• ДОКУМЕНТ

Требования пожарной безопасности при эксплуатации подвижного состава железных дорог

Глава 4. Требования пожарной безопасности при эксплуатации подвижного состава железных дорог


1. Общие требования


1.1. Подвижной состав эксплуатируемого парка железных дорог должен отвечать требованиям пожарной безопасности, изложенным в государственных, отраслевых стандартах и других нормативных документах.

1.2. Перечень ответственных лиц за обеспечение пожарной безопасности в подвижном составе и их обязанности изложены в разделе 2 главы 1 настоящих Правил, а также в соответствующих инструкциях по обеспечению пожарной безопасности в подвижном составе.

1.3. Начальники депо и ремонтных заводов должны обеспечивать выполнение требований пожарной безопасности при проведении ремонтов КР-1, КР-2 и текущего ремонта подвижного состава в полном объеме и не допускать его выпуск в эксплуатацию с неисправностями, которые могут привести к пожару, а также в случаях невыполнения работ по модернизации пожароопасных узлов и средств пожаротушения, регламентированных планом МПС.

1.4. Запрещается выпускать в эксплуатацию после проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту подвижной состав, не имеющий полного комплекта первичных средств пожаротушения, с неисправными или незаряженными установками пожаротушения, неисправной пожарной сигнализацией, а также неисправными аварийными выходами и системами дымоудаления на пассажирских вагонах.

1.5. Запрещается загромождать проходы, тамбуры и выходы в пассажирских вагонах, в вагонах дизель-поездов и электропоездов, а также провозить в них опасные грузы (легковоспламеняющиеся жидкости, газы, взрывчатые и ядовитые вещества и т.п.).

1.6. Электропечи, электрокалориферы, вентиляционные каналы, надпотолочные пространства тамбуров, шкафы с электроаппаратами и другие пожароопасные узлы и оборудование должны очищаться от пыли, горючих материалов и мусора. Периодичность очистки устанавливается в каждом депо в зависимости от условий эксплуатации.

1.7. Рабочие и служащие, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом подвижного состава, а также локомотивные и поездные бригады должны проходить пожарно-техническую подготовку по программам, разрабатываемым начальниками соответствующих депо и заводов по ремонту подвижного состава. Лица, не прошедшие подготовку или не сдавшие зачеты по программам обучения, к работе не допускаются.


2. Тепловозы и дизель-поезда


2.1. Дизельные помещения тепловозов и дизель-поездов, аппаратные камеры, аккумуляторные батареи, кабины машинистов и другие узлы локомотивов и дизель-поездов должны постоянно содержаться в чистоте.

В кабинах машинистов должны быть установлены пепельницы в местах, удобных для обслуживающей бригады. Выбрасывать в окна незатушенные окурки и спички запрещается.

2.2. Смазочные материалы должны храниться в металлических емкостях (бидонах, масленках и т.п.) с плотно закрывающимися крышками.

Обтирочные концы, чистые и промасленные, должны храниться раздельно в металлических ящиках с крышками. Они должны находиться в установленных местах служебных отделений или в подкузовных специальных ящиках.

2.3. Защитные устройства электроустановок должны содержаться в исправности. Входы кабелей, проводов, клеммовые рейки, переходные коробки и выходы из них должны выполняться с применением переходных уплотнителей и втулок. Места электрических соединений должны иметь надежный контакт, а отсоединенные провода изолированы и закреплены.

2.4. При обесточивании отдельных участков электрической цепи провода должны быть отсоединены от клемм с обеих сторон.

Отсоединенные концы следует изолировать и закрепить во избежание соприкосновения с электрическими контактами и подвижными деталями.

2.5. Электрические провода, детали и узлы электрического оборудования, расположенные в местах возможного воздействия на них масла или топлива, должны быть покрыты маслостойкими красками или защищены кондуитами, кожухами и т.п.

2.6. Запрещается работать без дугогасительных камер, с нарушенной изоляцией электропроводки и незакрепленными контактами.

2.7. Электропечи закрытого исполнения должны быть закреплены и изолированы от примыкающих конструкций из горючих материалов кровельной сталью по негорючему изоляционному материалу толщиной не менее 10 мм.

2.8. В дизель-поездах и электропоездах внутренние поверхности тамбурных шкафов с электрооборудованием, камеры электрокалориферов и каналы калориферного отопления на протяжении 1,5 м от камер должны быть изолированы кровельной сталью по негорючему изоляционному материалу толщиной не менее 5 мм.

2.9. Гибкие соединения вентиляционных каналов тяговых электродвигателей и других систем, а также защитные рукава силовых кабелей должны быть выполнены из негорючих или трудногорючих материалов.

2.10. При текущих ремонтах и техническом обслуживании ТО-3 должна производиться очистка крыш от нефтепродуктов, глушителей и искрогасителей от нагара, а также проверка и очистка дренажных труб тепловозов и дизель-поездов.

2.11. Подтекание масла и топлива в трубопроводах, на дизелях, компрессорах, редукторах и других узлах не допускается.

2.12. Наполнение топливных баков тепловозов и дизель-поездов должно производиться ниже верхнего уровня не менее чем на 50 мм, имея в виду увеличение объема дизельного топлива при повышении температуры воздуха и при включении топливо-подогревательных устройств. Заправочный пистолет отводится от горловины бака только после полного прекращения поступления топлива. Заправочный пистолет должен иметь устройства для наворачивания на горловину бака, снятия статического электричества и быстрого отключения подачи топлива. После заправки баков топливом пробки баков должны быть плотно закрыты.

2.13. На тепловозах и дизель-поездах запрещается:

а) пользоваться для освещения и других целей открытым огнем (факелами, свечами, паяльными лампами и т.п.);

б) курить в дизельном помещении, вблизи аккумуляторных батарей и в период заправки топливных баков;

в) применять нетиповую или не соответствующую данной цепи по току срабатывания аппаратуру защиты;

г) хранить и провозить посторонние предметы (материалы) в дизельном отделении, высоковольтной камере, шахтах холодильников и других местах;

д) сушить спецодежду и другие материалы на двигателях, генераторах, выхлопных трубах и других пожароопасных местах;

е) оставлять открытыми индикаторные краны дизелей;

ж) оставлять локомотивы без надзора с работающими дизелями;

з) промывать бензином или керосином кузова и агрегаты.


3. Электровозы и моторвагонный подвижной состав


3.1. Требования, изложенные в п.п.2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.6 - 2.9 раздела "Тепловозы и дизель-поезда", соответственно распространяются на электровозы и моторвагонный подвижной состав.

3.2. Конструкции железных кожухов электропечей, кабельных вводов и других узлов электровозов и моторвагонного подвижного состава должны исключать попадания и скопления под ними посторонних предметов и мусора.

3.3 На электровозах и моторвагонном подвижном составе не допускается:

а) соединять электропровода между собой холодной скруткой;

б) включать или отключать контакты реле принудительным способом;

в) подтекание масла из тягового трансформатора, компрессоров и других узлов;

г) эксплуатация изоляторов с механическими повреждениями;

д) курить в неустановленных местах.


4. Паровозы


4.1. Паровозы, работающие на твердом топливе, должны быть оборудованы искрогасительными устройствами и резиновым шлангом для смачивания угля. Наличие в искрогасительных устройствах зазоров в местах соединений отбойных и других листов между собой, в местах крепления сетки возле конуса, парорабочих труб более 2 мм, а также сеток с размерами ячеек, не соответствующими чертежам, не допускается.

4.2. Чистка топок с выбрасыванием шлака при движении поезда и в неустановленных местах запрещается.

4.3. Паровозы, работающие на жидком топливе, оборудуются запорными приспособлениями нефтяного бака и форсунки. Подтекание топлива из форсунки при закрытых кранах не допускается.

4.4. На паровозах запрещается:

а) захламлять обтирочными материалами и другими горючими отходами будку машиниста и тендер;

б) применять открытый огонь при заправке и осмотре топливного бака;

в) оставлять открытыми люки топливного бака и не очищенные от сажи дымовые коробки;

г) работать с неисправными баками и запорными приспособлениями;

д) завышать установленную лабораторией депо предельную температуру подогрева топлива;

е) оставлять неубранным пролитое топливо;

ж) нарушать порядок операций по пуску форсунки в работу или прекращению ее действия и инструкцию по нефтяному отоплению паровозов.

4.5. Выдача локомотивов под поезда и их отправление с пунктов приписки и оборота с наличием вышеуказанных нарушений настоящих правил, а также без средств пожаротушения не допускаются.

4.6. Обязанности локомотивной бригады в пути следования и при тушении пожара определяются "Инструкцией по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе".


5. Цельнометаллические пассажирские, почтовые, багажные, почтово-багажные, специальные вагоны и вагоны-рестораны


5.1. Конструктивные элементы и материалы, применяемые при ремонте вагонов, а также система противопожарной защиты должны соответствовать техническим требованиям "Пожарная безопасность пассажирских вагонов".

5.2. Конструкция, система технического обслуживания и ремонта дымовытяжных труб и разделок должны обеспечивать пожарную безопасность вагонов на весь срок их службы.

5.3. Брезентовые соединения вентиляционной системы и суфле должны пропитываться огнезащитными составами или заменяться новыми из негорючих и трудногорючих материалов.

5.4. Пользование электроплитками возможно только в тех вагонах, на которые имеется разрешение (почтовые, багажные, почтово-багажные и пассажирские купейного типа) в соответствии с технической документацией на установку электроплиток.

5.5. В вагонах пассажирских поездов запрещается:

а) По содержанию и эксплуатации электрооборудования:

включать под нагрузку силовую или осветительную сеть при наличии неисправного электрооборудования, при нагреве приборов или отдельных мест на электрощите, а также оставлять работающее электрооборудование без присмотра;

заменять перегоревшие электрические лампы другими, мощность которых выше установленной заводом-изготовителем и схемой;

ставить предохранители, не соответствующие установленному номиналу для данной цепи;

производить зарядку аккумуляторных батарей неустановленным способом;

включать нагревательные приборы и другие электропотребители, не предусмотренные схемой и инструкцией завода-изготовителя вагонов;

хранить посторонние предметы в нишах с электроаппаратурой, складывать горючие материалы вблизи приборов отопления, электросветильников и т.п.;

вскрывать кожуха и производить ремонт или регулировку стабилизаторов на вагонах в пути следования;

допускать эксплуатацию вагона с утечкой тока на корпус вагона;

включать токопотребители вагона без соответствующего контроля при этом за показаниями на приборах (вольтметре, амперметре).

Электроподогреватели водоналивных и сливных труб, не имеющие устройств автоматического отключения, включаются не более чем на 15 - 20 мин. Электрообогрев вагона с электроотоплением напряжением 3000 В при ручном режиме включается не более чем на 30 - 40 мин. (в зависимости от температуры в купе вагона);

включать электрокалориферы при неработающей вентиляции и допускать их перегрев сверх допустимой температуры выше 28°C по показанию дистанционного термометра;

оставлять междувагонные электрические соединения - штепселя, головки и пр. не убранными в холостые розетки и защитные коробки;

эксплуатировать неисправные аккумуляторные батареи (при наличии короткозамкнутых элементов, обрыве более 20% жил гибкой перемычки или провода, без крышек или с открытыми коробками предохранителей, с поврежденными или залитыми электролитом чехлами, с несоответствующей плотностью и уровнем электролита и т.п.).

б) По содержанию и эксплуатации приборов отопления:

эксплуатация кухонной плиты на жидком топливе в вагоне-ресторане при наличии течи топливопровода и трещин в топливном баке, неисправностей или отсутствии противопожарных фильтров в расходном и основном топливных баках; трещин и отколов на чугунных плитах жарочной поверхности, колосниковых решетках и конфорках; неисправностей регуляторов и заслонок дымоходов, духовок, в плитках и водонагревателях;

применять для растопки котлов, печей, плит и кипятильников легковоспламеняющиеся и горючие жидкости и сжигать в них топливо, не соответствующее эксплуатационной документации на вагон;

хранить за котлом, возле кипятильника, кухонных плит, на электропечах и под ними обтирочные и другие горючие материалы;

топить котел, бойлер и кипятильник без воды или с водой ниже допустимого уровня, с неисправными дымовытяжными трубами, их кожухами, разделками, без флюгар или с нарощенными трубами при отсутствии пламеотражателя в топке кипятильника;

оставлять без надзора действующие отопительные приборы;

выбрасывать на перегонах и на станциях в неустановленных местах шлак или золу, а также чистить котел при открытых тамбурных дверях при движении вагона;

эксплуатировать вагоны с нарушенной (частично или полностью) термоизоляцией стен, перегородок и т.д. в котельных, кухнях, возле кипятильников и в надпотолочном пространстве в районе прохода дымовытяжных труб;

оставлять не очищенными от пыли и прочих горючих отходов и материалов надпотолочные пространства котельных, места расположения циркуляционных насосов отопления, вентиляционные дефлекторы и т.д.

в) По соблюдению общего режима:

применять для приготовления пищи и других надобностей керосинки, примусы, спиртовые горелки, газовые приборы, утюги и электрочайники и электроплитки, не предусмотренные конструкцией вагона или его модернизацией;

отогревать открытым огнем (факелом, раскаленными углями, нагретым в топке металлическим предметом) замороженные трубы водоснабжения, отопления и фановой системы;

курить в неустановленных местах;

применять для освещения открытый огонь (свечи без фонарей, керосиновые, карбидовые лампы и т.п.);

закрывать переходные тамбурные двери на заглушки в пути следования;

допускать пребывание в служебных отделениях посторонних лиц;

допускать к поездной работе лиц, не прошедших инструктажа по пожарной безопасности, а также не сдавших экзамена по технике безопасности при эксплуатации электрического оборудования с напряжением 380 - 3000 В.

5.6. Требования пожарной безопасности при подготовке вагонов в рейс, в пути следования поезда определяются "Инструкцией по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов".


6. Рефрижераторные секции (поезда) и автономные рефрижераторные вагоны (АРВ)


6.1. Требования, изложенные в разделах 1, 2, 3 и 5 настоящей главы, соответственно распространяются на рефрижераторный подвижной состав.

6.2. При эксплуатации рефрижераторного подвижного состава необходимо выполнять следующие требования пожарной безопасности:

а) хранить баллоны с хладагентом, в том числе и пустые, только в установленных инструкцией местах;

б) ежедневно проверять исправность масляных и топливных трубопроводов. При обнаружении течи немедленно устранять неисправность, а разлитую жидкость собирать и удалять из вагона;

в) не допускать накопления горючесмазочных материалов, обтирочных концов в поддонах, установленных под дизель-генераторами;

г) исключать попадание дизельного топлива и масла на изоляцию проводов и на другие узлы и детали электрооборудования;

д) в сроки, установленные для технического обслуживания электрооборудования, проверять исправность включения аппаратов, отсутствие заеданий подвижных частей, надежность крепления аппаратов и присоединенных к ним проводов, исправность дугогасительных камер.

6.3. При эксплуатации рефрижераторного подвижного состава запрещается:

а) применять для растопки котла и кухонной плиты, работающих на угле, горючие жидкости, а также складывать легковоспламеняющиеся материалы вблизи отопительных приборов;

б) курить в машинном, дизельном и аккумуляторном отделениях, а также вблизи аккумуляторных батарей и в период заправки топливом и хладагентом;

в) применять временную электропроводку и устанавливать нетиповую или не соответствующую данной цепи по току срабатывания аппаратуру защиты;

г) развешивать спецодежду и другие предметы на электродвигателях, дизелях, выпускных трубах дизелей и электроотопительных приборах;

д) складывать какие-либо предметы в электрораспределительных шкафах (аппаратных);

е) запускать дизели во время экипировки поезда (секции) дизельным топливом;

ж) держать открытыми двери одновременно между дизельным и щитовым помещениями, а также между щитовым помещением и кухней при работе плиты или котла отопления и дизеля.

6.4. Обязанности бригады поезда при пожаре определяются инструкцией по эксплуатации рефрижераторного подвижного состава.


7. Вагоны-клубы и вагоны технической пропаганды


7.1. Устройство и оборудование вагонов-клубов и технической пропаганды производятся только по чертежам или типовым проектам, согласованным с пожарной охраной.

7.2. Требования пожарной безопасности, изложенные в разделе 6 "Цельнометаллические вагоны пассажирских поездов", соответственно распространяются на вагоны-клубы и вагоны технической пропаганды.

7.3. Количество запасных выходов из зрительных, лекционных и т.п. отделений вагона должно быть не менее двух, не считая выходы через тамбуры.

Устройство одного выхода допускается при наличии в зале (отделении) не более 30 посадочных мест. Двери, предназначенные для эвакуации, должны открываться по направлению выхода из вагона. Ширина дверей должна быть не меньше 1 м.

7.4. Киноаппаратные должны быть отделены от зрительных, лекционных и т.п. помещений противопожарной перегородкой, изолированной кровельной сталью по негорючему изоляционному материалу толщиной 10 мм, и иметь самостоятельный выход наружу.

7.5. Стены, полы, потолки киноаппаратной обиваются листовой сталью по негорючему изоляционному материалу. Отделение киноаппаратной оборудуется фильмостатами или специальными металлическими ящиками с крышками для хранения фильмокопий.

7.6. Работники киноустановок два раза в год должны проходить проверку знаний правил пожарной безопасности, о чем делается соответствующая запись в талоне по технике пожарной безопасности.

7.7. Освещение допускается только электрическое (в том числе от аккумуляторных батарей) с закрытыми светильниками.

7.8. Обрывки и обрезки кинопленки должны складываться в специальный металлический ящик с плотно закрывающейся крышкой.

7.9. Для обслуживающего персонала вагонов-клубов и вагонов технической пропаганды разрабатывается инструкция с указанием конкретных действий по предупреждению пожаров и в случае их возникновения.

7.10. В вагонах-клубах и технической пропаганды запрещается:

а) курить в зрительных, лекционных и аппаратных отделениях;

б) затемнять окна ставнями, ставить на окна решетки, применять драпировки, не пропитанные огнезащитным составом, оставлять не закрепленными ковры и ковровые дорожки в зрительных и лекционных отделениях;

в) запирать двери во время проведения массовых мероприятий;

г) устанавливать в зрительных отделениях стулья, не прикрепленные к полу;

д) допускать к работе на киноустановке лиц, не сдавших зачета по технике пожарной безопасности;

е) хранить в киноаппаратной посторонние вещи, промасленные обтирочные концы и спецодежду;

ж) сжигать обрывки пленки в котлах вагона;

з) производить перемотку кинопленки в период демонстрации фильма, а также хранить фильмокопии в открытом виде;

и) демонстрировать фильмы на неисправной киноаппаратуре, при отсутствии или неисправности заслонок на проекционных и смотровых окнах, а также при отсутствии первичных средств пожаротушения;

к) устраивать световые рекламы, иллюминации и новогодние елки;

л) допускать в зрительные, лекционные и т.п. отделения зрителей (слушателей) сверх указанного в паспорте (проекте) количества;

м) загромождать проходы и выходы;

н) демонстрировать фильмы с установкой кинопередвижки непосредственно в зрительном зале;

о) заряжать фильмы в кинопроектор при включенной проекционной лампе;

п) оставлять киноаппараты и зрительные залы во время демонстрации фильма без присмотра.


8. Вагоны с видеосалонами


8.1. Переоборудование вагонов-ресторанов, межобластных вагонов и купейных вагонов постройки с 1960 по 1989 гг. осуществляется в соответствии с требованиями и проектной документацией "Положения о вагонах с видеосалонами" (N 577-ЦЛ-90РД).

8.2. Документом, разрешающим вагону с видеосалоном обращаться на сети железных дорог в составе скорых и пассажирских поездов, является акт ввода в эксплуатацию, зарегистрированный в Главном пассажирском управлении МПС (ЦЛ).


Информация об изменениях:

Приказом МПС РФ от 6 декабря 2001 г. N 47 в пункт 8.3 настоящих Правил внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции


8.3. Для приемки вагона в эксплуатацию создается комиссия, в состав которой входят представители:

руководства предприятия, эксплуатирующего вагон;

руководства предприятия, владеющего вагоном;

руководства службы ведомственной охраны дороги;

руководства пассажирской службы дороги.

После приемки акт отсылается в Главное пассажирское управление МПС. Переоборудованному вагону присваивается регистрационный номер ЦЛ, который заносится в акт.

8.4. При переоборудовании вагонов допускается дополнительно, по согласованию с пожарной охраной, устанавливать полки, кронштейны под видеотехнику, демонтировать перегородки для оборудования видеозалов в купейных вагонах; в вагонах-ресторанах устанавливать барные стойки, витрины, холодильники, фризеры, сокоохладители.

8.5. Дополнительная мебель (кресла, сиденья и т.п.) должны крепиться к полу, перегородкам, стенам.

8.6. Вместимость (количество посадочных мест) видеозалов должна соответствовать требованиям Положения (см. п.8.1).

8.7. Электрооборудование вагонов с видеосалонами должно соответствовать требованиям Положения (см. п.8.1), при этом должны быть выполнены следующие основные требования пожарной безопасности:

а) пускозащитные и измерительные приборы устанавливать в специальных металлических щитах. Место установки щита обить кровельной сталью по негорючему изоляционному материалу толщиной 5 мм;

б) вся токоведущая проводка должна быть проложена в металлорукавах и металлических трубах. Коаксиальные кабели для передачи видеосигнала допускается прокладывать без механической защиты;

в) все электромонтажные провода от одного места соединения до другого должны быть целыми, без повреждения изоляции. Соединения проводов-клеммные, применение скруток и спаек проводов не допускается;

г) монтажные провода должны быть собраны в жгуты, скрепленные бандажами;

д) металлические корпуса электрооборудования должны иметь заземляющие зажимы, присоединение заземляющих проводников к корпусам электрооборудования должно быть выполнено резьбовым соединением, металлорукава и трубы для прокладки проводов должны быть заземлены на металлоконструкцию вагона;

е) для монтажа применять марки проводов, предусмотренные Положением.

8.8. В состав видеосистем входят:

видеомагнитофон (отечественный или импортный);

телевизор один или несколько, последних лет выпуска, имеющий импульсный стабилизатор напряжения;

декодер ПАЛ/СЕКАМ;

контрольно-распределительное устройство.

При недостаточном уровне звука допускается применять усилительные акустические системы.

8.9. Составные части видеосистемы устанавливаются на полки, столы, проложенные листовой резиной 10 - 20 мм, и крепятся кронштейнами, скобами, другими устройствами, защищающими от падения.

8.10. Вновь устанавливаемые деревянные конструкции и детали вагона должны быть пропитаны антипиренами, в соответствии с требованиями ГОСТ "Вагоны железнодорожной колеи 1520 мм. Детали из древесины и древесных материалов".

8.11. Вагон должен быть оборудован установкой пожарной сигнализации. Датчики пожарной сигнализации должны быть во всех помещениях, кроме тамбуров и туалетов.

8.12. Вагон должен быть оборудован огнетушителями ОУ-5 или ОП-5, которые устанавливаются в просмотровом зале, купе оператора, аппаратной дополнительно к огнетушителям, входящим в комплект экипировки вагона, согласно действующим нормам.

8.1З. Помещения, в которых устанавливаются телевизоры, должны быть укомплектованы противопожарной тканью размером 2 x 2 м (грубошерстной или асбестовой).

8.14. Во всех помещениях применение электронагревательных приборов (плиток, чайников, самоваров, кипятильников), кроме входящих в комплект оборудования вагонов, а также курение и применение открытого огня категорически запрещается. Об этом должны оповещать таблички с четкими надписями и знаками.

8.15. Все окна в вагоне с видеосалоном должны быть оборудованы под аварийные выходы, за исключением тех, которые находятся в непосредственной близости от возможных очагов пожара (телевизоров, электрощитов). Должен быть обеспечен свободный доступ к аварийным выходам.

Переоборудование производится при капитальном ремонте (КР-2) по проекту ПКБ ЦВ.

На стекле аварийного выхода (окна) или рядом с ним яркой красной краской наносится надпись "Аварийный выход" и стрелка, указывающая направление открывания окна. Временно допускается рядом с окнами, выбранными под аварийные выходы, устанавливать на специальных кронштейнах молотки, окрашенные в красный цвет, для разбивания стекла в окнах при пожаре.

8.16. Видеокассеты должны храниться на стеллажах или в шкафах, изготовленных из несгораемых материалов.

8.17. Вагоны, не имеющие огнестойких перегородок между служебным отделением и салоном, должны быть оборудованы такими перегородками в соответствии с чертежами ПКБ ЦВ.

8.18. Дверь в коридоре, примыкающая к огнестойкой перегородке, должна быть оборудована жаростойким стеклом.

8.19. Вагоны должны быть оборудованы пожарными кранами для подключения инвентарного шланга в котельном отделении и в туалете нетормозного конца.

8.20. Запирать переходные тамбурные двери на заглушки и выходы из салона во время просмотра видеофильмов не допускается.

8.21. Специализированное оборудование вагонов с видеосалонами (видеомагнитофоны, телевизоры и т.п.) должно эксплуатироваться в полном соответствии с инструкциями заводов-изготовителей.

8.22. Спецоборудование не должно устанавливаться вблизи приборов отопления, в нишах или местах, не имеющих достаточного воздухообмена. Запрещается закрывать вентиляционные отверстия в крышках, стенках, днищах и корпусах оборудования.

8.23. Линии питания спецоборудования видеосалона должны быть выполнены отдельно от линий других потребителей электроэнергии и иметь собственные отключающие устройства, расположенные в доступном для обслуживающего персонала месте.

8.24. Для каждой единицы спецоборудования на месте ее установки должна быть предусмотрена индивидуальная розетка, смонтированная в месте, доступном для быстрого отключения оборудования от сети.

8.25. В спецоборудовании видеосалонов должны применяться только стандартные предохранители, номинальные токи которых предусмотрены руководством по эксплуатации этого оборудования заводов-изготовителей.

8.26. Запрещается оставлять без присмотра включенное спецоборудование. Длительное время не работающее оборудование должно быть отключено от сети. Устанавливать телевизоры на путях эвакуации запрещается.

8.27. Все установленное спецоборудование должно быть заземлено, а места установки телевизоров обиты кровельной сталью по негорючему изоляционному материалу толщиной 5 мм.

8.28. При любых аварийных ситуациях (искрение, перегрев, запах дыма и т.п.) немедленно отключить спецоборудование и сообщить начальнику поезда.

При возникновении пожара обслуживающий состав вагона и поездная бригада должны действовать в соответствии с требованиями "Инструкции по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов" и местной инструкции о мерах пожарной безопасности в вагонах с видеосалонами.

8.29. Лица, допущенные к обслуживанию вагона, должны пройти пожарно-техническую подготовку по специальной программе. Лица, не прошедшие подготовку или не сдавшие зачеты по программе обучения, к работе не допускаются.

8.30. Лица, допущенные к обслуживанию вагона, являются ответственными за его пожарную безопасность.


9. Вагоны с установками двигателей внутреннего сгорания, восстановительные и пожарные поезда


9.1. Внутренние конструкции кузовов вагонов-насосных, штабных вагонов для отдыха должны соответствовать проекту.

9.2. Производить в вагонах перепланировку без согласования с пожарной охраной, отделывать стены и потолки горючими материалами не допускается.

9.3. Стены, потолки, пол и двери машинного отделения (отделения для установки двигателей внутреннего сгорания) должны быть защищены листовым железом по негорючему изоляционному материалу толщиной не менее 5 мм.

9.4. Выход из машинного отделения должен устраиваться непосредственно наружу или в тамбур с выходом наружу.

9.5. Двигатели внутреннего сгорания (пожарные мотопомпы) должны устанавливаться на металлическом поддоне.

9.6. Выхлопные трубы от двигателей по всей длине следует заключать в металлический кожух с отверстиями для обмена воздуха или изолировать негорючим материалом. В местах пропуска выхлопной трубы наружу через пол, стену или потолок устраиваются типовые разделки с изоляцией деревянных конструкций кровельной сталью по негорючему изоляционному материалу.

9.7. Переоборудование типовой схемы отопления вагонов на комбинированное допускается только по специально разработанному проекту при согласовании с органами пожарного надзора и энергонадзора.

9.8. Установка газовой плиты на кухне допускается при наличии согласованного с пожарной охраной проекта. При этом газовый баллон должен быть установлен в наружном тамбуре, а трубопровод для подачи газа проходить под вагоном.

9.9. Электроплитки на кухне должны иметь закрепляющие устройства.

9.10. Стена, примыкающая к газовой плите (электроплите), должна быть защищена несгораемым экраном.

9.11. Запас горючего в металлической герметически закрытой таре в вагоне насосной (и других вагонах с двигателями внутреннего сгорания) может храниться только в типовых металлических ящиках под вагоном, имеющих дверцы с притворами, не вызывающими искр при резком закрытии. Бочки или канистры с горючим должны быть надежно закреплены в ящиках. Не допускается хранение в ящиках каких-либо других предметов и материалов.

9.12. Непосредственно в отделении двигателей внутреннего сгорания вагона-электростанции хранение горючего допускается в пределах емкости типового топливного бака двигателя.

9.13. Все топливомаслопроводы должны иметь надежные соединения, исключающие подтекание топлива и масла.

9.14. Заправка двигателей горючим производится только при дневном свете и при остановленном холодном двигателе.

9.15. Пролитое топливо или масло должно немедленно убираться. Обтирочный материал допускается хранить только в пределах сменной потребности.

9.16. Для курения в вагонах должны быть определены специально оборудованные места.

9.17. Для поездов, в состав которых входят вагоны с двигателями внутреннего сгорания, должны составляться местные инструкции по мерам пожарной безопасности.

9.18. В вагонах с установками двигателей внутреннего сгорания запрещается:

а) курить (кроме специально выделенных помещений) и пользоваться открытым огнем;

б) хранить промасленные обтирочные материалы, а также оборудование, предметы и материалы, не предусмотренные технологией проведения работ;

в) допускать подтекание масла из гидросистем подъемных устройств;

г) хранить запас топлива, кроме заполненных расходных баков;

д) оставлять работающий двигатель без надзора;

е) работать на неисправных двигателях, с течью топлива или смазки;

ж) заполнять переносные емкости из бочек с запасом бензина путем перелива (для этой цели должен быть специальный ручной насос).


10. Вагоны-магазины


10.1. Оборудование железнодорожных вагонов под магазины производится по чертежам (типовым проектам), согласованным с пожарной охраной.

10.2. Типовые правила пожарной безопасности для предприятий торговли соответственно распространяются на вагоны-магазины.

10.3. Отопление вагонов-магазинов допускается водяное, освещение электрическое с закрытыми светильниками.

10.4. В котельной и в служебных отделениях при установке кухонной плиты стены, пол и потолок защищаются кровельной сталью по негорючему изоляционному материалу толщиной не менее 5 мм.

При устройстве и эксплуатации кухонной плиты и котлов отопления должны соблюдаться требования, изложенные в соответствующих разделах данных правил.

Вагоны-магазины должны эксплуатироваться в технически исправном состоянии и содержаться в чистоте.

10.5. Доставка осветительного керосина на линейные станции должна производиться в специально оборудованных вагонах (вагонах-цистернах).

10.6. В вагонах-магазинах запрещается:

а) оставлять без надзора топящиеся котлы и кухонные плиты;

б) пользоваться примусами, электроплитками, керосинками, керогазами, спиртовками;

в) топить котел без воды или с водой ниже допустимого уровня;

г) хранить в служебном отделении товарно-материальные ценности и тару;

д) перевозить и хранить опасные материалы и вещества (лаки, растворители и т.п.);

е) эксплуатировать электропроводку с поврежденной изоляцией;

ж) применять не соответствующие номиналу некалиброванные плавкие вставки и различные кустарные предохранители;

з) устанавливать временные печи;

и) производить перепланировку помещений без согласования с пожарной охраной.


11. Вагоны-гостиницы


11.1. Вагоны-гостиницы (купейные пассажирские вагоны), установленные на постоянных местах стоянки единой группой, должны использоваться только для отдыха транзитных пассажиров и других граждан.

Топка котлов для подогрева воды и разогревание пищи любыми нагревательными приборами, а также курение в вагонах, в том числе и в тамбурах, запрещается. Хранение в вагонах легковоспламеняющихся и горючих жидкостей не допускается.

11.2. Типовые правила пожарной безопасности для жилых домов, гостиниц, общежитий и зданий административных учреждений (ППБ-08-85) соответственно распространяются на вагоны-гостиницы.

11.3. Двери переходных площадок не должны закрываться на замки. Обслуживание вагонов-гостиниц осуществляется дежурными администраторами, для которых должны быть отведены служебные купе с двух торцов группы вагонов. Лица, допущенные к обслуживанию вагонов-гостиниц должны пройти специальный инструктаж по программе пожарно-технического минимума. Служебные купе дежурных администраторов должны быть оборудованы переговорным устройством с каждым вагоном и телефонной связью.


Актуальный текст документа