Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 7 декабря 1979 г. N 8 "О задачах судов в свете постановления ЦК КПСС "Об улучшении работы по охране правопорядка и усилении борьбы с правонарушениями" и Закона о Верховном Суде СССР" (с изменениями и дополнениями)

Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 7 декабря 1979 г. N 8
"О задачах судов в свете постановления ЦК КПСС "Об улучшении работы по охране правопорядка и усилении борьбы с правонарушениями" и Закона о Верховном Суде СССР"

С изменениями и дополнениями от:

16 января 1986 г.


Обсудив доклад Председателя Верховного Суда СССР о задачах судов в свете постановления ЦК КПСС "Об улучшении работы по охране правопорядка и усилении борьбы с правонарушениями" и Закона о Верховном Суде СССР, Пленум Верховного Суда СССР отмечает, что судами проводится определенная работа по укреплению социалистической законности и правопорядка. Вместе с тем при осуществлении правосудия имеется немало упущений и недостатков, снижающих эффективность судебной деятельности.

Судами не в полной мере используется сила закона в борьбе с разворовыванием народного добра, приписками, посягательствами на жизнь, здоровье и достоинство граждан, хулиганством, спекуляцией, тунеядством и пьянством, рецидивной преступностью. Допускается ошибочная квалификация преступлений, назначение неоправданно мягких мер наказания лицам, совершившим опасные преступления, неоднократно судимым, ведущим антиобщественный, паразитический образ жизни.

Не изжиты факты как необоснованного осуждения граждан, так и оправдания лиц, совершивших преступления. Встречается немало случаев освобождения из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду осужденных, не вставших на путь исправления.

При рассмотрении конкретных дел суды не всегда всесторонне и полно устанавливают обстоятельства преступления, причины и условия, способствующие его совершению; иногда не предъявляют должной требовательности к качеству предварительного следствия, не восполняют пробелы, допущенные при расследовании преступлений. Не во всех необходимых случаях принимаются меры к выявлению лиц, виновных в бесхозяйственности, расточительстве, взяточничестве, обмане государства, выпуске недоброкачественной продукции, нерадивом отношении к служебным обязанностям, повлекшем причинение существенного вреда государству и отдельным гражданам, к полному возмещению материального ущерба, причиненного преступлением. Суды не всегда выполняют требования законов, направленные на искоренение нарушений трудовой и производственной дисциплины, случаев антиобщественного поведения, невыполнения родителями обязанностей по воспитанию детей.

Все еще встречается формальное, невнимательное отношение к разрешению жалоб и заявлений по судебным делам, необоснованный отказ в исправлении ошибок, восстановлении нарушенных прав граждан и защите их законных интересов.

Требует дальнейшего улучшения координация действий судов с другими правоохранительными органами, взаимодействие с государственными и общественными организациями, трудовыми коллективами. Нуждается в улучшении профилактическая деятельность судов, должна быть повышена воспитательная роль судебных процессов. Пленум Верховного Суда СССР постановляет:

1. Обязать суды принимать меры к устранению имеющихся в их деятельности недостатков, вести решительную и неослабную борьбу с преступностью и другими правонарушениями на основе строжайшего соблюдения социалистической законности. Повысить качество рассмотрения дел, обеспечивая вынесение законных и обоснованных приговоров. В этих целях суды должны строго руководствоваться требованиями норм материального и процессуального законодательства, а также руководящими разъяснениями Пленума Верховного Суда СССР, принимать все меры к исключению судебных ошибок, особенно осуждения невиновных лиц, как наиболее грубого нарушения прав и свобод граждан.

Последовательно соблюдая принцип неотвратимости ответственности за совершенное преступление, судам следует при рассмотрении дел тщательно проверять, насколько полно и объективно проведено предварительное расследование, глубоко и всесторонне исследованы обстоятельства совершенного преступления, установлена роль каждого из подсудимых, а также выяснять, все ли лица, причастные к совершению преступного деяния, выявлены и изобличены, в необходимых случаях решать вопрос о привлечении их к ответственности.

2. Судам надлежит повысить предупредительное воздействие судебной деятельности, которая должна способствовать воспитанию граждан в духе неуклонного соблюдения советских законов, правил социалистического общежития, добросовестного отношения к труду, бережного отношения к народному добру, уважения прав и достоинства личности.

В этих целях активизировать работу по выявлению причин и условий, способствующих совершению правонарушений, остро реагировать на каждый случай нарушения закона, принимая меры к его устранению. Шире привлекать к участию в судебном разбирательстве и в перевоспитании осужденных представителей общественных организаций и трудовых коллективов, добиваться большей эффективности судебных процессов, в том числе выездных заседаний, создавая обстановку всеобщего осуждения лиц, посягающих на правопорядок, ведущих аморальный паразитический образ жизни.

3. Обратить внимание судов на их обязанность неукоснительно соблюдать требования закона об индивидуальном подходе при назначении наказания, обеспечивая его применение по всей строгости законов к опасным преступникам, и мер наказания, не связанных с лишением свободы, к лицам, впервые совершившим менее опасные преступления и способным исправиться без изоляции от общества.

Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда СССР, Верховным судам союзных республик, военным трибуналам видов Вооруженных Сил СССР, округов, флотов и групп войск обращать особое внимание на практику назначения судами уголовного наказания, соблюдения индивидуализации ответственности. Строго следить за тем, чтобы не допускались послабления в наказании виновных, совершивших преступления, представляющие повышенную опасность для общества, рецидивистов и лиц, упорно не желающих встать на путь исправления, пьяниц, тунеядцев.

4. Судам надлежит активизировать борьбу с хищениями государственного и общественного имущества, взяточничеством, бесхозяйственностью, расточительством, злоупотреблениями служебным положением, приписками в государственной отчетности, выпуском недоброкачественной продукции, имея при этом в виду, что одной из безусловных предпосылок успешного функционирования всего хозяйственного механизма является строгое и неукоснительное выполнение законов.

Рассматривая дела указанных категорий, а также о других хозяйственных и должностных преступлениях, причиняющих имущественный вред государству, суды должны всесторонне исследовать обстоятельства совершенного преступления, обеспечивая полное возмещение материального ущерба; выявлять лиц, действия или бездействие которых приводили к разбазариванию и порче народного добра, а также подстрекателей и организаторов обмана государства. Устанавливать обстоятельства, способствующие совершению этих преступлений, принимать предусмотренные законом меры для наведения должного порядка в учете и хранении материальных ценностей, ведении государственной отчетности, устранения фактов нарушения правил советской торговли, порождающих нередко взяточничество и спекуляцию.

5. Указать судам на необходимость решительной борьбы с посягательствами на жизнь и здоровье граждан, а также с хулиганством, на почве которого нередко совершаются другие более тяжкие преступления. В целях устранения ошибок при отграничении хулиганства от других преступлений надлежит, руководствуясь разъяснениями Пленума Верховного Суда СССР о применении законодательства по данной категории дел, тщательно исследовать содержание и направленность умысла виновных, мотивы и обстоятельства совершенных ими действий, устанавливать предусмотренные законом квалифицирующие признаки хулиганства.

Строго выполнять требования закона о недопустимости послабления в применении наказания лицам, совершившим убийства, разбойные нападения, причинившим умышленные тяжкие и менее тяжкие телесные повреждения, виновным в злостном и особо злостном хулиганстве, ранее судимым, ведущим антиобщественный образ жизни.

Повышая эффективность мер, направленных на искоренение указанных преступлений, судам следует систематически обобщать судебную практику, изучать обстоятельства, которые привели к совершению противоправных действий, своевременно информировать трудовые коллективы, общественность о выявленных в деятельности должностных лиц и общественных организаций недостатках, способствующих хулиганским и другим противоправным проявлениям, фактах неправильного поведения в семье, случаях попустительства пьянству.

6. Судам необходимо совершенствовать свою деятельность по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, острее реагировать на упущения в воспитательной работе с подростками, во всех необходимых случаях принимать установленные законом меры для привлечения к ответственности взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в пьянство, преступную и иную антиобщественную деятельность.

При рассмотрении конкретных дел следует тщательно выяснять обстоятельства совершенного преступления, полно устанавливать данные о личности несовершеннолетнего правонарушителя, условия его жизни и воспитания, иные сведения, имеющие значение для правильного решения вопроса об уголовной ответственности, а также назначения наказания, имея в виду, что в отношении таких лиц наказание в особой степени должно быть подчинено цели исправления виновных.

Необходимо исключить случаи необоснованного назначения несовершеннолетним лишения свободы за преступления, не представляющие большой общественной опасности, когда их перевоспитание может быть достигнуто без изоляции от общества, а также путем применения принудительных мер воспитательного характера. При осуждении несовершеннолетних к лишению свободы суд при наличии условий, предусмотренных законом, обязан обсудить вопрос о возможности отсрочки исполнения приговора. При этом необходимо с особой осторожностью подходить к решению этого вопроса в отношении лиц, совершивших тяжкие преступления, ранее судимых либо освобождавшихся от уголовной ответственности.

Шире привлекать к работе по исправлению и перевоспитанию несовершеннолетних, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы, а также с отсрочкой исполнения приговора, представителей общественных организаций и трудовых коллективов, укреплять тесные деловые связи с комиссиями по делам несовершеннолетних, органами внутренних дел, профсоюзными, комсомольскими, спортивными организациями, органами просвещения и профессионально-технического образования.

Разрешая споры, вытекающие из брачно-семейных отношений, суды должны иметь в виду, что правильное рассмотрение таких дел, принятие мер к защите законных прав граждан, интересов несовершеннолетних, способствует предупреждению правонарушений, повышению ответственности родителей за надлежащее воспитание детей.

7. Обратить внимание судов на необходимость дальнейшего совершенствования их деятельности по борьбе с рецидивной преступностью. Лицам, ведущим антиобщественный, паразитический образ жизни, упорно не желающим встать на путь исправления, совершающим повторные преступления, надлежит в соответствии с законом назначать строгие меры наказания.

Рассматривая дела о лицах, совершивших преступления повторно, суды должны доводить до сведения руководителей предприятий, учреждений и организаций об упущениях в трудовом и бытовом устройстве освобожденных из мест лишения свободы, а также органов внутренних дел о недостатках в осуществлении административного надзора.

При решении вопросов об условном освобождении из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду, условно-досрочном освобождении от наказания и замене его более мягким судам надлежит обеспечивать всестороннее исследование представляемых материалов и данных о личности осужденного, его поведении за все время пребывания в местах лишения свободы с тем, чтобы были исключены факты освобождения лиц, не вставших на путь исправления.

8. Суды должны в полной мере использовать предоставленные законом возможности по борьбе с тунеядством, пьянством и алкоголизмом. В этой связи следует при рассмотрении дел выявлять обстоятельства, позволяющие лицам не заниматься общественно полезным трудом, систематически пьянствовать, нарушать нормы коммунистической нравственности.

При установлении фактов попустительства, примиренческого отношения к пьяницам и алкоголикам, несоблюдения правил торговли спиртными напитками судам надлежит ставить вопрос о применении к виновным мер административного или общественного воздействия, а при наличии оснований - и о привлечении к уголовной ответственности. В каждом необходимом случае применять закон об ограничении дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками и ставящих свою семью в тяжелое материальное положение, о направлении в лечебно-трудовые профилактории хронических алкоголиков, уклоняющихся от добровольного лечения или продолжающих пьянствовать после лечения.

(В редакции постановления Пленума от 16 января 1986 г. N 5).

9. Имея в виду, что укрепление трудовой и государственной дисциплины, усиление ответственности за бережное отношение к материальным ценностям является важным фактором повышения качества работы и эффективности производства, суды должны всемерно способствовать устранению случаев недисциплинированности и пьянства, разгильдяйства и расхлябанности, пресечению расточительства и нерадивого отношения к государственному и общественному имуществу.

10. Обратить внимание судов на необходимость строгого выполнения требований законодательства, регламентирующего порядок рассмотрения жалоб и заявлений по судебным делам, как важного средства укрепления социалистической законности. Каждая жалоба, поступившая в суд, должна быть всесторонне проверена, правильно и с соблюдением установленного законом срока рассмотрена.

Верховным Судам союзных республик, военным трибуналам видов Вооруженных Сил СССР, округов, флотов и групп войск острее реагировать на несвоевременное рассмотрение судебных дел и жалоб по ним, не допускать необоснованного отказа в исправлении судебных ошибок, восстановлении нарушенных прав и законных интересов граждан.

11. Исходя из задач, поставленных партией по усилению правового воспитания трудящихся, судам надлежит постоянно совершенствовать эту работу. Следует иметь в виду, что рассмотрение уголовных и гражданских дел в соответствии с законом, вынесение справедливых и убедительных решений, широкая гласность судебной деятельности являются действенными средствами воспитания граждан в духе неукоснительного соблюдения советских законов, нетерпимости к малейшим беззакониям, малейшим отступлениям от социалистического правопорядка.

Вся работа по правовому воспитанию должна проводиться целеустремленно, на высоком идейно-политическом и правовом уровне, воспитывать у советских граждан, особенно молодежи, уважение к нормам и правилам социалистического общежития, нетерпимое отношение ко всякого рода антиобщественным проявлениям, разоблачать клеветнические измышления буржуазной пропаганды.

12. В целях совершенствования работы по предупреждению правонарушений обратить внимание судов на их обязанность постоянно улучшать взаимодействие с другими правоохранительными органами, органами народного контроля, а также с общественными организациями, трудовыми коллективами, обеспечивать на этой основе всесторонний анализ и глубокое изучение состояния преступности, обобщение практики борьбы с ней в республике, области, городе, районе. Полнее использовать полученные данные для повышения активности судов в выявлении и устранении причин и условий, способствующих правонарушениям. Народным судам больше внимания уделять укреплению связей с товарищескими судами, оказанию им помощи в работе по предупреждению нарушений трудовой дисциплины, общественного порядка, пьянства, мелких хищений.

13. Судебным коллегиям Верховного Суда СССР усилить надзор за судебной деятельностью судов СССР, а также судов союзных республик в пределах, установленных законом, предъявлять больше требовательности к судам за правильное применение законодательства, а также руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда СССР при разрешении конкретных дел. В соответствии с Законом о Верховном Суде СССР осуществлять действенный контроль за ходом выполнения судами руководящих разъяснений. При этом необходимо иметь в виду, что проведение такой работы является важным средством оказания помощи судам в деле строгого соблюдения социалистической законности при осуществлении правосудия.

14. В целях обеспечения единообразного применения судами норм советского законодательства Верховному Суду СССР систематически изучать судебную практику по наиболее актуальным категориям дел, своевременно выявлять неясные и спорные вопросы, возникающие у судов, улучшить качество подготовки проектов руководящих разъяснений, а также обзоров по результатам проведенного изучения.

К работе по обобщению судебной практики чаще привлекать Верховные Суды союзных республик, в необходимых случаях проводить ее с участием Прокуратуры СССР, МВД СССР, Министерства юстиции СССР, других ведомств и научных учреждений. Повышать эффективность проводимых обобщений, выездов на места, принимая меры к устранению недостатков и упущений в судебной деятельности по осуществлению правосудия, к распространению положительного опыта работы судов.



Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 7 декабря 1979 г. N 8 "О задачах судов в свете постановления ЦК КПСС "Об улучшении работы по охране правопорядка и усилении борьбы с правонарушениями" и Закона о Верховном Суде СССР"


Текст постановления опубликован в Бюллетене Верховного Суда СССР N 1, 1980 г., стр. 24-31


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 16 января 1986 г. N 5


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.