Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 27 января 2011 г. N КАС10-709 Решение Верховного Суда РФ о ликвидации общероссийского общественного объединения "Федеральная национально-культурная автономия украинцев России" оставлено без изменения

Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 27 января 2011 г. N КАС10-709


Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Федина А.И.,

членов коллегии Манохиной Г.В., Горшкова В.В.,

при секретаре Кулик Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Министерства юстиции Российской Федерации о ликвидации общероссийской общественной организации "Федеральная национально-культурная автономия украинцев России" по кассационной жалобе общероссийской общественной организации "Федеральная национально-культурная автономия украинцев России" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2010 г., которым заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения представителей общероссийской общественной организации "Федеральная национально-культурная автономия украинцев России" Телегуза В.Я., Семененко В.Ф., поддержавших доводы кассационной жалобы, представителей Министерства юстиции Российской Федерации Дорофеевой Н.В., Дубровиной Н.А., возражавших против доводов кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:

Министерство юстиции Российской Федерации обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о ликвидации общероссийского общественного объединения "Федеральная национально-культурная автономия украинцев России" (сокращенное наименование согласно уставу - "ФНКА украинцев России"), созданного в форме общественной организации, в связи с неоднократными и грубыми нарушениями действующего законодательства Российской Федерации: неустранение в срок, установленный федеральным органом исполнительной власти, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественной организации.

В подтверждение требования указало на то, что "Федеральная национально-культурная автономия украинцев России" (прежнее наименование "Федеральная национально-культурная автономия "Украинцы России"), созданная 27 марта 1998 г., зарегистрированная Министерством юстиции Российской Федерации 15 мая 1998 г., регистрационный номер 517 (включена в Единый государственный реестр юридических лиц, основной государственный регистрационный номер 1037700225738), не соблюдает требования абзаца третьего, седьмого и восьмого части первой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях", пункта 4 статьи 3, пункта 1 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и пунктов 5.3-5.5, 5.7, 5.9 положения Устава "ФНКА украинцев России".

Несмотря на приостановление распоряжением от 19 октября 2009 г. N 3817-р деятельности "ФНКА украинцев России" на срок до 12 января 2010 г., сопредседатель "ФНКА украинцев России "Семененко В.Ф. 29 октября 2009 г. от имени украинской общины принял участие в публичном выступлении на "Радио Свобода". "ФНКА украинцев России" в лице ее сопредседателей Бабенко В.Я. и Семененко В.Ф. была организована и проведена 11-12 ноября 2009 г. в г. Москве научно-практическая конференция "Украинистика в России: история, состояние, тенденции развития", в связи с чем 9 февраля 2010 г. в адрес "ФНКА украинцев России" вынесено письменное предупреждение.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2010 г. заявление удовлетворено. Ликвидирована общероссийская общественная организация "Федеральная национально-культурная автономия украинцев России" и исключена из Единого государственного реестра юридических лиц.

В кассационной жалобе "ФНКА украинцев России" просит об отмене принятого решения и принятии нового - об отказе в удовлетворении заявления, указав на то, что суд при разрешении данного дела не применил нормы Конституции Российской Федерации, подлежащие применению, неправильно истолковал закон. Судом не было удовлетворено ходатайство "ФНКА украинцев России" об отложении рассмотрения дела и не принято во внимание допущенное Министерством юстиции Российской Федерации грубое нарушение закона, выразившееся в неприменении положений Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций их уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций заявленным целям и задачам, а так же за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Министерством юстиции Российской Федерации от 31 марта 2009 г.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда.

В силу статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественное объединение обязано: соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статье 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях в течение трех дней с момента таких изменений.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3, пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке; некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.

Согласно статье 44 Федерального закона "Об общественных объединениях" основаниями для ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности по решению суда являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Удовлетворяя заявление Министерства юстиции Российской Федерации о ликвидации "ФНКА украинцев России", суд пришел к правильному выводу о наличии по настоящему делу обстоятельств, которые закон признает основанием для ликвидации общественного объединения.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в нарушение положений статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях", пункта 4 статьи 3 и пункта 1 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" "ФНКА украинцев России" не представляла документы, содержащие отчет о ее деятельности, годовые бухгалтерские балансы за 2006-2008 гг. в органы государственной статистики, сведения о новом составе ее руководящих органов и сопредседателей, о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, достоверные данные о членах - региональных национально культурных автономиях, использовала печать с наименованием "Украинцы России", используемым до ее переименования в апреле 2005 г., а также "ФНКА украинцев России" не были представлены документы, подтверждающие деятельность организации по выполнению уставных задач и целей.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки деятельности организации от 11 августа 2009 г., проведенной Департаментом по делам некоммерческих организаций на основании приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 3 июля 2009 г. N 205.

В акте проверки указано, что на период проведения третьего съезда объединения (9-10 апреля 2005 г.), на котором был избран новый состав Совета и Ревизионной комиссии сроком на четыре года, в состав "ФНКА украинцев России" входило 8 региональных национально-культурных автономий и 6 местных национально культурных автономий. Между тем в списке, представленном на проверку, членами "ФНКА украинцев России" значились 9 региональных национально-культурных автономий и 8 местных национально-культурных автономий. Согласно реестру национально-культурных автономий Министерства юстиции Российской Федерации из него исключены Региональная национально-культурная автономия граждан украинской национальности Волгоградской области, Национально-культурная автономия украинцев Тюменской области "Едына родына" и Красноярская краевая национально-культурная автономия "Украина".

В предупреждении от 19 августа 2009 г. Министерство юстиции Российской Федерации обязало "ФНКА украинцев России" в срок до 1 октября 2009 г. устранить отмеченные нарушения закона.

Однако в указанный срок "ФНКА украинцев России" не представила документы, подтверждающие исправление недостатков, в связи с чем распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 19 октября 2009 г. N 3817-р деятельность "ФНКА украинцев России" была приостановлена до 12 января 2010 г. Решение о приостановлении деятельности общественного объединения в судебном порядке обжаловано не было. Лишь 30 декабря 2009 г. в Министерство юстиции Российской Федерации поступила информация о том, что "ФНКА украинцев России" все замечания, отраженные в акте проверки от 11 августа 2009 г. учтены и в дальнейшем нарушения допускаться не будут.

Не могут служить основанием к отмене решения суда утверждения в кассационной жалобе о том, что выявленные нарушения были устранены, в частности - печать содержит верное наименование объединения, избран новый состав органов управления, представлены документы по выполнению уставных целей и задач и копии документов о предоставлении бухгалтерских балансов за 2006-2008 г.г. в органы государственной статистики, так как из материалов дела усматривается, что "ФНКА украинцев России" в установленный Министерством юстиции Российской Федерации срок не устранила указанные нарушения, что послужило основанием для приостановления деятельности "ФНКА украинцев России" до 12 января 2010 г.

С доводом кассационной жалобы о том, что допущенные "ФНКА украинцев России" нарушения незначительные и не могут являться основанием для ее ликвидации согласится нельзя, так как эти нарушения не устранялись длительное время. Так на протяжении нескольких лет "ФНКА украинцев России" использовала печать с несуществующим названием, которое не значилось ни в ее учредительных документах, выданных Федеральной регистрационной службой Министерства юстиции Российской Федерации 12 августа 2005 г., ни в Едином государственном реестре юридических лиц.

Несостоятельна и ссылка "ФНКА украинцев России" на нарушение Министерством юстиции Российской Федерации Порядка проведения проверок соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами (уставным целям), утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 222. Министерством юстиции Российской Федерации была проведена плановая документальная проверка в соответствии с нормативными правовыми актами и действующим законодательством на предмет соответствия деятельности автономии уставным целям и действующему законодательству.

Материалами дела подтверждается, что в нарушение требований статьи 43 Федерального закона "Об общественных объединениях", запрещающих общественным объединениям в случае приостановления деятельности организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и иные массовые акции или публичные мероприятия, сопредседатель "ФНКА украинцев России" Семененко В.Ф. принял участие в публичном выступлении на "Радио Свобода". А также 11-12 ноября 2009 г. в г. Москве была организована и проведена сопредседателями "ФНКА украинцев России" Бабенко В.Я. и Семененко В.Ф. международная научно-практическая конференция "Украинистика в России: история, состояние, тенденции развития", что повлекло за собой обращение гражданина Журавлева Н.В. с письмом к заместителю Министра юстиции Российской Федерации.

В адрес "ФНКА украинцев России" Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2010 г. было вынесено письменное предупреждение, указывающее на грубое нарушение требований статьи 43 Федерального закона "Об общественных объединениях", которое "ФНКА украинцев России" было обжаловано в судебном порядке. Решением Тверского суда г. Москвы от 12 мая 2010 г., вступившим в законную силу, заявление "ФНКА украинцев России" об оспаривании действий Министерства юстиции Российской Федерации оставлено без удовлетворения.

Доводы кассационной жалобы о незаконности решения Тверского суда г. Москвы не могут быть предметом рассмотрения Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, поскольку законность этого решения подлежит проверке в порядке, установленном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом надзорной инстанции.

Учитывая, что "ФНКА украинцев России" неоднократно и грубо допускались нарушения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов и данные нарушения устранены не были, Верховный Суд Российской Федерации пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленного требования о ликвидации "ФНКА украинцев России".

Ссылка в кассационной жалобе на нарушение судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела положений статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в частности принципов равенства всех перед законом и равноправия сторон, противоречит материалам дела.

Доводы кассационной жалобы о том, что судом не дана объективная и справедливая оценка обстоятельствам дела, доказательства, представленные "ФНКА украинцев России" не получили оценки суда, не соответствуют действительности. Из материалов дела видно, что обстоятельства дела установлены судом на основе надлежащей оценки всех представленных доказательств, имеющих правовое значение для данного дела, в их совокупности, изложенные в решении выводы соответствуют обстоятельствам дела. Собранные по делу доказательства соответствуют правилам относимости и допустимости, данная им судом оценка соответствует требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу общероссийской общественной организации "Федеральная национально-культурная автономия украинцев России" - без удовлетворения.


Председательствующий

A.И. Федин


Члены коллегии

Г.В. Манохина



B.В. Горшков



Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 27 января 2011 г. N КАС10-709


Текст определения официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.