотивированный отказ в письменной форме.

Судом установлено, что наряду с оспариваемым постановлением комитета по ценам и тарифам, установившим предельные максимальные тарифы на перевозку пассажира и одного места багажа по городу Хабаровску общественным автомобильным транспортом категории М3 с максимальной массой более 5,5 тонн в размере 13 рублей, существует постановление комитета по ценам и тарифам от 10 апреля 2008 года N 17-Ц, которым предельные максимальные тарифы на проезд пассажира и провоз одного места багажа по городу Хабаровску общественным автомобильным транспортом категории М3 с максимальной массой более 5.5 тонн установлены для хозяйствующих субъектов независимо от организационно-правовой формы. Для последних предельные максимальные тарифы установлены в размере 12 рублей независимо от протяженности оборотного рейса и маршрута.

Проанализировав приведенные выше нормативные правовые акты, суд пришел к выводу о том, что федеральным законодательством не определен порядок установления указанных тарифов, поэтому органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обладающие полномочиями по государственному регулированию тарифов, вправе самостоятельно определить порядок установления тарифов.

Разрешая заявление прокурора, суд не усмотрел оснований для его удовлетворения, указав в решении, что действующий в Хабаровском крае порядок установления тарифов не предполагает права органа государственного регулирования самостоятельно устанавливать (согласовывать) тарифы. Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края вправе был установить по заявлениям заинтересованных хозяйствующих субъектов общий тариф на перевозку пассажиров и багажа, а при наличии обоснованных заявлений хозяйствующих субъектов на установление индивидуального тарифа, установить индивидуальный тариф.

В связи с тем, что установление общего тарифа не исключает возможности установления индивидуального тарифа на основании соответствующего заявления субъекта, осуществляющего регулируемый вид деятельности, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края не может повлиять на состояние конкурентной среды рынка перевозки пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом и не противоречит законодательству о защите конкуренции.

Судебная коллегия не может согласиться с таковыми выводами суда в силу следующих обстоятельств.

Уже отмечалось, что постановлением комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 10 апреля 2008 года N 17-Ц для хозяйствующих субъектов независимо от организационно-правовой формы, оказывающих услугу по перевозке пассажиров и багажа по городу Хабаровску общественным автомобильным транспортом категории М3 с максимальной массой более 5,5 тонн, установлены предельные максимальные тарифы в размере 12 рублей независимо от протяженности оборотного рейса и маршрута.

Из заключения комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, явившегося основанием для пересмотра предельного максимального тарифа, установленного постановлением комитета по ценам и тарифам от 10 апреля 2008 года N 17-Ц, следует, что в обоснование необходимости установления для индивидуального предпринимателя Петрова А.Н. иного предельного максимального тарифа положены те же показатели, которые учитывались при принятии постановления от 10 апреля 2008 года N 17-Ц.

Указанные обстоятельства подтвердила в судебном заседании представитель комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края. Из ее объяснений не следует, что индивидуальным предпринимателем Петровым А.Н. оказывается услуга более высокого качества по сравнению с другими перевозчиками.

При таких данных не может быть признан правильным вывод суда о правомерности установления для Петрова А.Н. индивидуального тарифа, исходя из того, что другие перевозчики также не лишены возможности обращения в регулирующий орган с соответствующими заявлениями об изменении тарифов.

Необходимость государственного регулирования цен (тарифов) установлена Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", предписывающим Правительству Российской Федерации определять и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию, в том числе органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и предусматривающим, что регулируемые государством цены (тарифы) применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (пункт 1 Указа).

Принятым во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года N 221 постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 утвержден, в частности, Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в который входят перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).

Государственное регулирование цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, включенные в указанный выше Перечень, осуществляется путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен (пункт 7 постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239).

Приведенные правовые нормы свидетельствуют о необходимости осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного регулирования цен (тарифов) в отношении перевозки пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом и опровергают позицию суда об отсутствии у органа государственного регулирования, каковым в Хабаровском крае является комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, права самостоятельного установления тарифов и возможности осуществления тарифного регулирования только по инициативе самих перевозчиков.

Отказывая в удовлетворении заявления прокурора, суд не учел, что установление для Петрова А.Н. индивидуального предельного максимального тарифа, являющегося более высоким относительно тарифов, установленных для других перевозчиков, осуществляющих при равных условиях один и тот же вид деятельности по перевозке пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом на территории одного муниципального образования, ставит Петрова А.Н. в более благоприятные условия, что приводит к устранению конкуренции и, как следствие, противоречит статье 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Учитывая изложенное, постановленное судом решение об отказе в удовлетворении заявления прокурора Хабаровского края не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявления прокурора.

Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Хабаровского краевого суда от 31 августа 2010 года отменить и вынести по делу новое решение, которым заявление прокурора Хабаровского края удовлетворить, признав постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 9 марта 2010 года N 10-Ц "Об установлении предельных максимальных тарифов на перевозку пассажира и багажа общественным автомобильным транспортом по городу Хабаровску для индивидуального предпринимателя Петрова А.Н." противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.


Председательствующий

Пирожков В.Н.


Судьи

Анишина В.И.



Ксенофонтова О.А.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 декабря 2010 г. N 58-Г10-31


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение