Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 25 июня 1976 г. N 7 "О практике применения судами законодательства об ответственности за частнопредпринимательскую деятельность и коммерческое посредничество"

Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 25 июня 1976 г. N 7
"О практике применения судами законодательства об ответственности за частнопредпринимательскую деятельность и коммерческое посредничество"


Пленум Верховного Суда СССР, рассмотрев представление Генерального Прокурора СССР, внесенное в порядке ст. 30 Положения о прокурорском надзоре в СССР, о даче судам разъяснений, связанных с практикой применения законодательства об ответственности за частнопредпринимательскую деятельность, а также обсудив материалы обобщения судебной практики по этим делам и по делам о коммерческом посредничестве, постановляет:

1. Обратить внимание судов на то, что борьба с частнопредпринимательской деятельностью и коммерческим посредничеством имеет актуальное значение в деле укрепления правовой основы хозяйственной жизни, охраны социалистической собственности, а также обеспечения нормальной производственной деятельности государственных предприятий, учреждений, кооперативных или иных общественных организаций, надлежащего бытового и социально-культурного обслуживания населения и является важной задачей судов.

2. Разъяснить судам, что под частнопредпринимательской деятельностью, влекущей уголовную ответственность, следует понимать такую деятельность в целях извлечения наживы, которая осуществляется при производстве товаров, строительстве или оказании услуг в сфере бытового, культурного и иного обслуживания населения с использованием либо под прикрытием государственных, кооперативных или иных общественных форм для получения прав, льгот и преимуществ, представляемых социалистическим предприятиям и организациям (найма рабочей силы, получения сырья, материалов, оборудования, а также льгот по налоговому обложению, реализации продукции и т.д.).

Использование государственных, кооперативных или иных общественных форм либо прикрытие такими формами может состоять как в создании под видом социалистических организаций различного рода лжефилиалов, цехов, подсобных предприятий, мастерских, бригад, так и в сокрытии частнопредпринимательского характера деятельности формой действительно существующих государственных, кооперативных или иных общественных организаций.

3. По смыслу ч. 1 ст. 153 УК РСФСР и соответствующих статей УК других союзных республик ответственность за частнопредпринимательскую деятельность наступает в случаях, когда изготовление продукции или оказание разного рода услуг носит систематический характер либо осуществляется в значительных размерах.

4. Субъектом частнопредпринимательской деятельности может быть лицо, участвующее в извлечении наживы. Должностные лица, способствующие частнопредпринимательской деятельности путем злоупотребления служебным положением (при отсутствии признаков иного преступления), подлежат ответственности по ст. 170, ст. 17 и ч. 1 ст. 153 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик. Лица, принимающие участие лишь в производственной деятельности и получающие оплату за свой личный труд, не могут нести ответственность за это преступление.

5. Если частнопредпринимательская деятельность связана с незаконным, безвозмездным изъятием в корыстных целях сырья и материалов, принадлежащих государственным и общественным организациям, а также денежных средств, такие действия надлежит квалифицировать по совокупности преступлений как частнопредпринимательскую деятельность и хищение государственного или общественного имущества.

6. Разъяснить судам, что выполнение отдельными лицами (бригадами) работ по договорам подряда, трудовым соглашениям, заключенным с государственными, кооперативными и иными общественными организациями, может рассматриваться как частное предпринимательство лишь в случаях, когда эти лица, прикрываясь формой социалистических организаций, незаконно приобретают строительную и иную технику, фондируемые материалы и т.п. и в связи с этим извлекают доходы, явно не соответствующие затраченному ими труду.

7. При решении вопроса об отграничении частнопредпринимательский деятельности от правомерного выполнения работ на подсобных предприятиях и промыслах колхозов и других сельскохозяйственных организаций суды должны исходить из действующих нормативных актов, регулирующих создание и деятельность подсобных предприятий и промыслов, учитывая все обстоятельства дела.

Лица, которые по договорам с колхозами и другими сельскохозяйственными предприятиями непосредственно руководят подсобными предприятиями и промыслами, должны нести ответственность за частнопредпринимательскую деятельность, если заключаемые с ними соглашения служат лишь прикрытием, а созданные предприятия являются по существу частнопредпринимательскими и их деятельность направлена на извлечение наживы. Об этом, в частности, может свидетельствовать то, что производство, материально-техническое обеспечение и сбыт продукции находятся в руках лиц, с которыми заключаются договоры, а роль колхоза сводится по существу лишь к предоставлению своего расчетного счета; оплата работ производится не в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, а произвольно; в этих предприятиях работают не колхозники либо граждане, проживающие на территории хозяйства, а в основном иные лица, принятые с нарушением положений, содержащихся в нормативных актах, регулирующих порядок организации и деятельности колхозных подсобных предприятий и промыслов.

8. При рассмотрении дел о коммерческом посредничестве суды должны учитывать, что ч. 2 ст. 153 УК РСФСР и соответствующих статей УК других союзных республик устанавливает ответственность за действия, осуществляемые, при наличии признаков, указанных в законе, частными лицами, оказывающими услуги или принимающими на себя обязанности по приобретению товарно-материальных ценностей для государственных, кооперативных и иных общественных организаций и граждан либо по реализации продукции или совершению иных сделок коммерческого характера. В частности, коммерческое посредничество может выразиться в приобретении или сбыте продукции под прикрытием договора поручения, заключенного социалистической организацией с частным лицом, в подыскании продавцу - покупателя, а покупателю - продавца, в приобретении товаров для других лиц или организаций, найме помещения для торговли, оказании содействия гражданам в приобретении товаров путем продажи неоплаченных товарных чеков, талонов, посредничестве в обмене квартир и т.п.

При этом судам надлежит иметь в виду, что уголовная ответственность за коммерческое посредничество может наступить лишь при наличии признаков, указанных в соответствующих статьях УК союзных республик, например, когда оно совершается в виде промысла, в крупном размере, в целях обогащения и т.п.

9. Судам надлежит тщательно выяснять причины и условия, способствующие частнопредпринимательской деятельности и коммерческому посредничеству, выявлять должностных лиц, потворствующих дельцам-предпринимателям, посредникам и дающих возможность использовать вывеску социалистических предприятий и организаций для совершения различного рода злоупотреблений; при наличии к тому оснований принимать предусмотренные законом меры к привлечению виновных к ответственности, реагировать на выявленные нарушения путем вынесения частных определений.

10. Рекомендовать Верховным судам союзных и автономных республик, краевым, областным, городским и окружным судам усилить надзор за рассмотрением народными судами дел о частнопредпринимательской деятельности и коммерческом посредничестве, периодически обобщать судебную практику по данной категории дел, своевременно принимать меры к устранению выявленных недостатков и ошибок в применении законодательства.


Заместитель Председателя
Верховного Суда СССР

В. Куликов


Секретарь Пленума
Верховного Суда СССР

А. Ефанов



Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 25 июня 1976 г. N 7 "О практике применения судами законодательства об ответственности за частнопредпринимательскую деятельность и коммерческое посредничество"


Текст постановления официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.