Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 декабря 2010 г. N 78-Г10-34 Решение суда об отказе в признании недействующими отдельных положений статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 г. N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" оставлено без изменения

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 декабря 2010 г. N 78-Г10-34


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего В.Н. Пирожкова,

судей В.Б. Хаменкова и В.И. Анишиной,

при секретаре А.В. Аверине

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Ананьева С.И. на решение Санкт-Петербургского городского суда от 20 октября 2010 года, которым Ананьеву С.И. отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации В.Б. Хаменкова, объяснения Ананьева С.И. и его представителя Ананьевой Е.Ю., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения против жалобы представителя Губернатора Санкт-Петербурга Пащенко К.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 23 сентября 2009 года принят и в тот же день Губернатором города подписан Закон Санкт-Петербурга N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге".

Закон официально опубликован в изданиях "Санкт-Петербургские ведомости", N 179 от 24 сентября 2009 года, "Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга", N 22 от 5 октября 2009 года, "Вестник Администрации Санкт-Петербурга", N 11 от 27 ноября 2009 года.

Статьей 10 данного Закона установлен перечень вопросов местного значения муниципальных образований в Санкт-Петербурге.

Подпунктом 9 пункта 2 статьи 10 Закона к вопросам местного значения муниципальных образований ряда муниципальных округов Санкт-Петербурга отнесены текущий ремонт и озеленение придомовых территорий и территорий дворов, включая проезды и въезды, пешеходные дорожки; проведение мер по уширению территорий дворов в целях организации дополнительных парковочных мест; установка, содержание и ремонт ограждений газонов; установка и содержание малых архитектурных форм, уличной мебели и хозяйственно-бытового оборудования; создание зон отдыха, в том числе обустройство и содержание детских площадок; выполнение оформления к праздничным мероприятиям на территории муниципального образования; обустройство и содержание спортивных площадок; оборудование контейнерных площадок на территориях дворов; ликвидация несанкционированных свалок бытовых отходов и мусора; уборка территорий, водных акваторий, тупиков и проездов, не включенных в адресные программы, утвержденные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.

Законом Санкт-Петербурга от 19 апреля 2010 года N 155-54 данная норма изложена в новой редакции, в соответствии с которой к вопросам местного значения отнесено:

осуществление благоустройства территории муниципального образования, включающее:

текущий ремонт придомовых территорий и дворовых территорий, включая проезды и въезды, пешеходные дорожки;

организацию дополнительных парковочных мест на дворовых территориях;

установку, содержание и ремонт ограждений газонов;

установку и содержание малых архитектурных форм, уличной мебели и хозяйственно-бытового оборудования, необходимого для благоустройства территории муниципального образования;

создание зон отдыха, в том числе обустройство, содержание и уборку территорий детских площадок;

обустройство, содержание и уборку территорий спортивных площадок;

оборудование контейнерных площадок на дворовых территориях; выполнение оформления к праздничным мероприятиям на территории муниципального образования;

участие в пределах своей компетенции в обеспечении чистоты и порядка на территории муниципального образования, включая ликвидацию несанкционированных свалок бытовых отходов, мусора и уборку территорий, водных акваторий, тупиков и проездов, не включенных в адресные программы, утвержденные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга;

озеленение территорий зеленых насаждений внутриквартального озеленения, в том числе организацию работ по компенсационному озеленению, осуществляемому в соответствии с Законом Санкт-Петербурга, содержание территорий зеленых насаждений внутриквартального озеленения, ремонт расположенных на них объектов зеленых насаждений, защиту зеленых насаждений на указанных территориях, утверждение перечней территорий зеленых насаждений внутриквартального озеленения;

организацию учета зеленых насаждений внутриквартального озеленения на территории муниципального образования;

проведение санитарных рубок, а также удаление аварийных, больных деревьев и кустарников в отношении зеленых насаждений внутриквартального озеленения.

Согласно статье 2 Закона Санкт-Петербурга от 19 апреля 2010 года N 155-54 положения подпункта 9 пункта 2 статьи 10 Закона в изложенной выше редакции вступают в силу с 1 января 2011 года.

Ананьев С.И. обратился в суд с заявлением о признании недействующими положений подпункта 9 пункта 2 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года N 420-79 в части слов "текущий ремонт и" и Закона Санкт-Петербурга от 19 апреля 2010 года N 155-54, изложивших нормы подпункта 9 пункта 2 статьи 10 указанного выше Закона в новой редакции, в части слов "текущий ремонт придомовых территорий и дворовых территорий, включая проезды и въезды, пешеходные дорожки".

В обоснование своих требований ссылался на то, что оспариваемые нормы не содержат ясного, четкого и определенного понятия текущего ремонта придомовой территории, что затрудняет практическое применение данного Закона и исключает возможность определения конкретных полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Определением Санкт-Петербургского городского суда от 20 октября 2010 года прекращено производство по делу в части требований Ананьева С.И. об оспаривании отдельных положений Закона Санкт-Петербурга от 19 апреля 2010 года N 155-54.

Решением Санкт-Петербургского городского суда от 20 октября 2010 года в удовлетворении заявления Ананьева С.И. об оспаривании отдельных положений статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года N 420-79 отказано.

В кассационной жалобе Ананьев С.И. ставит вопрос об отмене указанного судебного решения, считая его незаконным и необоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене судебного решения.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В силу части 1 статьи 79 указанного Федерального закона в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в соответствии с уставами указанных субъектов Российской Федерации местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях.

Перечень вопросов местного значения внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства (часть 3 статьи 79 Федерального закона).

Таким образом, одной из особенностей организации местного самоуправления на территории города федерального значения Санкт-Петербурга является возможность определения перечня вопросов местного значения, отнесенных к ведению органов местного самоуправления, органами государственной власти Санкт-Петербурга путем издания соответствующего закона.

С учетом изложенного, законодатель Санкт-Петербурга, устанавливая в оспариваемом Законе перечень вопросов местного значения, отнесенных к ведению муниципальных округов Санкт-Петербурга, действовал в пределах полномочий, предоставленных федеральным законодательством.

При таких обстоятельствах, отнесение к ведению муниципальных округов Санкт-Петербурга вопросов осуществления текущего ремонта и озеленения придомовых территорий и территорий дворов закону не противоречит.

Правильность подобного толкования подтверждается и содержанием статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, относящей к вопросам местного значения вопросы организации благоустройства и озеленения территории поселения.

Судом проверялись доводы заявителя о неопределенности понятия "текущий ремонт", содержащегося в подпункте 9 пункта 2 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года N 420-79, и были признаны несостоятельными, поскольку, как установил суд, какой-либо неясности или неопределенности в толковании содержащегося в оспариваемом Законе понятия "текущий ремонт" не имеется.

Утверждения заявителя о том, что оспариваемый Закон должен раскрывать понятие текущего ремонта, устанавливая конкретное содержание мероприятий по ремонту, их последовательность и сроки осуществления, о противоречии Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года N 420-79 в оспариваемой части федеральному законодательству не свидетельствуют. Решение вопросов принятия той или иной нормы закона выходит за рамки компетенции суда.

Названный Закон Санкт-Петербурга, согласно его преамбуле, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Санкт-Петербурга устанавливает принципы и порядок организации местного самоуправления в городе федерального значения Санкт-Петербурге, его правовые, территориальные, организационные и экономические основы.

Таким образом, указанным Законом регулируются общие вопросы организации и осуществления местного самоуправления на территории Санкт-Петербурга, вопросы же благоустройства и содержания придомовых территорий и территорий дворов как таковые, исходя из назначения и содержания этого Закона, в предмет его регулирования не входят.

При таких обстоятельствах, не могут повлечь отмену постановленного судом решения доводы кассационной жалобы о том, что нормативные акты, на которые ссылается суд в решении, к спорным правоотношениям не применяются.

На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360, 361-363, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:

решение Санкт-Петербургского городского суда от 20 октября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Ананьева С.И. - без удовлетворения.


Председательствующий

В.Н. Пирожков


Судьи

В.Б. Хаменков



В.И. Анишина



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 декабря 2010 г. N 78-Г10-34


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.