Разъяснения порядка формирования окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий для подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва (утв. Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 18 августа 1999 г. N 9/58-3) (утратило силу)

Разъяснения
порядка формирования окружных, территориальных и участковых
избирательных комиссий для подготовки и проведения выборов
депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации третьего созыва
(утв. Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ
от 18 августа 1999 г. N 9/58-3)

ГАРАНТ:

Постановлением ЦИК России от 23 сентября 2015 г. N 308/1768-6 постановление ЦИК России от 18 августа 1999 г. N 9/58-3, утвердившее настоящие Разъяснения, признано утратившим силу

В соответствии со статьями 7, 18 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) подготовка и проведение выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума), обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан, контроль за их соблюдением возлагается на систему избирательных комиссий, включающую в себя Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, окружные, территориальные (районные, городские и другие) и участковые избирательные комиссии.

 

1. Общие положения

 

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 20 Федерального закона окружные избирательные комиссии формируются в каждом одномандатном избирательном округе не ранее чем через пять дней со дня официального опубликования схемы одномандатных избирательных округов и не позднее чем за 90 дней до дня голосования в количестве 8 - 14 членов с правом решающего голоса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона территориальные избирательные комиссии формируются не ранее чем за 70 и не позднее чем за 60 дней до дня голосования в количестве 5 - 9 членов с правом решающего голоса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона участковые избирательные комиссии формируются не позднее чем через три дня со дня образования соответствующего избирательного участка в количестве, зависящем от числа избирателей, зарегистрированных на его территории:

до 1000 избирателей - 3 - 7 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса;

от 1001 до 2000 избирателей - 5 - 11 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса;

более 2000 избирателей - 5 - 15 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.

В соответствии с пунктом 3 статьи 21 Федерального закона в случае совмещения с днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы дня голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления максимальное количество членов территориальных и участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса может быть увеличено, но не более чем на четыре члена. При этом дополнительная оплата труда таких членов избирательных комиссий производится за счет средств соответствующего бюджета.

2. Условия формирования избирательных комиссий

 

2.1. Количественный состав окружных избирательных комиссий, формируемых в одномандатных избирательных округах, образованных на территории субъекта Российской Федерации, определяется исходя из численности избирателей соответствующего избирательного округа, особенностей территории избирательного округа, наличия труднодоступных и отдаленных местностей, состояния коммуникаций, транспорта и связи, иных условий. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вносит предложения по их количественному составу. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, который первым назначает часть состава окружной избирательной комиссии, учитывает указанные предложения избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, при этом число членов окружной избирательной комиссии, назначаемых им, не может быть менее 4 и более 7. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, который вторым назначает часть состава окружной избирательной комиссии, обязан исходить из того, что обе части состава избирательной комиссии должны быть равны.

2.2. При образовании в субъекте Российской Федерации только одного одномандатного избирательного округа по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации окружная избирательная комиссия может не формироваться, а ее полномочия возлагаются на избирательную комиссию данного субъекта Российской Федерации. Соответствующее решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации направляется органам государственной власти и избирательной комиссии субъекта Российской Федерации не позднее чем через два дня после официального опубликования схемы одномандатных избирательных округов.

ГАРАНТ:

О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ третьего созыва на избирательные комиссии субъектов РФ см. постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 10 сентября 1999 г. N 13/98-3

2.3. Территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии формируются в районах, городах, других административно-территориальных единицах субъектов Российской Федерации. По решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, согласованному с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, в пределах одной административно-территориальной единицы с большим количеством избирателей формируется несколько территориальных избирательных комиссий, при этом не допускается образование системы территориальных избирательных комиссий, при которой одни из них являются вышестоящими по отношению к другим. Проект указанного решения избирательной комиссии субъекта Российской Федерации должен быть представлен в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Центральная избирательная комиссия уведомляет избирательную комиссию субъекта Российской Федерации о своем решении не позднее чем за 85 дней до дня голосования.

Перечень формируемых территориальных избирательных комиссий определяется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации с учетом размещения действующих комплексов средств автоматизации Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы". Соответствующее решение избирательной комиссии субъекта Российской Федерации должно быть принято и опубликовано не позднее чем за 80 дней до дня голосования.

2.4. Если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования территориальная избирательная комиссия осуществляет свою деятельность на постоянной основе, по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, согласованному с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, полномочия территориальной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы могут быть возложены на указанную избирательную комиссию. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обязана внести соответствующее предложение на рассмотрение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не позднее чем за 90 дней до дня голосования, одновременно представив свое заключение о соответствии порядка формирования территориальной избирательной комиссии, действующей на постоянной основе, федеральному законодательству, сведения о правовых основах деятельности комиссии, ее составе и сроке истечения полномочий. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации уведомляет избирательную комиссию субъекта Российской Федерации о своем решении не позднее чем за 85 дней до дня голосования.

2.5. Количественный состав формируемых территориальных избирательных комиссий, а также участковых избирательных комиссий определяется представительным органом местного самоуправления.

Если в формировании территориальной избирательной комиссии участвуют два и более представительных органа местного самоуправления, порядок принятия решения о ее составе, в том числе и количественном, устанавливается указанными представительными органами самостоятельно, причем органам местного самоуправления должно быть предоставлено право участия в формировании избирательной комиссии, исходя из численности избирателей, проживающих на соответствующей территории, особенностей территории, наличия труднодоступных и отдаленных местностей, состояния коммуникаций, транспорта и связи, иных условий.

Количественный состав указанных избирательных комиссий и конкретное число членов избирательной комиссии, назначаемых каждым из представительных органов местного самоуправления, может устанавливаться на собрании их уполномоченных представителей, которые назначаются решениями указанных представительных органов местного самоуправления. Собрание уполномоченных представителей органов местного самоуправления организует и проводит избирательная комиссия субъекта Российской Федерации или по ее поручению окружная избирательная комиссия.

2.6. Количественный состав территориальных избирательных комиссии, формируемых территориальным органом государственный власти районов, иных административно-территориальных единиц, определяется в порядке, аналогичном порядку, установленному пунктом 2.1 настоящих Разъяснений. При этом в соответствии с пунктом 11 статьи 21 Федерального закона органами, назначающими составы территориальных избирательных комиссий, соответственно являются представительный и исполнительный органы государственной власти этих районов, иных административно-территориальных единиц.

3. Порядок назначения членов избирательных комиссий
с правом решающего голоса

 

3.1. В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона члены окружных избирательных комиссий назначаются органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, выборных органов местного самоуправления. При этом половина от установленного количества членов окружной избирательной комиссии назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а вторая половина - исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является двухпалатным, то половина членов окружной избирательной комиссии назначается совместным решением обеих палат, если иное не предусмотрено конституцией, уставом, законом субъекта Российской Федерации.

3.2. В соответствии со статьей 21 Федерального закона члены территориальных избирательных комиссий назначаются представительным органом (представительными органами) местного самоуправления, территориальными органами государственной власти районов, иных административно-территориальных единиц на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальной избирательной комиссии предыдущего состава, если она действовала на постоянной основе, а члены участковых избирательных комиссий - на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.

3.3. В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона членом окружной, территориальной или участковой избирательной комиссии может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший на день назначения возраста 18 лет.

В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона членами избирательных комиссий не могут быть граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона членами избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть:

депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

выборные должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления;

судьи;

прокуроры;

кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица;

уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов;

члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса;

супруги и близкие родственники супругов (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), близкие родственники кандидатов, зарегистрированных кандидатов;

лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов, зарегистрированных кандидатов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Федерального закона член избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы с правом решающего голоса не может быть одновременно членом другой избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы с правом решающего голоса.

При принятии решений о предложении кандидатур в состав соответствующей избирательной комиссии рекомендуется учитывать принцип постоянного или преимущественного проживания лиц, предлагаемых в состав избирательных комиссий, на соответствующей территории.

3.4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, представительные органы местного самоуправления, территориальные органы государственной власти районов, иных административно-территориальных единиц обязаны опубликовать в средствах массовой информации сообщение (совместное сообщение) о начале формирования соответствующих избирательных комиссий:

окружных - не позднее чем через день после официального опубликования схемы одномандатных избирательных округов;

территориальных - не позднее чем за 75 дней до дня голосования;

участковых - одновременно с решением главы муниципального образования (в случае, если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления) об образовании избирательных участков.

Указанное сообщение должно содержать информацию о сроках и месте представления предложений о кандидатурах в новый состав избирательных комиссий, причем для окружных и территориальных избирательных комиссий указанный срок должен быть не менее пяти дней.

Если органы государственной власти субъектов Российской Федерации, представительные органы местного самоуправления, территориальные органы государственной власти районов, иных административно-территориальных единиц не опубликуют в указанные сроки такое сообщение о формировании соответствующей избирательной комиссии, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации (территориальная избирательная комиссия) в течение суток публикует (обнародует) информацию о порядке и сроках формирования соответствующей окружной, территориальной (участковой) избирательной комиссии.

3.5. Предложения о кандидатурах в состав избирательных комиссий, формируемых в пределах территории определенного субъекта Российской Федерации, от имени избирательных объединений, имеющих фракции в Государственной Думе, а также имеющих фракции и в Государственной Думе, и в законодательном (представительном) органе государственной власти данного субъекта Российской Федерации и (или) представительном органе (представительных органах) местного самоуправления, вносятся общероссийскими политическими общественными объединениями либо, по их письменному поручению, региональными (межрегиональными, местными) организациями (отделениями) указанных политических общественных объединений в соответствующих субъектах Российской Федерации.

Предложения о кандидатурах в состав избирательных комиссий, формируемых в пределах территории определенного субъекта Российской Федерации, от имени избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти данного субъекта Российской Федерации, а также имеющих фракции и в законодательном (представительном) органе государственной власти данного субъекта Российской Федерации, и в представительном органе (представительных органах) местного самоуправления, вносятся региональным (межрегиональными) политическими общественными объединениями либо, по их письменному поручению, местными общественными объединениями указанных объединений.

На основании соответствующих письменных поручений региональным (межрегиональным, местным) отделениям (организациям) общероссийских (региональных, межрегиональных) политических общественных объединений предоставляется право самостоятельно определять и предлагать от имени этих объединений кандидатуры в состав избирательных комиссий, формируемых в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования. Указанное поручение должно быть оформлено решением органа общероссийского (регионального, межрегионального) политического общественного объединения, полномочного принимать данное решение, подписано его руководителем и иметь регистрационный номер.

Предложения о кандидатурах в состав территориальных и участковых избирательных комиссий от имени избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в представительном органе (представительных органах) местного самоуправления, вносятся местными политическими общественными объединениями.

Предложения о кандидатурах в состав соответствующих избирательных комиссий от имени избирательных объединений, избирательных блоков образованных для участия в выборах депутатов Государственной Думы и не имеющих фракции в Государственной Думе действующего созыва, вносятся в порядке, определенном выше.

Предложения о кандидатурах в состав соответствующих избирательных комиссий от имени избирательных блоков, имеющих фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) представительном органе (представительных органах) местного самоуправления, а также от имени избирательных блоков, образованных для участия в выборах депутатов Государственной Думы, вносятся совместным решением избирательных объединений, входящих в состав избирательного блока.

Иные общественные объединения, в том числе политические, вправе вносить предложения о кандидатурах в состав окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий при условии, что они созданы и зарегистрированы в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об общественных объединениях".

Предложения о кандидатурах в состав окружных избирательных комиссий вправе вносить представительные органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления, избираемые непосредственно гражданами на территориях, на которых осуществляется местное самоуправление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации.

Собрание избирателей по предложению кандидатур в состав территориальной (участковой) избирательной комиссии проводится по инициативе избирателя или группы избирателей по месту их жительства, работы, службы, учебы, при этом число участников собрания Федеральным законом не ограничивается.

3.6. Решение о предложении кандидатур в состав соответствующих избирательных комиссий от общероссийского (регионального, межрегионального) политического общественного объединения, его регионального (межрегионального, местного) отделения (организации), а также от местного политического общественного объединения принимается органом этого объединения, отделения (организации), полномочным принимать такое решение.

Решение о предложении кандидатур в состав соответствующих избирательных комиссий от избирательного блока, имеющего фракцию в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) в представительном органе (представительных органах) местного самоуправления, а также от избирательного блока, образованного для участия в выборах депутатов Государственной Думы, принимается совместно уполномоченными представителями избирательных объединений, входящих в избирательный блок, на основании списка кандидатур, утвержденного съездом (конференцией) представителей избирательных объединений, входящих в избирательный блок. Уполномоченные представители избирательных объединений, входящих в избирательный блок, не вправе предлагать в состав соответствующей избирательной комиссии кандидатуру, не включенную в список кандидатов, утвержденный руководящим (коллегиальным) органом этого объединения, отделения (организации), съездом (конференцией) представителей избирательных объединений, входящих в избирательный блок.

Решение общественного объединения, выборного органа местного самоуправления, территориальной избирательной комиссии предыдущего состава, если она действовала на постоянной основе, о предложении кандидатур в состав соответствующих избирательных комиссий должно быть принято в порядке, закрепленном в уставе общественного объединения или в решении его органа, полномочного принимать такое решение, регламенте выборного органа местного самоуправления, регламенте или постановлении избирательной комиссии, и подписано его руководителем (руководителями).

Решение собрания избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы о предложении кандидатуры (нескольких кандидатур) в состав избирательных комиссий должно быть оформлено выпиской из протокола собрания (прилагается).

Решение о предложении кандидатур в состав избирательных комиссий должно быть принято не ранее дня опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы и не позднее дня принятия решения о назначении членов избирательной комиссии.

Предложение кандидатуры в состав соответствующей избирательной комиссии от имени избирательного объединения, избирательного блока, общественного объединения, выборного органа местного самоуправления, территориальной избирательной комиссии предыдущего состава, если она действовала на постоянной основе, вносится его руководителем (уполномоченным представителем) в орган (органы), назначающий (назначающие) членов избирательной комиссии, с момента:

официального опубликования схемы избирательных округов (для окружных избирательных комиссий);

опубликования решения избирательной комиссии субъекта Российской Федерации о перечне формируемых территориальных избирательных комиссий (для территориальных избирательных комиссий);

образования избирательных участков (для участковых избирательных комиссий).

Указанные органы обязаны регистрировать дату поступления предложений.

К решениям о предложении кандидатур в состав избирательных комиссий прилагаются:

1) сведения о кандидате (фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), адрес места жительства, номер служебного и домашнего телефона, серия и номер паспорта или заменяющего его документа, сведения об участии в организации и проведении избирательных кампаний);

2) письменное согласие кандидата на назначение его членом соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Сведения о кандидате составляются предложившим его субъектом права предложения кандидатур в состав избирательной комиссии и подписываются самим кандидатом.

3.7. При предварительном рассмотрении поступающих предложений органы государственной власти субъектов Российской Федерации, представительные органы местного самоуправления, территориальные органы государственной власти районов, иных административно-территориальных единиц могут проводить консультации с участием представителей избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных, территориальных избирательных комиссий.

Целесообразность проведения консультаций объясняется необходимостью согласованного выполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами местного самоуправления, территориальными органами государственной власти районов, иных административно-территориальных единиц установленных Федеральным законом дополнительных требований по составу избирательных комиссий:

а) о назначении не менее одной трети назначаемого соответствующими органами количества членов избирательной комиссии на основе предложений, поступивших от каждого из избирательных объединений, имеющих фракции в Государственной Думе, а также на основе предложений, поступивших от избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) представительном органе (представительных органах) местного самоуправления (для территориальных и участковых избирательных комиссий), а если указанные избирательные объединения, избирательные блоки не представят необходимого количества предложений, - от иных политических общественных объединений;

б) государственные и муниципальные служащие не должны составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии. При определении числа членов избирательной комиссии, составляющего не более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии, полученное дробное число округляется в меньшую сторону. Например, если установлено, что количественный состав избирательной комиссии 8 человек, то не более одной трети от 8 составит 2.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Указанные должности должны быть предусмотрены в Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих либо в перечне государственных должностей государственных служащих субъекта Российской Федерации, установленном законом субъекта Российской Федерации, иным нормативным актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации, представительные органы местного самоуправления, территориальные органы государственной власти района, иной административно-территориальной единицы обязаны предусмотреть такую процедуру назначения членов избирательной комиссии, которая позволит безусловно реализовать предложения избирательных объединений, имеющих фракции в Государственной Думе, избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) представительных органах местного самоуправления, если эти предложения внесены в порядке, определенном действующим законодательством и настоящими Разъяснениями, и их количество меньше или равно одной трети от назначаемого соответствующим органом (органами) числа членов избирательной комиссии. Вышеуказанные избирательные объединения, избирательные блоки вправе вносить предложения по нескольким кандидатурам в состав избирательной комиссии, а органы, назначающие членов избирательных комиссий, не вправе требовать замены предложенных кандидатур. При этом в избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, иных политических общественных объединений.

При определении числа членов избирательной комиссии, составляющего не менее одной трети от назначаемого указанными органами количества членов избирательной комиссии, полученное дробное число округляется в большую сторону. Например, если определено, что уполномоченный орган назначает 7 членов избирательной комиссии, то не менее одной трети составит 3.

Если количество кандидатур, представленных всеми избирательными объединениями, имеющими фракции в Государственной Думе, избирательными объединениями, избирательными блоками, имеющими фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) представительном органе (представительных органах) местного самоуправления, недостаточно для назначения не менее одной трети состава соответствующей избирательной комиссии, уполномоченный орган (уполномоченные органы) на основе предложений других политических общественных объединений назначает остальных членов избирательной комиссии до определенной в соответствии с Федеральным законом минимальной нормы обязательного представительства в избирательной комиссии политических общественных объединений. По усмотрению органа (органов), назначающих членов избирательной комиссии, в ее состав может быть назначено и более одной трети членов комиссии на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, иных политических общественных объединений, но не более одного представителя от каждого из них, с условием соблюдения других требований федерального законодательства.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации, представительные органы местного самоуправления, территориальные органы государственной власти района, иной административно-территориальной единицы не вправе предъявлять к кандидатам требования, не предусмотренные федеральным законодательством.

Если количество предложенных кандидатур недостаточно для формирования избирательной комиссии в соответствии с порядком, определенном настоящими Разъяснениями, органы (орган), назначающие членов избирательной комиссии, обязаны обратиться к избирательным объединениям, избирательным блокам, общественным объединениям, выборным органам местного самоуправления, избирателям с предложением дополнительно представить кандидатуры в состав избирательной комиссии в трехдневный срок.

Если на территории избирательного участка, района, города, иной административно-территориальной единицы дислоцирована воинская часть (воинские части) представительный орган (представительные органы) местного самоуправления назначают в состав соответствующей участковой, территориальной избирательной комиссии представителя (представителей) воинской части (воинских частей), имеющего допуск к работе с документами, содержащими сведения об избирателях-военнослужащих. Командир воинской части направляет в представительный орган (представительные органы) местного самоуправления решение общего собрания воинской части о предложении соответствующей кандидатуры (соответствующих кандидатур) в состав участковой избирательной комиссии не позднее чем через день после опубликования решения главы муниципального образования об образовании избирательного участка, а в состав территориальной избирательной комиссии - не позднее срока, определенного в информации о начале ее формирования.

3.8. Решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов местного самоуправления, территориальных органов государственной власти районов, иных административно-территориальных единиц о назначении членов соответствующих избирательных комиссий должны быть опубликованы (обнародованы) в течении двух дней после их принятия (подписания).

3.9. В соответствии с пунктом 9 статьи 21 Федерального закона на избирательном участке, образованном на полярной станции, на судне, находящемся в плавании, или на территории воинской части, расположенной в обособленном, удаленном от населенных пунктов районе, состав участковой избирательной комиссии назначается на основании решения собрания избирателей соответствующего трудового или воинского коллектива соответственно руководителем полярной станции, капитаном судна, командиром воинской части не позднее чем через три дня со дня образования избирательного участка, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня голосования.

В соответствии с пунктом 10 статьи 21 на избирательном участке, образованном за пределами территории Российской Федерации, состав участковой избирательной комиссии назначается руководителем соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации либо командиром воинской части, расположенной за пределами территории Российской Федерации, не позднее чем через три дня со дня образования избирательного участка.

При этом требования, определенные пунктом 4 статьи 21 Федерального закона, выполняются при условии, что в состав избирательных комиссий предложены кандидатуры из числа лиц, непосредственно проживающих на данной территории, проходящих службу в воинской части, работающих на полярной станции, на судах, находящихся в плавании.

4. Особенности формировании избирательных комиссий в случаях,
предусмотренных пунктом 6 статьи 20 и пунктом 8 статьи 21
Федерального закона

 

4.1. Если законодательный (представительный) и (или) исполнительный органы (орган) государственной власти субъекта Российской Федерации не назначат состав либо часть состава окружной избирательной комиссии в срок, установленный пунктом 2 статьи 20 Федерального закона, формирование окружной избирательной комиссии либо назначение части ее состава производится Центральной избирательной комиссией Российской Федерации на основе предложений о кандидатурах в состав окружной избирательной комиссии, поступивших в указанные органы. Эти предложения по требованию Центральной избирательной комиссии Российской Федерации предоставляются в ее распоряжение законодательным (представительным) и (или) исполнительным органом (органами) государственной власти субъекта Российской Федерации в трехдневный срок.

Если законодательный (представительный) и (или) исполнительный органы (орган) государственной власти субъекта Российской Федерации не предоставят в распоряжение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации данные предложения в трехдневный срок, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе обратиться к субъектам, имеющим право предлагать кандидатуры в состав окружной избирательной комиссии, с предложением о повторном представлении кандидатур.

Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о формировании окружной избирательной комиссии либо о назначении части ее состава направляется органам государственной власти и избирательной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации.

4.2. Если представительный орган (представительные органы) местного самоуправления, территориальный орган (территориальные органы) государственной власти района, иной административно-территориальной единицы не назначил (не назначили) состав либо часть состава территориальной, участковой избирательных комиссий в срок, установленный пунктами 1 и 2 статьи 21 Федерального закона, формирование либо назначение части состава территориальной избирательной комиссии производится окружной избирательной комиссией в трехдневный срок, а формирование либо назначение части состава участковой избирательной комиссии - соответствующей территориальной избирательной комиссией в двухдневный срок на основе предложений о кандидатурах в состав территориальной (участковой) избирательной комиссии, поступивших в указанные органы. Эти предложения по требованию окружной (территориальной) избирательной комиссии представляются в ее распоряжение территориальным органом (территориальными органами) государственной власти района, иной административно-территориальной единицы, представительным органом (представительными органами) местного самоуправления в двухдневный срок (в течение суток).

Если представительный орган (представительные органы) местного самоуправления, территориальный орган (территориальные органы) государственной власти района, иной административно-территориальной единицы не представят окружной (территориальной) избирательной комиссии указанные предложения в вышеуказанные сроки, окружная (территориальная) избирательная комиссия вправе обратиться к субъектам, имеющим право предлагать кандидатуры в состав территориальной (участковой) избирательной комиссии, с предложением о повторном представлении кандидатур.

4.3. Решение окружной (территориальной) избирательной комиссии о формировании территориальной (участковой) избирательной комиссии либо о назначении части ее состава должно быть опубликовано (обнародовано) не позднее чем через три дня после истечения сроков формирования территориальных (участковых) избирательных комиссий, предусмотренных пунктами 1, 2 статьи 21 Федерального закона. Указанное решение направляется избирательной комиссии субъекта Российской Федерации (окружной избирательной комиссии).

4.4. Формирование территориальной (участковой) избирательной комиссии при отсутствии на данной территории представительного органа местного самоуправления производится соответствующей окружной (территориальной) избирательной комиссией в срок, установленный пунктами 1, 2 статьи 21 Федерального закона. Окружная (территориальная) избирательная комиссия публикует в средствах массовой информации информационное сообщение о начале формирования территориальной (участковой) избирательной комиссии в порядке, определенном настоящими Разъяснениями. Предложения о кандидатурах в состав территориальной (участковой) избирательной комиссии представляются окружной (территориальной) избирательной комиссии в срок, определенный в информационном сообщении.

4.5. Если окружная (территориальная) избирательная комиссия не принимает решение о формировании либо назначении части состава территориальной (участковой) избирательной комиссии в указанные выше сроки, формирование либо назначение части ее состава производится соответственно избирательной комиссией субъекта Российской Федерации (окружной избирательной комиссией) в трехдневный срок.

5. Сроки и порядок проведения первого (организационного) заседания
избирательной комиссии

 

5.1. В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Федерального закона окружная избирательная комиссия собирается на свое первое заседание не позднее чем на пятнадцатый день после вынесения решения о назначении ее членов с правом решающего голоса, но не позднее чем за 85 дней до дня голосования. В соответствии с пунктом 3 статьи 31 Федерального закона территориальная (участковая) избирательная комиссия собирается на свое первое заседание не позднее чем через три дня после ее сформирования.

Указанные сроки отсчитываются со дня принятия (подписания) решений органов государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа (представительных органов) местного самоуправления, территориальных органов государственной власти районов, иных административно-территориальных единиц о назначении членов соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса либо решения того из органов, которое принято позднее.

Избирательная комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если в нем участвует большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.

5.2. Дата, место и время проведения первого заседания окружной, территориальной, участковой избирательной комиссии назначаются, соответственно, председателем избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, окружной, территориальной избирательной комиссии, о чем публикуются (обнародуются) информационные сообщения.

Об указанных решениях немедленно информируются члены избирательных комиссий с правом решающего голоса.

5.3. В соответствии с пунктом 4 статьи 31 Федерального закона председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии избираются тайным голосованием на первом ее заседании из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Председатель окружной избирательной комиссии должен иметь, как правило, высшее юридическое образование или ученую степень в области права.

5.4. Открывает и ведет первое заседание избирательной комиссии впредь до избрания ее председателя член вышестоящей избирательной комиссии или один из членов комиссии, которому комиссия голосованием поручает вести заседание.

Избирательная комиссия открытым голосованием образует счетную комиссию в составе двух-трех членов комиссии для избрания председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии. Из своего состава члены счетной комиссии избирают ее председателя.

5.5. Голосование по избранию председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии проводится по каждой должности отдельно. До голосования члены комиссии выдвигают кандидатов на эти должности. Член комиссии может выдвинуть свою кандидатуру. По кандидатам, давшим согласие баллотироваться на эти должности, может проводится обсуждение, в ходе которого члены комиссии вправе задавать вопросы кандидату и получать на них ответы.

Члены комиссии, выдвинутые кандидатами на должность председателя, заместителя председателя и секретаря, вправе заявить об отводе своей кандидатуры. Самоотвод не подлежит обсуждению и принимается комиссией.

Если член счетной комиссии включен в число кандидатов на указанные должности, избирательная комиссия выводит его из состава счетной комиссии и избирает нового.

Избирательная комиссия по предложению счетной комиссии отрытым голосованием утверждает текст бюллетеня для избрания председателя комиссии. Если на должность председателя выдвинуто два и более кандидатов, то фамилии, имена и отчества кандидатов, выдвинутых на должность председателя комиссии, помещаются в бюллетене для голосования в алфавитном порядке. Справа против фамилии имени и отчества кандидата помещается пустой квадрат. После фамилии (фамилий) кандидата (кандидатов) помещается надпись "Против кандидата (всех кандидатов)", справа от которой помещается пустой квадрат.

Каждому члену комиссии председатель счетной комиссии выдает под роспись бюллетень, на обороте которого в присутствии членов избирательной комиссии расписываются члены счетной комиссии.

Заполняя бюллетень, член избирательной комиссии ставит крест либо любой иной знак в пустом квадрате напротив фамилии, имени и отчества того кандидата, за которого он голосует, или в квадрате напротив надписи "Против кандидата (всех кандидатов)".

5.6. По окончании подачи голосов председатель счетной комиссии объявляет голосование законченным и в присутствии членов комиссии подсчитывает и погашает неиспользованные бюллетени.

Счетная комиссия в присутствии членов избирательной комиссии вскрывает ящик для голосования и проверяет действительность бюллетеней. Бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление голосовавшего, признаются счетной комиссией недействительными. Затем устанавливается общее количество находящихся в ящике для голосования действительных бюллетеней и подсчитывается число голосов, полученных кандидатом (каждым кандидатом) на должность председателя комиссии.

Счетная комиссия на основании подсчета голосов составляет протокол о результатах голосования, в который вносятся следующие данные:

наименование должности, на которую проводится избрание;

дату, время и место проведения голосования;

фамилия, имя и отчество кандидата (кандидатов), внесенные в бюллетени;

число изготовленных бюллетеней;

число выданных бюллетеней;

число погашенных бюллетеней;

число бюллетеней, обнаруженных в ящике для голосования;

число действительных бюллетеней;

число недействительных бюллетеней;

число голосов, поданных за кандидата (каждого кандидата, если в бюллетень включено два и более кандидатов).

Избранным председателем комиссии в соответствии с пунктом 8 статьи 31 Федерального закона считается кандидат - член комиссии, за которого подано более половины голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.

По итогам голосования избирательная комиссия на основании протокола голосования, составленного счетной комиссией, принимает одно из следующих решений:

об избрании председателем комиссии - члена комиссии, получившего необходимое большинство голосов;

о проведении новых выборов начиная с выдвижения кандидатур, если ни один из кандидатов - членов комиссии не получил необходимое для избрания число голосов.

5.7. Избрание заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии проводится с соблюдением процедур, установленных по выборам председателя комиссии.

Бюллетени для голосования по избранию председателя, заместителя и секретаря избирательной комиссии после голосования помещаются в конверт, который заклеивается, опечатывается и приобщается к протоколу заседания комиссии. К этому же протоколу приобщаются протоколы счетной комиссии.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Разъяснения порядка формирования окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий для подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва (утв. Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 18 августа 1999 г. N 9/58-3)


Текст разъяснений официально опубликован не был


Постановлением ЦИК России от 23 сентября 2015 г. N 308/1768-6 постановление ЦИК России от 18 августа 1999 г. N 9/58-3, утвердившее настоящие Разъяснения, признано утратившим силу