Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 июня 1964 г. N 9 "О мерах по улучшению систематизации законодательства и судебной практики в судебных органах"

Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 июня 1964 г. N 9
"О мерах по улучшению систематизации законодательства и судебной практики в судебных органах"


Осуществление мероприятий по ликвидации преступности и строгое соблюдение социалистической законности неразрывно связаны между собой. Точное выполнение требований закона при рассмотрении любого дела является важнейшим условием в деятельности судов, которые призваны быть образцом строжайшего соблюдения материальных и процессуальных норм. Выполнение этих требований во многом зависит от состояния учета и систематизации законодательства, без чего не может нормально работать ни один суд.

Понимая важность этого для правильной организации судебной деятельности, многие суды уделяют серьезное внимание учету и систематизации законодательства и судебной практики. Большая работа проведена Верховным судом Украинской ССР, которым оказана многим областным и народным судам республики практическая помощь в проведении работы по систематизации законодательства, организован обмен опытом. Положительно сказалось на состоянии работы по систематизации законодательства в судах Украины повышение требовательности со стороны председателей ряда областных судов к лицам, занимающимся этой работой.

Серьезное внимание систематизации законодательства уделяется и в некоторых других союзных республиках.

В то же время в отдельных судах этим вопросам не придается должного значения. Слабо налажена эта работа в судах Грузинской ССР, до последнего времени она не была развернута в ряде судов Узбекской ССР и Эстонской ССР. Серьезные недостатки имеются и в деятельности судов Азербайджанской ССР.

Особенно много недостатков в организации работы по систематизации законодательства в народных судах, хотя именно этими судами рассматривается подавляющее большинство гражданских и уголовных дел. Во многих народных судах систематизация законодательства ведется от случая к случаю, персональная ответственность за ведение этого участка работы на конкретных лиц не возложена, контрольные экземпляры кодексов и других законодательных актов, а также руководящих разъяснений пленумов Верховного Суда СССР и Верховных судов союзных республик не ведутся. В связи с этим в народных судах нередко допускаются ошибки в применении законов при разрешении конкретных дел. Исправляя эти ошибки, Верховные суды союзных республик, областные, краевые суды не принимают должных мер к устранению недостатков в работе по систематизации законодательства в народных судах, не оказывают им помощи в ее проведении. Не обращается необходимое внимание на постановку работы по систематизации законодательства и не оказывается квалифицированная помощь в ее организации и при проведении проверки работы судов.

Пленум Верховного Суда СССР отмечает, что особенно неудовлетворительно обстоит дело с систематизацией судебной практики. В результате этого имеют место факты вынесения разных решений по аналогичным делам. В значительной мере этим же объясняется, что нередко постановления пленумов Верховных судов союзных республик не дают ответа на актуальные вопросы, возникающие в работе судов, а содержат повторение уже известных положений закона или руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда СССР. Систематизация материалов судебной практики слабо используется для подготовки предложений по совершенствованию законодательства и толкованию законов, хотя это является одной из важных функций Верховных судов союзных республик, возложенных на них законами о судоустройстве.

Мало уделяется внимания учету помещаемых в юридических журналах статей по вопросам, относящимся к судебной деятельности, хотя это имеет важное значение для повышения квалификации судебных работников.

Серьезные недостатки имеются в обеспечении судов необходимыми сборниками, справочниками, комментариями, учебниками, журналами и другой юридической литературой, что в ряде случаев отрицательно сказывается на уровне работы судов, культуре ведения процесса, мотивированности принимаемых решений, а иногда и правильности разрешения дела. Некоторые Верховные суды не используют возможности комплектования библиотек через книжные коллекторы, о поступившей в суд литературе судебные работники не всегда информируются, и она ими не используется.

Существующая в некоторых судах недооценка значения систематизации законодательства и судебной практики, а также информационной работы сказывается и в том, что до настоящего времени не во всех Верховных судах союзных республик определен порядок ведения каждого из указанных участков работы.

Не во всех судах обеспечивается серьезный подход к подбору кадров, занимающихся вопросами систематизации законодательства и судебной практики, созданию им нормальных условий для работы. В ряде случаев на лиц, занимающихся систематизацией законодательства и судебной практики, в ущерб этой работе возлагается выполнение многих других обязанностей.

В целях устранения отмеченных недостатков, более полного использования материалов систематизации законодательства и судебной практики для повышения качества работы судов и дальнейшего укрепления социалистической законности Пленум Верховного Суда СССР постановляет:

1. Обратить внимание судов, что работа по систематизации законодательства и судебной практики, глубокое изучение законодательства и материалов судебной практики являются важным средством повышения качества отправления правосудия, дальнейшего укрепления социалистической законности и повышения культуры в деятельности судов.

2. Необходимо, чтобы все нормативные материалы, имеющие значение для отправления правосудия, а также руководящие разъяснения пленумов Верховного Суда СССР и Верховных судов союзных республик своевременно и аккуратно систематизировались. Результаты систематизации законодательства и судебной практики суды должны в максимальной степени использовать для повышения уровня своей работы, подготовки руководящих разъяснений пленумов Верховных судов союзных республик, дачи отзывов на законопроекты, внесения представлений в порядке законодательной инициативы, ведения профилактической работы, правовой пропаганды и выполнения других задач, возложенных на суды.

3. Рекомендовать судам:

регулярно проводить изучение законодательства и руководящих разъяснений со всеми работниками судов, используя для этой цели материалы, подготовленные в результате систематизации законодательства; для проведения занятий шире привлекать научных работников, а также практических работников и, в частности, тех из них, кто занимается вопросами систематизации законодательства;

организовать в судах систематизацию материалов судебной практики и, в частности, решений пленумов, президиумов и судебных коллегий Верховных судов союзных и автономных республик, краевых, областных, городских и окружных судов по вопросам, имеющим принципиальный характер;

о наиболее важных документах доводить до сведения судебные работников путем организации устной информации, подготовки обзоров судебной практики и др.

4. К работе по систематизации законодательства и судебной практики привлекать наиболее подготовленных работников и создавать им необходимые условия для налаживания этой работы.

В целях повышения квалификации судебных работников, занимающихся систематизацией законодательства и судебной практики, рекомендовать регулярно проводить семинары, совещания, посвященные обмену опытом этой работы, чаще приглашать народных судей и других судебных работников, занимающихся систематизацией законодательства и судебной практики, на стажировку, оказывать помощь этим работникам на месте.

5. Рекомендовать Верховным судам союзных республик определить порядок ведения в народных, областных и других судах союзных республик работы по систематизации законодательства, судебной практики, научных статей, а также библиотечной работы. При этом особое внимание должно быть обращено на постановку работы в основном звене судебной системы - народном суде.

6. Работу по систематизации и изучению законодательства и судебной практики судам проводить в контакте с органами прокуратуры и охраны общественного порядка.



Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 июня 1964 г. N 9 "О мерах по улучшению систематизации законодательства и судебной практики в судебных органах"


Текст постановления официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение