Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 27 ноября 1981 г. N 15 "О повышении роли судов в борьбе с хищениями государственного и общественного имущества"

Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 27 ноября 1981 г. N 15
"О повышении роли судов в борьбе с хищениями государственного и общественного имущества"


Обсудив доклады председателей Верховных судов Грузинской ССР и Киргизской ССР, председателя Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда СССР о судебной практике по делам о хищениях государственного и общественного имущества, Пленум Верховного Суда СССР отмечает, что суды названных и других союзных республик приняли ряд мер, направленных на повышение уровня осуществления правосудия и активизации деятельности по предупреждению хищений и расточительства народного добра. Стало меньше допускаться ошибок при квалификации действий виновных, назначении им наказаний; улучшилась работа по возмещению материального ущерба, причиненного преступлениями; больше внимания уделяется выявлению и устранению причин и условий, способствовавших хищениям государственного и общественного имущества и бесхозяйственности.

Вместе с тем в судебной практике имеются существенные ошибки и недостатки, снижающие эффективность борьбы за сохранность социалистической собственности.

Некоторые суды недооценивают повышенную общественную опасность хищений государственного и общественного имущества. При рассмотрении уголовных дел не всегда обеспечивается полное и всестороннее исследование обстоятельств преступления, выявление всех участников хищения. Суды иногда проходят мимо фактов необоснованного отказа в возбуждении либо прекращения дел в отношении лиц, причастных к хищению, в результате чего многие из них остаются безнаказанными.

Имеются факты снисходительного отношения к расхитителям социалистической собственности, послаблений в наказании лиц, являющихся организаторами преступных групп либо активно способствующих хищению или сбыту похищенного. Не всегда выполняются требования закона и указания Пленума Верховного Суда СССР о назначении осужденным дополнительных наказаний - конфискации имущества, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Не устранены из судебной практики ошибки в применении законодательства об ответственности за хищение государственного и общественного имущества. Нередко они допускаются при решении вопросов о квалификации содеянного, которые разъяснены в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 11 июля 1972 г. N 4 "О судебной практике по делам о хищениях государственного и общественного имущества". Отдельные суды действия должностных лиц, выразившиеся в незаконном безвозмездном обращении с корыстной целью имущества предприятия, учреждения, организации в собственность других лиц (растрата), предусмотренные ст. 92 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, ошибочно квалифицируют как злоупотребление властью или служебным положением.

Не всегда соблюдаются требования закона о полном возмещении материального ущерба, причиненного преступными деяниями. Суды иногда не реагируют на факты нарушения органами следствия и дознания закона, обязывающего принимать меры, обеспечивающие возмещение материального ущерба и возможную конфискацию имущества обвиняемого, и не принимают таких мер по своей инициативе. Не изжиты случаи оставления гражданского иска в уголовном деле без рассмотрения при отсутствии к тому законных оснований. Вместе с тем добровольное возмещение нанесенного ущерба виновным отдельными судами не учитывается как обстоятельство, смягчающее ответственность.

Суды не во всех случаях выявляют причины и условия, способствовавшие хищениям, и не добиваются их устранения. Многие частные определения носят формальный характер, не полно отражают выявленные недостатки и упущения в организации учета и охраны материальных ценностей на предприятиях, в учреждениях и организациях, надлежащий контроль за их выполнением не осуществляется.

Дела о хищениях нередко рассматриваются с нарушением установленных сроков, судебные процессы слабо используются для мобилизации общественности на борьбу с хищениями и бесхозяйственностью. Население не всегда своевременно и полно информируется о них в печати и по радио.

Нуждается в улучшении работа судов по изучению и обобщению судебной практики. Материалы обобщений недостаточно используются для постановки перед хозяйственными органами вопроса об устранении причин и условий, способствующих совершению корыстных преступлений.

Верховные суды союзных и автономных республик, краевые, областные и городские суды, суды автономных областей и автономных округов, военные трибуналы видов вооруженных сил, округов, флотов и групп войск недостаточно осуществляют надзор за правильным и единообразным применением судами законов об ответственности за хищение, не всегда своевременно исправляют судебные ошибки.

Пленум Верховного Суда СССР постановляет:

1. Судебным коллегиям Верховного Суда СССР, Верховным судам союзных республик, военным трибуналам видов вооруженных сил, округов, флотов и групп войск устранить отмеченные недостатки, обеспечить надлежащий надзор за правильным и своевременным рассмотрением дел о хищениях государственного и общественного имущества на основе строгого и неуклонного исполнения закона, а также выполнения руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда СССР.

Указать судам на необходимость использования всех предусмотренных законом средств в борьбе с посягательствами на социалистическое имущество. Следует теснее координировать эту деятельность с другими правоохранительными органами, постоянно укреплять связи с трудовыми коллективами, общественностью, товарищескими судами в деле воспитания у граждан коммунистического отношения к народному добру.

2. При рассмотрении дел о хищениях государственного и общественного имущества судам надлежит принимать меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, обращая особое внимание на то, чтобы все лица, причастные к преступлению, были привлечены к законной ответственности. При невозможности восполнить в суде пробелы дознания и предварительного следствия дело должно направляться для производства дополнительного расследования.

3. Обратить внимание судов на недопустимость послабления в наказании расхитителей социалистической собственности. Строго соблюдая требования закона об индивидуализации ответственности, необходимо при определении мер наказания учитывать как размер похищенного, так и степень участия каждого обвиняемого в совершении хищения. К организаторам и активным участникам преступных групп, а также к лицам, систематически расхищающим народное добро, следует применять предусмотренные законом строгие меры наказания.

Обеспечить неукоснительное исполнение требований закона о назначении расхитителям социалистической собственности дополнительных наказаний в виде конфискации имущества, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

4. Судам необходимо усилить борьбу с мелкими хищениями государственного и общественного имущества, имея в виду, что ими причиняется обществу значительный материальный и моральный ущерб. Следует обеспечивать рассмотрение таких дел в установленный законом срок, чаще рассматривать их непосредственно в трудовых коллективах. Систематически анализировать практику рассмотрения дел о мелких хищениях с целью постановки перед руководителями предприятий и организаций вопросов о принятии ими действенных мер по предупреждению и пресечению этих правонарушений.

5. Суды должны обеспечивать полное возмещение материального ущерба, причиненного посягательствами на социалистическую собственность. Необходимо реагировать на каждый факт невыполнения органами дознания и предварительного следствия норм процессуального законодательства, предусматривающих меры обеспечения возмещения материального ущерба, и принимать их по собственной инициативе. Не допускать случаев необоснованного оставления гражданских исков без рассмотрения в уголовном деле.

При разрешении вопроса о взыскании с осужденного сумм в возмещение ущерба, причиненного хищением, судам следует иметь в виду, что законом не допускается снижение его размера.

Рассматривая гражданские дела по искам об освобождении имущества от ареста, суды должны особенно тщательно исследовать доказательства, на которых основаны исковые требования, проверять, когда и кем приобретено это имущество, не признано ли оно по приговору суда приобретенным на средства, добытые преступным путем. При этом необходимо учитывать, что на такое имущество в силу части 2 ст. 57 Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик взыскание в возмещение ущерба, причиненного хищением, может быть обращено и в том случае, если оно числится совместной собственностью осужденного и других лиц (супруга, члена колхозного двора).

6. Исходя из задачи - полностью закрыть все каналы хищений, суды должны значительно активизировать деятельность по предупреждению этих преступлений. По каждому делу необходимо выявлять причины и условия, способствовавшие хищению, добиваясь их устранения. По фактам попустительства хищениям, расточительству и бесхозяйственности со стороны должностных лиц принимать меры для привлечения их к ответственности. Усилить контроль за выполнением частных определений.

7. Судам следует добиваться, чтобы каждый процесс по делу о хищении всемерно способствовал созданию вокруг расхитителей обстановки нетерпимости и общественного осуждения, неотвратимости наказания за содеянное, служил целям предупреждения и искоренения хищений. Рекомендовать судам чаще рассматривать дела о хищениях государственного и общественного имущества в выездных заседаниях с участием представителей общественности. Направлять копии вступивших в законную силу приговоров по таким делам в трудовые коллективы либо общественные организации по месту работы, учебы или жительства осужденного для их обсуждения. Активнее использовать печать, радио и телевидение для освещения судебных процессов.

Судам надлежит систематически изучать судебную практику по делам о хищениях, обобщать причины и условия, способствовавшие их совершению, и вносить в соответствующие органы конкретные предложения по устранению выявленных недостатков.

8. Судебным коллегиям Верховного Суда СССР, Верховным судам союзных и автономных республик, краевым, областным, городским судам, судам автономных областей и автономных округов, военным трибуналам видов вооруженных сил, округов, флотов и групп войск повысить качество рассмотрения дел о хищениях и иных посягательствах на социалистическую собственность в кассационном и надзорном порядке, своевременно исправлять ошибки судов первой инстанции и реагировать на недостатки и упущения, допущенные при рассмотрении этих дел.

9. Признать утратившими силу постановления Пленума Верховного Суда СССР:

от 24 июня 1968 г. N 6 "Об улучшении деятельности судов по борьбе с хищениями государственного и общественного имущества";

от 11 апреля 1969 г. N 1 "О ходе выполнения постановления Пленума Верховного Суда СССР от 24 июня 1968 г. "Об улучшении деятельности судов по борьбе с хищениями государственного и общественного имущества";

от 8 октября 1973 г. N 13 "О ходе выполнения постановления Пленума Верховного Суда СССР от 11 июля 1972 г. "О судебной практике по делам о хищениях государственного и общественного имущества";

от 28 ноября 1975 г. N 9 "О повышении роли судов в борьбе с хищениями социалистической собственности, в выявлении и устранении причин и условий, порождающих эти преступления".


Председатель
Верховного Суда СССР

Л. Смирнов


Секретарь Пленума,
член Верховного Суда СССР

А. Белов



Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 27 ноября 1981 г. N 15 "О повышении роли судов в борьбе с хищениями государственного и общественного имущества"


Текст постановления официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.