Приказ Госстандарта РФ от 27 апреля 1999 г. N 190 "О проведении государственного надзора за соблюдением правил обязательной сертификации органами по сертификации услуг"

Приказ Госстандарта РФ от 27 апреля 1999 г. N 190
"О проведении государственного надзора за соблюдением правил обязательной сертификации органами по сертификации услуг"


В целях организации и проведения предусмотренного утвержденным "Планом государственного контроля и надзора Госстандарта России на 1999 г." государственного надзора за соблюдением правил обязательной сертификации органами по сертификации услуг по следующим видам однородных услуг:

техническое обслуживание и ремонт автомототранспортных средств;

услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом;

туристские услуги и услуги гостиниц;

услуги общественного питания приказываю:

1. Утвердить прилагаемое "Техническое задание N 1 от 23 апреля 1999 г. на проведение государственного надзора за соблюдением правил обязательной сертификации органами по сертификации услуг по видам однородных услуг" - техническое обслуживание и ремонт автомототранспортных средств, услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, туристские услуги, услуги гостиниц, услуги общественного питания.

2. ВНИИС (В.Г.Версану) в недельный срок представить в Госкомитет перечень органов по сертификации услуг, подлежащих государственному надзору по регионам.

3. Главным государственным инспекторам по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений в субъектах Российской Федерации:

3.1. Согласовать с администрациями на закрепленных территориях и в двухнедельный срок представить в Госкомитет на утверждение состав рабочих комиссий для проведения государственного надзора за соблюдением правил обязательной сертификации органами по сертификации услуг.

3.2. Включить в состав рабочих комиссий специалистов ЦСМ для проведения проверок соблюдения органами по сертификации услуг установленного порядка оплаты работ по сертификации.

3.3. Обеспечить проведение государственного надзора и представление в Госкомитет материалов о его результатах в установленные прилагаемым техническим заданием сроки на бумажных носителях и в формате АИС "Госнадзор".

4. Управлению региональной политики и государственного надзора (В.К.Созинову):

4.1. Представить на утверждение руководству Госкомитета в двухнедельный срок график проведения государственного надзора органов по сертификации услуг центров стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМ).

4.2. Обеспечить проведение государственного надзора за соблюдением правил обязательной сертификации органами по сертификации услуг ЦСМ и представление в Госкомитет материалов о его результатах в установленные прилагаемым техническим заданием сроки.

4.3. Направлять материалы проверок в научно-методический центр Системы сертификации ГОСТ Р (ВНИИС) для проведения экспертизы и подготовки предложений о принятии решения по результатам каждой проверки.

5. ВНИИС (В.Г.Версану) в недельный срок после получения актов проводить их экспертизу и направлять в Управление региональной политики и государственного надзора предложения по принятию решения по результатам каждой проверки.

6. Управлению региональной политики и государственного надзора (В.К.Созинову) и Управлению сертификации (М.Л.Рахманову) обеспечить в недельный срок после получения предложений из ВНИИС подготовку и представление Главному государственному инспектору Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений решения по результатам каждой проверки.

7. Управлению региональной политики и государственного надзора (В.К.Созинову):

утвердить в месячный срок состав рабочей группы для проведения анализа материалов государственного надзора органов по сертификации услуг и подготовки предложения по совершенствованию нормативной базы их деятельности;

обеспечить проведение анализа результатов государственного надзора в I квартале 2000 г. и представить предложения руководству Госкомитета для принятия управляющих решений.

8. ВНИИС (В.Г.Версану) при необходимости организовать инструктивные совещания по вопросу особенностей проведения сертификации в сфере услуг.

9. Управлению экономики (П.С.Пранову) и Управлению региональной политики и государственного надзора (В.К.Созинову) в двухнедельный срок подготовить предложения по финансированию работ по проведению экспертизы актов проверок органов по сертификации услуг.

10. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя председателя Госстандарта России Н.С.Круглова.


Председатель Госстандарта России

Г.П.Воронин


Техническое задание N 1
от 23 апреля 1999 г. на проведение целевых проверок соблюдения правил обязательной сертификации органами по сертификации однородных услуг
(утв. приказом Госстандарта РФ от 27 апреля 1999 г. N 190)


услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств;

услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом;

туристские услуги и услуги гостиниц;

услуги общественного питания.


1. Цель проверки


Установление соблюдения органами по сертификации услуг правил обязательной сертификации услуг и подготовка предложений по совершенствованию основополагающих организационно-методических документов систем сертификации и деятельности органов по сертификации услуг.


2. Сроки проведения проверок: май-сентябрь 1999 г.


3. Документы, в соответствии с которыми проводятся проверки


3.1. ПР 50.1.003-94 Правила по стандартизации. Порядок проведения Госстандартом России государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией (работами, услугами).

3.2. Р 50.1.014-97 Рекомендации по стандартизации. Методика проведения государственного надзора за соблюдением правил обязательной сертификации органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами).

3.3. Правила сертификации работ и услуг в Российской Федерации.

3.4. Положение о Системе сертификации ГОСТ Р.

3.5. Правила по сертификации. Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых при сертификации.

3.6. Р 50.3.001-96 Рекомендации по сертификации. Оплата работ по сертификации продукции и услуг.

3.7. Система сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств.

3.8. Система сертификации ГОСТ Р. Порядок сертификации услуг общественного питания. Временный порядок.

3.9. Правила сертификации туристских услуг и услуг гостиниц.

3.10. Система сертификации услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом. Временный порядок проведения работ.


4. Перечень рассматриваемых при проверке вопросов


4.1. Общие вопросы:

- наименование органа по сертификации услуг - далее "ОС" (соответствие наименования организации, на базе которой создан ОС, действующему уставу);

- дата аккредитации, реквизиты аттестата аккредитации и лицензии на право проведения работ по обязательной сертификации;

- анализ результатов проверок ОС, проведенных контролирующими органами за период действия ОС (наименование организаций, проводивших проверки, в т.ч. инспекционный контроль; наличие или отсутствие нарушений в работе ОС по сертификации услуг; меры, принятые к ОС при наличии нарушений - приостановление действия аттестата аккредитации, отзыв лицензии на право проведения работ по сертификации услуг и др.; корректирующие мероприятия и их выполнение).

4.2. Результаты работ по сертификации (за 12 месяцев, предшествующих проверке):

- количество зарегистрированных заявок, в том числе:

рассмотрено,

принято,

отклонено;

- количество сертификатов соответствия:

выданных,

отмененных,

приостановленных;

- количество лицензий на применение знака соответствия;

- количество отказов в выдаче сертификата соответствия.

4.3. Соблюдение порядка проведения работ ОС по сертификации, начиная от поступления заявки и кончая выдачей сертификата соответствия (ведение журналов и другой учетной документации, реестра, сроки рассмотрения заявок и проведения работ по сертификации).

4.4. Оценка обоснованности принятых решений по заявкам.

4.5. Оценка правильности оформления договоров с заявителями на проведение сертификации и обоснованности размера оплаты работ по сертификации.

4.6. Полнота охвата области аккредитации ОС, в том числе соответствие видов услуг и кодов ОК-002, указанных в сертификате соответствия, области аккредитации ОС.

4.7. Наличие экспертов ОС - штатных и работающих на договорной основе (указать фамилию, и.о., номер сертификата каждого эксперта).

4.8. Наличие необходимого фонда:

- нормативных документов по стандартизации на сертифицируемые услуги;

- документов, определяющих правила и порядок сертификации услуг, закрепленных за ОС, в том числе зарегистрированной системы сертификации на соответствующий вид услуг;

- документов, предусмотренных ГОСТ Р 51000.5-96.

ГАРАНТ:

Постановлением Госстандарта России от 15 июня 2000 г. N 157-ст ГОСТ Р 51000.5-96 отменен с 7 июля 2000 г.

Своевременность актуализации указанных документов.

4.9. Правильность оформления сертификатов соответствия:

- сертификат на услугу старой формы - в соответствии с документом "Система сертификации ГОСТ Р. Основные положения и порядок сертификации услуг", новой формы - в соответствии с Правилами по сертификации. "Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых при сертификации";

- приведение в сертификате соответствия (или приложении к нему) полного перечня НД (с указанием конкретных пунктов), которым соответствует услуга, и схемы сертификации.

- правильность наименования вида услуги, его соответствие области аккредитации.

4.10. Инспекционный контроль за сертифицированными услугами:

- наличие утвержденных планов инспекционного контроля и соблюдение сроков его проведения;

- правильность оформления решений по результатам инспекционного контроля;

- количество сертификатов соответствия, действие которых отменено или приостановлено.

4.11. Своевременность перечисления ОС средств во внебюджетный фонд Госстандарта России согласно договору между ними (справка за подписью руководителя ОС и главного бухгалтера).

Примечание:

- перечень дополнительных вопросов, рассматриваемых при проверке ОС по сертификации конкретных однородных услуг приведен в приложениях 1 - 4;

- по окончании проверки у комиссии должны быть все необходимые материалы для заполнения в формате АИС "Госнадзор" всех полей входных форм информации о результатах проверок ОС.


6. Представление материалов проверок

ГАРАНТ:

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником


В Госстандарт России представляются следующие материалы:

7.1. Акты проверок на бумажных носителях (по мере их проведения) - в соответствии с формой приложения 5 ПР 50.1.003-94 "Правила по стандартизации. Порядок проведения Госстандартом России государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией (работами, услугами)".

7.2. Информация в формате АИС "Госнадзор" - в соответствии с установленными входными формами.

Полная информация о результатах проверок ОС представляется до 10 октября 1999 г.


Приложение 1


Перечень
дополнительных вопросов, рассматриваемых при проверке органов по сертификации туристских услуг и услуг гостиниц


1. Отражены ли в актах сертификационных проверок туристских услуг, проводимых ОС, следующие вопросы:

1.1. Является туристская фирма туроператором или турагентом, фактический адрес офиса, количество штатных сотрудников.

1.2. Вид туризма (выездной, въездной или внутренний).

1.3. Проведен ли анализ договоров в части обеспечения ответственности за безопасность жизни, здоровья туристов и сохранности их имущества:

для туроператора - с принимающей стороной (иностранными или российскими туроператорами), турагентами и с клиентом,

для турагента - с туроператором и клиентом.

1.4. Анализ информационного обеспечения туров, в т.ч. упреждающая информация об опасностях и других непредвиденных обстоятельствах;

1.5. Квалификация обслуживающего персонала.

2. Оформление ОС актов сертификационных проверок и протоколов в соответствии с Рекомендациями ЦОС "Порядок проведения сертификации туристских услуг и услуг гостиниц", утвержденными ЦОС 7.06.96.

3. Соблюдение ОС требований Рекомендаций, указанных в п.2 данного приложения, в части выдачи сертификатов соответствия на туристские услуги - заявителю выдается один сертификат на оказываемые туристские услуги (не допускается выдавать сертификаты соответствия по регионам, странам, видам услуг, турам и т.д.).

4. Соответствие проведения ОС работ и оформления материалов по услугам гостиниц требованиям Рекомендаций, указанных в п.2 данного приложения.


Приложение 2


Перечень
дополнительных вопросов, рассматриваемых при проверке органов по сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств


Отражены ли в актах сертификационных проверок:

1. Данные проверки результатов услуг.

2. Наличие необходимого оборудования для производства ремонта, метрологическое обеспечение, состояние средств измерений.

3. Квалификация исполнителей услуг.


Приложение 3


Перечень
дополнительных вопросов, рассматриваемых при проверке органов по сертификации услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом


Отражены ли в акте сертификационной проверки:

1. Правильность оформления автобусных маршрутов (паспортов, схем), регулярности их проверок.

2. Правильность составления расписаний движения автобусов, функционирования системы организации движения по маршрутам, обеспечения движения.

3. Обеспечение безопасных условий перевозки пассажиров, в том числе:

- подготовка ИТР предприятия по БД, их аттестация;

- назначение ответственного лица по БД;

- соблюдение требований БД при приеме на работу водителей, организация стажировок, прохождение ими переаттестации, ведение личных карточек водителей, учет инструктажей;

- ведение учета ДТП и принятых мер по их результатам;

- наличие требуемой документации у водителей на линии;

- наличие текущего медицинского контроля при выпуске водителей на линию;

- наличие учета водителей, принадлежащих к группе риска.

4. Обеспечение профессиональной надежности водительского состава (квалификация водителей, режим труда и отдыха, поддержание и контроль состояния здоровья водителей).

5. Обеспечение технического обслуживания и ремонта подвижного состава. Состояние подвижного состава.


Приложение 4


Перечень
дополнительных вопросов, рассматриваемых при проверке органов по сертификации услуг общественного питания


1. Проведение испытаний продукции общественного питания в АИЛ, в области аккредитации которых включена продукция общественного питания (копия аттестата и область аккредитации по общественному питанию).

2. Соответствие сроков проведения испытаний и заключений ЦГСЭН и ГПС срокам проведения сертификации, ИК, выдачи сертификата соответствия.

3. Оформление сертификатов соответствия:

3.1. Наличие схемы сертификации, по которой проводилась сертификация услуг.

3.2. Правильность оформления сертификата соответствия с учетом того, что не допускается выдача сертификата соответствия на каждый вид услуг.

3.3. Обратить внимание, на основании каких документов, регламентирующих изготовление кулинарной продукции, сертифицирована услуга по реализации кулинарной продукции вне предприятия (код ОКУН 122404): ГОСТ Р 50763-95, отраслевые стандарты, технические условия.

4. Отражены ли в акте сертификационной проверки:

4.1. Соответствие названий услуг ОК-002.

4.2. Подтверждение типа предприятия, оказывающего услуги.

4.3. Квалификация обслуживающего и производственного персонала предприятия.

5. Состояние средств измерений и своевременность их поверки.




Приказ Госстандарта РФ от 27 апреля 1999 г. N 190 "О проведении государственного надзора за соблюдением правил обязательной сертификации органами по сертификации услуг"


Текст приказа опубликован в "Вестнике Госстандарта России" 1999 г., N 6


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.