Приказ МПС РФ от 8 сентября 1999 г. N 13ЦЗ "О мерах по повышению уровня сохранности грузовых вагонов при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ и предотвращению случаев хищений их деталей"

Приказ МПС РФ от 8 сентября 1999 г. N 13ЦЗ
"О мерах по повышению уровня сохранности грузовых вагонов
при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ
и предотвращению случаев хищений их деталей"


Обеспечение устойчивой работы железнодорожного транспорта и удовлетворение потребностей экономики России в перевозках грузов в значительной степени зависит от технического состояния грузовых вагонов (далее вагонов), что во многом достигается за счет их сохранности при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ.

Как показывают проверки и проводимый анализ работы, на некоторых железных дорогах и отделениях железных дорог положение с обеспечением сохранности вагонного парка остается тревожным. На подъездных путях ряда промышленных предприятий, морских и речных портов и железнодорожных станций допускаются многочисленные повреждения вагонного парка из-за грубых нарушений в содержании подъездных и станционных путей, погрузочно-разгрузочных машин и механизмов, применения грейферной выгрузки, несоблюдения технологии и правил производства грузовых операций и маневровых работ, прежде всего на Горьковской, Дальневосточной, Куйбышевской, Октябрьской, Западно-Сибирской, Южно-Уральской, Свердловской, Северо-Кавказской, Северной и других железных дорогах.

В результате схода с рельсов происходит 30% повреждений вагонов. Наибольшее количество случаев повреждений вагонов из-за сходов допущено на предприятиях Западно-Сибирской, Свердловской, Северной, Южно-Уральской, Московской, Дальневосточной, Забайкальской и других железных дорогах. Пункты технической передачи вагонов на некоторых железных дорогах не укомплектованы осмотрщиками-ремонтниками в соответствии с принятой технологией. В то же время приемка вагонов после грузовых операций приемосдатчиками производится частично.

При роспуске вагонов с сортировочных горок на ряде железнодорожных станций скорости соударения вагонов в большинстве своем не соответствуют требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ). Фактически на станциях, и особенно при роспуске с сортировочных горок, повреждается вагонов значительно больше фиксируемого, но из-за недостаточного контроля эти случаи не выявляются и, соответственно, не учитываются. Факты скрытия от учета поврежденных вагонов выявлены МПС России на многих станциях Куйбышевской, Горьковской, Северной, Восточно-Сибирской, Московской и ряде других железных дорог. Наибольшее количество случаев повреждений и разоборудования вагонов по вине работников станций, предприятий и организаций железнодорожного транспорта допущено на станциях: Новокуйбышевская Куйбышевской железной дороги, Хабаровск-2, Комсомольск, Владивосток, Облучье, Находка Дальневосточной железной дороги, Баженово Свердловской железной дороги, Поворино Юго-Восточной железной дороги, Челябинск Главный Южно-Уральской железной дороги, Тайшет Восточно-Сибирской железной дороги и некоторых других железных дорогах.

На 18 железнодорожных станциях, указанных в приложении 4 к настоящему Приказу, в 1998 году было повреждено и разоборудовано 32% вагонов от всех случаев их повреждений, имевших место на станциях сети железных дорог, причем более 70% от всех случаев повреждений (разоборудования) вагонов на указанных станциях приходится на Дальневосточную железную дорогу. В текущем году наибольшее количество случаев разоборудования вагонов допущено на Куйбышевской, Северо-Кавказской, Дальневосточной и Октябрьской железных дорогах. Только на этих железных дорогах допущено 50% от всех случаев разоборудования вагонов, допущенных на сети железных дорог.

Местами массовых повреждений вагонов по-прежнему являются металлургические и химические комбинаты и заводы, морские порты и строительные организации и особенно: АООТ "Северсталь" (станция Череповец-2 Северной железной дороги), Западно-Сибирский металлургический комбинат (станция Новокузнецк-Восточный Западно-Сибирской железной дороги), АО "Нижнетагильский металлургический комбинат" (станция Смычка Свердловской железной дороги), Магнитогорский металлургический комбинат (станция Магнитогорск Южно-Уральской железной дороги), АО "Мечел" (станция Металлургическая Южно-Уральской железной дороги), Южно-Уральский Никелевый комбинат (станция Никель Южно-Уральской железной дороги), Кемеровский металлургический комбинат (станция Новокузнецк-Сортировочный Западно-Сибирской железной дороги), Новолипецкий металлургический комбинат (станция Новолипецк Юго-Восточной железной дороги), АО СО - 1 УПЖТ (станция Аппаратная Свердловской железной дороги), а также морские порты - Мурманск, Находка, Владивосток.

Повреждения вагонов происходят, в основном, из-за:

применения для погрузки и выгрузки вагонов неисправных и не отвечающих требованиям ГОСТа 22235-76 машин, механизмов, грейферных кранов и других устройств;

несоблюдения габарита расположения выгруженных или подготовленных к погрузке грузов, неочистки путей от снега, льда и мусора;

нарушения технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и правил производства грузовых операций;

применения грейферных кранов для выгрузки сыпучих грузов из полувагонов;

превышения скоростей соударения на сортировочных горках;

неудовлетворительного состояния и технического содержания станционных и железнодорожных подъездных путей МПС России, а также железнодорожных подъездных путей, принадлежащих нежелезнодорожным организациям;

отступлений в содержании вагонных замедлителей, высоты горок и сверхдопустимой длины тормозных позиций ручного (башмаками) торможения вагонов на немеханизированных горках железнодорожных станций, вызывающих образование на колесах вагонов односторонних ползунов.

На некоторых железных дорогах, и прежде всего Юго-Восточной, Горьковской, Северо-Кавказской, образование на колесных парах вагонов односторонних ползунов происходит из-за превышения тормозного пути вследствие несоответствия высоты горбов горок требованиям технических условий проектирования сортировочных станций (ТУПС), а также низкой профессиональной квалификации регулировщиков скоростей движения вагонов, в результате чего колесные пары преждевременно выходят из строя. На ряде железных дорог, и в первую очередь, на Куйбышевской, Горьковской, Октябрьской, участились случаи выбивания пружин рессорных комплектов тележек вагонов при роспуске их с сортировочных горок и полугорок с повышенными скоростями, особенно под цистернами. Как правило, в нарушение инструкций МПС России, такие вагоны не считаются поврежденными, на них не составляются учетные документы формы ВУ-23М, ВУ-25М, ВУ-31 и в отчетность формы ВО-15 они не включаются. Кроме того, за последнее время наметилась определенная тенденция роста случаев хищений с вагонов дорогостоящих деталей (воздухораспределителей, крепительных и смотровых крышек роликовых букс и т.д.), имеющих в конструкции цветные металлы и сплавы. Такие хищения происходят с вагонов, находящихся на железнодорожных станциях, подъездных путях нежелезнодорожных организаций, в отстое, под грузовыми операциями, а также, отставленных в резерв или запас МПС России. В результате железнодорожный транспорт несет значительные убытки, связанные с восстановлением поврежденных (разоборудованных) вагонов.

В текущем году вследствие хищений деталей вагонов на железнодорожных станциях и железнодорожных подъездных путях было разоборудовано более 15,5 тыс. вагонов, в том числе на железнодорожных станциях свыше 7,3 тыс. вагонов, включая вагоны находящиеся в резерве и запасе МПС России. Общая сумма ущерба составила почти 23,8 млн. рублей.

В то же время, в нарушение Транспортного устава железных дорог Российской Федерации имеют место случаи, когда с виновных организаций за повреждение вагонов и их разоборудование не всегда своевременно взыскивается штраф и возмещаются убытки, в части, не покрытой штрафом.

Положение с очисткой вагонов, принимаемых от грузополучателей, продолжает оставаться неудовлетворительным. Требования Транспортного устава железных дорог Российской Федерации по этому вопросу на некоторых железных дорогах не выполняются.

Созданные на железных дорогах (под руководством первых заместителей начальников железных дорог) и в отделениях железных дорог (под руководством начальников отделений) комиссии по сохранности вагонного парка не в полной мере организуют и координируют работу по обеспечению сохранности вагонного парка, не проявляют должной активности в предупреждении случаев повреждения и разоборудования вагонов.

Недостаточно эффективно используются методы стимулирования работников за своевременное выявление и оформление случаев повреждения вагонов.

Руководители департаментов: вагонного хозяйства, управления перевозками, грузовой и коммерческой работы, пути и сооружений, сигнализации, централизации и блокировки, начальники железных дорог и отделений железных дорог смирились с фактами повреждения вагонов, не применяют в полной мере систему материального поощрения за своевременно выявленные и оформленные поврежденные вагоны, не используют имеющиеся возможности в борьбе за сохранность вагонного парка.

В целях обеспечения сохранности вагонного парка, недопущения снижения уровня этой работы, улучшения положения с безопасностью движения, сокращения расходов на восстановление поврежденных вагонов Министерство путей сообщения приказывает:

1. Заместителям Министра, руководителям департаментов и управлений, начальникам железных дорог и отделений железных дорог, руководителям предприятий и организаций принять самые решительные меры по улучшению организаторской и воспитательной работы, направленной на бережное отношение к вагонному парку, предупреждение и своевременное выявление случаев повреждения и разоборудования вагонов.

В этих целях, руководствуясь Федеральными законами "О федеральном железнодорожном транспорте", Транспортный устав железных дорог Российской Федерации (далее Устав), сосредоточить усилия предприятий и организаций железнодорожного транспорта, а также нежелезнодорожных организаций, имеющих подъездные железнодорожные пути, на решении вопросов по обеспечению сохранности вагонного парка, обратив особое внимание на:

ГАРАНТ:

См. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"


неуклонное выполнение установленной технологии производства погрузочно-разгрузочных и маневровых работ;

выполнение требований инструкций "О порядке отстановки, содержания, изъятия и учета вагонов резерва МПС России" от 19.04.99 N ЦД-ЦЧУ/649 и 23.10.98 N ЦД-ЦВ-ЦЧУ/605 "О порядке отстановки, содержания, изъятия и учета запаса вагонов грузового парка МПС России";

внедрение на всех предприятиях и в организациях отрасли системы непрерывного контроля и широкого ревизорско-инспекторского надзора за обеспечением сохранности вагонного парка;

внедрение новой техники и передовой технологии при ремонте и техническом обслуживании технических средств, взаимодействующих с вагонами, постоянное содержание их в исправном состоянии;

взыскание денежных средств с виновных в повреждении (разоборудовании) вагонного парка;

недопустимость необоснованного сокращения контингента работников, непосредственно связанных с обеспечением сохранности вагонного парка;

активизацию работы пунктов технической передачи вагонов на железнодорожные подъездные пути нежелезнодорожных организаций, в том числе работы приемосдатчиков по обеспечению сохранности подвижного состава, повышение спроса с непосредственных виновников, не обеспечивших сохранность вагонного парка;

организацию обучения и повышение квалификации работников, связанных с обеспечением сохранности вагонного парка, и прежде всего повышение уровня профессиональной подготовки операторов сортировочных горок и регулировщиков скоростей движения вагонов.

2. В целях установления единой структуры управления обеспечением сохранности вагонного парка, предупреждения случаев разоборудования вагонов возложить руководство этой работой:

в МПС России - на Центральную комиссию по сохранности вагонного парка МПС России, возглавляемую заместителем Министра, ведающим вагонным хозяйством;

в причастных департаментах МПС России - на заместителей руководителей департаментов;

на железных дорогах - на первых заместителей начальников железных дорог;

в отделениях железных дорог - на начальников отделений железных дорог, (при безотделенческой структуре управления ответственный руководитель устанавливается приказом начальника железной дороги);

на предприятиях и в организациях (станциях, вагонных, вагонопассажирских и локомотивных депо, дирекциях по обслуживанию пассажиров, дистанциях пути, сигнализации и связи, гражданских сооружений, механизированных дистанциях погрузочно-разгрузочных работ, других предприятиях и организациях МПС России) - на начальников (руководителей) этих предприятий и организаций.

Подготовку материалов и предложений по обеспечению сохранности вагонного парка осуществляют руководители причастных департаментов МПС России, начальники железных дорог и отделений железных дорог, руководители предприятий и организаций.

Контроль за осуществлением мер по обеспечению сохранности вагонного парка на железных дорогах, отделениях железных дорог, предприятиях, железнодорожных подъездных путях возложить на старших инспекторов МПС России, дорожных и старших отделенческих инспекторов по сохранности вагонного парка, а также ревизорский аппарат по безопасности движения.

Начальники (руководители) указанных предприятий и организаций, а также ревизорско-инспекторский состав несут персональную ответственность по кругу возложенных обязанностей за обеспечение сохранности вагонного парка.

3. Утвердить:

Положение о старшем инспекторе МПС России по сохранности вагонного парка (приложение 1);

Положение о дорожном инспекторе по сохранности вагонного парка (приложение 2);

Положение о старшем инспекторе по сохранности вагонного парка отделения (региона, участка при безотделенческой структуре управления) железной дороги (приложение 3).

4. Установить, что назначение на должность старших инспекторов МПС России, дорожных и отделенческих старших инспекторов по сохранности вагонного парка производится из числа высококвалифицированных, принципиальных работников с большим практическим опытом работы на железнодорожном транспорте:

старшего инспектора МПС России по сохранности вагонного парка - приказом руководителя Департамента вагонного хозяйства МПС России;

дорожного инспектора по сохранности вагонного парка - приказом начальника железной дороги, согласованным с руководителем Департамента вагонного хозяйства МПС России;

старшего инспектора по сохранности вагонного парка отделения железной дороги (региона, участка при безотделенческой структуре управления) - приказом начальника отделения железной дороги. При безотделенческой структуре управления - приказом первого заместителя начальника железной дороги, согласованным с дорожным инспектором по сохранности вагонного парка и службой вагонного хозяйства железной дороги.

5. Утвердить:

перечень железнодорожных станций, на которых в первоочередном порядке должны быть проведены работы по обеспечению технологии, исключающей повреждение вагонов (приложение 4);

порядок действий работников вагонного хозяйства железных дорог при выявлении на железнодорожных станциях поврежденных вагонов в составе поезда (приложение 5).

6. Заместителю Министра А.Н.Кондратенко, руководителям департаментов: вагонного хозяйства С.С.Барбаричу, управления перевозками С.А.Гришину, пути и сооружении С.А.Рабчуку, грузовой и коммерческой работы Ю.М.Косову, сигнализации, централизации и блокировки В.А.Милюкову, начальникам железных дорог и отделений железных дорог, руководителям предприятий и организаций:

6.1. Принять кардинальные меры по активизации в управлениях и отделениях железных дорог работы комиссий по сохранности вагонного парка, повышению требований к грузополучателям, грузоотправителям и ветвевладельцам за содержание железнодорожных подъездных путей, машин и механизмов, взаимодействующих с вагоном, предупреждению случаев разоборудования вагонов, прежде всего отставленных в запас (резерв) МПС России.

6.2. Систематически заслушивать (по кругу своих обязанностей) отчеты руководителей департаментов МПС России, железных дорог, отделений железных дорог, предприятий и организаций по вопросам обеспечения сохранности вагонного парка и принимать соответствующие меры по устранению, выявленных недостатков.

6.3. Организовывать совместные рейды (по согласованию) с органами прокуратуры, внутренних дел на транспорте, заинтересованными нежелезнодорожными организациями по проверке положения с повреждением вагонов, используя в этой работе телевидение, радио, печать и другие меры.

7. Начальникам железных дорог, начальникам отделений железных дорог, руководителям предприятий и организаций:

7.1. Обеспечить проведение проверок на железнодорожных станциях, железнодорожных подъездных путях нежелезнодорожных организаций выполнения требований ГОСТа 22235-76, правил и технических условий по обеспечению сохранности вагонов и технического состояния путевого хозяйства, в том числе проводить такие проверки при круглогодичной навигации - ежеквартально, а при сезонной навигации - перед началом навигации и по истечении квартала. Ежемесячно проверять состояние вагонов, отставленных в запас (резерв) МПС России.

Результаты этих проверок рассматривать ежеквартально у начальников железных дорог и ежемесячно - у первых заместителей начальников железных дорог и принимать соответствующие меры.

7.2. С целью исключения повреждений вагонов обратить особое внимание на работу сортировочных горок (полугорок) и принять соответствующие меры. При этом случаи выбивания пружин рессорных комплектов тележек и образования односторонних ползунов на колесных парах более 1 мм, а также повреждения других узлов вагонов при роспуске с сортировочных горок (полугорок), на железнодорожных подъездных путях учитывать как повреждение вагонов с составлением учетных форм ВУ-23М, ВУ-25М, регистрацией в книге формы ВУ-31 и включением в отчет формы ВО-15. Если перечисленные повреждения произошли при роспуске вагонов с сортировочных горок (полугорок) и вагоны направлены в текущий отцепочный ремонт, то в этом случае составлять форму РБУ-3 и регистрировать эти факты по форме РБУ-7.

7.3. Обеспечить в течение 1999 - 2000 гг. проверку железнодорожных станций, указанных в приложении 4 к настоящему Приказу. По результатам этой проверки: разработать и осуществить меры по приведению технических средств и технологии работы с вагонами в состояние, гарантирующее исключение случаев их повреждения, в том числе выполнить поверочный расчет и, при необходимости, привести в соответствие с техническими условиями проектирования сортировочных станций и перерабатываемым вагонопотоком конструкцию и техническое оснащение сортировочных горок (план, высоту и профиль горки, технические средства механизации сортировочных путей), повысить квалификацию и укомплектовать кадры соответствующих профессий; обеспечить освещение станций в соответствии с нормативами.

В 1999 году выполнить работы по съемке продольных профилей горочных, подгорочных путей, высоты сортировочных горок, сроки проверки которых уже истекли. В этой работе обратить особое внимание на сокращение тормозных путей вагонов за счет переноса башмакосбрасывателей на оптимальное (расчетное) расстояние к горбу сортировочной горки с целью исключения образования односторонних ползунов на колесных парах вагонов. Выявленные отступления устранить.

В дальнейшем такие проверки проводить по ежегодным планам железных дорог на всех сортировочных железнодорожных станциях, где повреждаются вагоны.

7.4. При отступлениях в содержании железнодорожных подъездных путей нежелезнодорожных организаций, угрожающих безопасности движения и сохранности вагонного парка, незамедлительно прекращать, в установленном порядке, подачу вагонов на неисправный железнодорожный подъездной путь, предъявляя требования к грузоотправителям, грузополучателям и ветвевладельцам в части платы за пользование вагонами, находящимися на железнодорожном, подъездном пути. Возобновление подачи вагонов на железнодорожный подъездной путь производить после устранения неисправностей и комиссионного осмотра состояния путевого хозяйства.

Запретить разовые подачи вагонов (с ограниченной скоростью, под ответственность руководителей железнодорожных станций, дорожных мастеров пути и т.д.) на закрытые железнодорожные подъездные пути.

7.5. При выявлении фактов подачи вагонов на железнодорожные подъездные пути, закрытые по их техническому состоянию, виновных привлекать к ответственности. При этом в случае схода и повреждения вагонов виновным предприятием считать железнодорожную станцию, а материальный ущерб взыскивать с виновных лиц.

7.6. На всех железнодорожных станциях, где осуществляется передача вагонов с железнодорожных путей железных дорог на железнодорожные подъездные пути нежелезнодорожных организаций и прием их обратно, разработать и утвердить технологические процессы, порядок контроля за сохранностью вагонного парка (независимо от формы его собственности) для железнодорожных подъездных путей в соответствии с Типовым технологическим процессом работы пункта технической передачи вагонов в составе ПТО станции и контроля за сохранностью вагонного парка от 18.01.99 N РД 32 ЦБ 062-99.

7.7. Установить порядок, при котором поврежденные вагоны, подаваемые на пути текущего отцепочного ремонта без оформления соответствующих документов о их повреждении, ремонту не подлежат до окончательного расследования и оформления актов ГУ-23, ВУ-25М.

7.8. Отвлечение работников подразделений вагонного хозяйства по сохранности вагонного парка на работы, не связанные с выполнением их должностных обязанностей, допускать по согласованию со старшим инспектором по сохранности вагонного парка отделения (региона, участка при безотделенческой структуре управления) железной дороги, а при его отсутствии - с дорожным инспектором по сохранности вагонного парка.

7.9. Запретить отправление за пределы отделений железных дорог (регионов, участков при безотделенческой структуре управления) и включение поврежденных вагонов в поезда на железнодорожных станциях, возложив персональную ответственность за выполнение этого требования на начальников железнодорожных станций и вагонных депо.

7.10. Требовать от организаций, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, в согласованные сроки приведения в технически исправное состояние в соответствие с ПТЭ и другими нормативными документами железнодорожных подъездных путей, механизмов и устройств, взаимодействующих с вагонами при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ, а также приспособлений для снятия запорно-пломбировочных устройств. Не допускать случаев применения при погрузочно-разгрузочных и маневровых работах машин и механизмов, взаимодействующих с вагонами, не прошедших, в установленном порядке, аттестацию и сертификацию. Предъявлять к организациям требования по восстановлению вагонов, поврежденных (разоборудованных) по их вине.

7.11. Запретить использование погрузчиков, превышающих допустимую нагрузку передних колес на пол крытого вагона, установленную ГОСТом 22235-76.

Обеспечить выгрузку и сортировку тяжеловесных и сыпучих грузов из полувагонов технически исправными устройствами, не допуская повреждений полов и стен полувагонов. Погрузка (выгрузка) грузов из полувагонов с применением грейферов допускается только на условиях выполнения пункта 1.2.10 ГОСТа 22235-76.

7.12. Ремонт вагонов нежелезнодорожными организациями допускать только при наличии лицензии, выданной в соответствии с законодательством Российской Федерации. Нормативная документация на этот ремонт должна быть согласована со службой вагонного хозяйства. Это условие должно быть оговорено в договоре на подачу (уборку) вагонов.

7.13. Обязать начальников железнодорожных станций в 3-хсуточный срок с момента обнаружения поврежденных или разоборудованных вагонов тщательно расследовать и учитывать каждый такой случай с привлечением предприятий, организаций или отдельных лиц к ответственности. Если в течение установленного срока виновные в повреждении (разоборудовании) вагонов не установлены порядок возмещения материального ущерба определяется по решению начальника отделения железной дороги или заместителя начальника железной дороги, ведающего вопросами обеспечения сохранности вагонного парка.

7.14. Внедрить в 1999 - 2000 гг. на железных дорогах, отделениях железных дорог по опыту Северной железной дороги "Систему оперативного контроля и учета поврежденных грузовых вагонов" в рамках автоматизированной системы управления сохранностью подвижного состава, для чего создать постоянные автоматизированные рабочие места для дорожных инспекторов и старших инспекторов по сохранности вагонного парка отделений железных дорог (регионов, участков при безотделенческой структуре управления).

7.15. Укомплектовать штаты работников по сохранности вагонного парка квалифицированными специалистами.

7.16. В целях повышения квалификации, знаний и мастерства работников, связанных с погрузкой, выгрузкой вагонов, производством маневровой работы, организовать и провести в 1999 году изучение нормативных документов, инструкций и технологических процессов, направленных на обеспечение сохранности вагонного парка, и прежде всего, на рабочих местах с использованием наглядной агитации и тренажеров. К проведению учебы шире привлекать руководителей соответствующих подразделений. Учебу проводить не реже одного раза в месяц.

8. Начальникам железных дорог, начальникам отделений железных дорог, генеральному директору ГУП "Рефсервис МПС России" В.А.Саутенкову:

8.1. Каждый случай повреждения (разоборудования) рефрижераторных вагонов, приписанных к рефрижераторным депо, не входящим в ГУП "Рефсервис МПС России" рассматривать у первого заместителя начальника железной дороги (при безотделенческой структуре управления) или у начальника отделения железной дороги, независимо от объема повреждения. Материалы расследования по таким вагонам, поврежденным в объеме деповского или капитального ремонта, направлять в следственные органы. Случаи повреждения (разоборудования) рефрижераторных вагонов, принадлежащих нежелезнодорожным организациям, расследуются в порядке, установленном МПС России, с участием представителя этой организации.

8.2. Каждый случай повреждения (разоборудования) рефрижераторных вагонов, приписанных к рефрижераторным депо, входящим в ГУП "Рефсервис МПС России", расследовать в порядке, установленном МПС России с участием представителя ГУП "Рефсервис МПС России". Отделение железной дороги или железная дорога (при безотделенческой структуре управления), где был поврежден рефрижераторный вагон проводит восстановительный ремонт этого вагона собственными силами или договаривается о ремонте с рефрижераторным депо, входящим в ГУП "Рефсервис МПС России", с последующей компенсацией расходов за его ремонт и оплатой общего количества вагоно-суток изъятия вагонов из эксплуатации по расчетной цене "вагоно-суток исправного состояния" по калькуляции рефрижераторного депо приписки. После восстановления вагоны сдаются рефрижераторному депо приписки этим отделением железной дороги или железной дорогой (при безотделенческой структуре управления).

9. Руководителям департаментов: экономики Б.М.Лапидусу, финансов П.Г.Короткевичу, вагонного хозяйства С.С.Барбаричу, начальнику Юридического управления, директору Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта А.Л.Лисицыну переработать в I полугодии 2000 года и представить на утверждение руководству МПС России Методику расчета возмещения ущерба за повреждение грузовых вагонов, предусмотрев в ней порядок расчетов между железными дорогами, отделениями железных дорог за ремонт поврежденных (разоборудованных) вагонов, поступивших в поездах с других железных дорог и отделений железных дорог.

10. Начальнику Управления военизированный охраны Б.В.Тройнину, начальникам железных дорог, начальникам отделений железных дорог принять дополнительные меры по улучшению профилактической работы, направленной на предупреждение хождения посторонних лиц по путям железнодорожных станций в неустановленных местах и проезда в грузовых поездах, используя при пресечении нарушений в полной мере права, предоставленные законодательством Российской Федерации.

11. Начальнику Управления военизированной охраны Б.В.Тройнину:

11.1. Обеспечить активизацию работы совместных специализированных групп военизированной охраны и органов внутренних дел на транспорте, обратив особое внимание на участки железных дорог, где наиболее часто допускаются случаи хищения грузов и разоборудования подвижного состава.

11.2. С учетом требований, вытекающих из Федерального закона "О ведомственной охране", подготовить предложения о внесении изменений и дополнений в нормативные правовые акты, определяющие служебную деятельность ведомственной охраны, предусмотрев в них задачи и ответственность работников охраны по усилению охраны объектов на федеральном железнодорожном транспорте.

12. Руководителю Департамента сигнализации, централизации и блокировки В.А.Милюкову, начальникам железных дорог, начальникам отделений железных дорог обеспечить:

12.1. Ежегодную замену на механизированных и автоматизированных сортировочных горках вагонных замедлителей на новые или капитально отремонтированные в соответствии с указанием МПС России от 10.12.97 N П-1410у.

12.2. Оснащение в первую очередь сортировочных горок на железнодорожных станциях, указанных в приложении 4 к настоящему Приказу, электронными приборами для измерения усилий нажатия тормозных шин вагонных замедлителей типа ИУНЭ в количестве 36 единиц, в том числе в 1999 году - 18 ед., в 2000 году - 18 ед.

12.3. Внедрение многоступенчатых электронных регуляторов давления типа РДЭ в количестве не менее 30 шт. ежегодно, в первую очередь на парковых позициях.

13. Начальникам железных дорог и отделений железных дорог, при заключении (пересмотре) договоров на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей обеспечить включение в них организационно-технических мероприятий по обеспечению сохранности вагонного парка, разработанных совместно с грузоотправителями, грузополучателями и ветвевладельцами, при этом предусматривать их ответственность за несохранность вагонного парка при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ, в том числе и за разоборудование вагонов, а также организацию охраны вагонов, находящихся на этих путях силами их владельцев в соответствии с Уставом.

Руководителям департаментов: управления перевозками С.А.Гришину, грузовой и коммерческой работы Ю.М.Косову, вагонного хозяйства С.С.Барбаричу, пути и сооружений С.А.Рабчуку установить контроль за этой работой.

14. Руководителям департаментов: вагонного хозяйства С.С.Барбаричу, грузовой и коммерческой работы Ю.М.Косову, начальникам железных дорог, начальникам отделений железных дорог:

14.1. При разработке нормативно-технической документации на проведение очередных плановых видов ремонта крытых вагонов, полувагонов, платформ и цистерн предусматривать выполнение работ по: усилению торцевых стен крытых вагонов с креплением их к концевым балкам, верхней обвязке и шкворневой стойке; оборудованию вагонов несъемными устройствами для крепления грузов и возможности их секционирования; постановке увязочных косынок на верхнюю обвязку и усилению скоб полувагонов; усилению крепления настила пола платформ к раме, а также повышению эксплуатационной надежности цистерн и грузовых тележек.

14.2. С целью исключения случаев приема железной дорогой от грузополучателей порожних цистерн и хопперов с остатками грузов разработать и освоить в 2001 году бесконтактный измеритель уровня недослитых остатков грузов в цистернах и уровня сыпучих грузов в хопперах.

14.3. Принять дополнительные меры по повышению качества ремонта и технического обслуживания вагонов при подготовке их к перевозкам, обратив особое внимание на выявление трещин в котлах цистерн, герметичность загрузочных и разгрузочных люков цистерн, а также недопущение подачи под погрузку вагонов с просроченными сроками ремонта.

14.4. Обеспечить выпуск из ремонта цистерн только с исправными запорно-пломбировочными узлами и с обваркой шайб валиков верхних загрузочных люков цистерн в соответствии с проектом N М-1691.

15. Руководителю Департамента вагонного хозяйства С.С.Барбаричу, директору Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта А.Л.Лисицыну продолжить разработку, дальнейшее совершенствование и широкое внедрение узлов автосцепных устройств, способствующих обеспечению сохранности вагонного парка при производстве маневровых работ, а также работу по совершенствованию средств закрепления подвижного состава, имея в виду:

завершить в 1999 году комплекс аттестационных испытаний эластомерных поглощающих аппаратов отечественной разработки энергоемкостью более 150 кДж и с 2000 года обеспечить организацию их серийного производства;

разработать и представить в 1999 году предложения по перспективе дальнейшего развития поглощающих аппаратов, их номенклатуры и ориентировочных потребностях для новых вагонов и вагонов эксплуатируемого рабочего парка, определить основные направления совершенствования перспективных поглощающих аппаратов;

подготовить проект отраслевого стандарта на поглощающие аппараты, отражающий основные эксплуатационные показатели и классификацию поглощающих аппаратов по уровню показателей и их применению на разных типах вагонов;

разработать и представить в 1999 году предложения по предотвращению забуферения (несцепления автосцепок при маневровых соударениях, вследствие их прохода вне зоны захвата контура зацепления).

16. Заместителям Министра А.И.Касьянову, А.С.Мишарину, руководителям департаментов: управления перевозками С.А.Гришину, вагонного хозяйства С.С.Барбаричу, грузовой и коммерческой работы Ю.М.Косову, заместителю генерального директора ЦФТО МПС России В.А.Петренко, директору Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта А.Л.Лисицыну, руководителю Регистра системы сертификации на железнодорожном транспорте В.А.Матюшину, начальникам железных дорог, начальникам отделений железных дорог обеспечить соблюдение согласованных с МПС России стандартов и технических условий на продукцию, правил перевозок грузов, особенно при перевозке агрессивных грузов, чтобы исключить досрочное списание вагонов из инвентаря, сократить поступление их в текущий отцепочный ремонт и расходы на восстановление. При этом:

не принимать от грузоотправителей, грузополучателей и ветвевладельцев цистерны с загрязненными поверхностями котлов, сливно-наливных устройств и поврежденными запорно-пломбировочными устройствами крышек наливных люков, требовать от них возмещения расходов на восстановление и ремонт этих узлов;

запретить использование универсальных цистерн из-под светлых нефтепродуктов под налив нефти и темных нефтепродуктов, а также погрузку вязких нефтепродуктов (битума, гудрона) в цистерны, не предназначенные для перевозки этих грузов. Каждый случай невыполнения этого требования расследовать и принимать соответствующие меры;

подготовить предложения о включении в перечень объектов железнодорожного транспорта, подлежащих обязательной сертификации, устройств (машины, механизмы, оборудование, сооружения и т.д.), взаимодействующих с вагонами при производстве погрузо-разгрузочных и маневровых работ, и обеспечить реализацию этих предложений;

17. Начальникам железных дорог, начальникам отделений железных дорог:

17.1. Осуществить совместно с руководителями нежелезнодорожных организаций, имеющих железнодорожные подъездные пути, меры по установке вагонных весов на подъездных путях и грузовых станциях для контрольного взвешивания вагонов с целью недопущения загрузки, превышающей их грузоподъемность.

17.2. Лично рассмотреть положение с обеспечением сохранности вагонного парка на железнодорожных станциях, где происходит наибольшее количество повреждений (разоборудования) вагонов, взять эту работу под особый контроль и провести соответствующие организационно-технические меры по устранению причин повреждения вагонного парка, повысить ответственность работников пунктов технического обслуживания (ПТО) за эту работу.

18. Руководителю Департамента безопасности движения и экологии П.С.Шанайца:

18.1. Повысить ответственность работников аппарата по безопасности движения на всех уровнях, департаментов МПС России, железных дорог, отделений железных дорог, предприятий и организаций за сохранность вагонного парка, введя систему обязательных проверок и разборов на местах положения с обеспечением сохранности вагонного парка при проведении ревизий железных дорог по безопасности движения поездов;

18.2. Подготовить предложения о внесении дополнения в Правила ведения книги ревизорских указаний (форма РБУ-8), утвержденные МПС России от 19.02.97 N ЦРБ-37, разрешив предъявлять эту книгу для записи выявленных недостатков и нарушений, указаний по их устранению и последующего контроля инспекторам по сохранности вагонного парка: старшему инспектору МПС России, дорожным и старшим инспекторам отделений железных дорог (регионов, участков при безотделенческой структуре управления).

19. Руководителю Департамента вагонного хозяйства С.С.Барбаричу, директору Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта А.Л.Лисицыну подготовить и переиздать в 2000 году сборник важнейших нормативных и нормативно-технических документов по обеспечению сохранности вагонов.

20. Разрешить проезд на локомотивах инспекторам по сохранности вагонного парка: старшему инспектору МПС России, дорожным и старшим инспекторам отделений железных дорог (регионов, участков при безотделенческой структуре управления).

21. Руководителям департаментов: вагонного хозяйства С.С.Барбаричу, управления перевозками С.А.Гришину, грузовой и коммерческой работы Ю.М.Косову, начальникам управлений: статистики Г.В.Бугрову, военизированной охраны Б.В.Тройнину, директору ЦНИИТЭИ В.А.Шеманаеву, начальникам железных дорог предусматривать ежегодно в своих планах проведение сетевых и дорожных школ (производственных совещаний) по вопросам обеспечения сохранности вагонного парка, предупреждению случаев повреждений и разоборудования подвижного состава.

22. Редакциям газеты "Гудок", журнала "Железнодорожный транспорт" Центральному научно-исследовательскому институту информации и технико-экономических исследований железнодорожного транспорта систематически освещать и пропагандировать в печати опыт передовых коллективов и новаторов производства, обеспечивающих сохранность вагонного парка, показывающих примеры бережного отношения к федеральной собственности. Повысить роль печати в устранении имеющихся в этом деле недостатков.

23. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра - председателя Центральной комиссии МПС России по сохранности вагонного парка А.Н.Кондратенко.

24. Не применять на территории Российской Федерации приказ МПС СССР от 19.11.87 N 47Ц "О мерах по улучшению сохранности вагонов и контейнеров при производстве маневровых и погрузочно-разгрузочных работ" и указание МПС СССР от 27.12.88 N 490у.


Первый заместитель Министра

В.И.Ильин


Приложение 1

к приказу МПС РФ

от 8 сентября 1999 г. N 13 ЦЗ


Положение
о старшем инспекторе МПС России по сохранности вагонного парка


1. Общие положения


1.1. Старший инспектор МПС России по сохранности вагонного парка осуществляет совместно с руководителями железных дорог постоянный контроль и проводит работу по обеспечению сохранности вагонного парка на железнодорожных станциях и в других подразделениях федерального железнодорожного транспорта, а также на железнодорожных подъездных путях нежелезнодорожных организаций при производстве погрузочно-разгрузочных, маневровых работ и других операций, в регионе железных дорог, закрепленных за старшим инспектором.

1.2. Старший инспектор МПС России по сохранности вагонного парка в своей работе руководствуется Федеральными законами "О Федеральном железнодорожном транспорте", Транспортный устав железных дорог Российской Федерации (далее Устав), другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми и иными актами МПС России по обеспечению сохранности, использованию и ремонту вагонного парка, договорами с нежелезнодорожными организациями на подачу (уборку) вагонов и настоящим Положением.

1.3. Старший инспектор МПС России по сохранности вагонного парка назначается и освобождается от занимаемой должности руководителем департамента вагонного хозяйства МПС России.

1.4. Старший инспектор МПС России по сохранности вагонного парка для исполнения служебных обязанностей обеспечивается на железной дороге телеграфной и телефонной связью, в том числе на квартирах, служебным кабинетом, канцелярскими принадлежностями, бланками командировочных удостоверений, служебным вагоном и служебным автомобильным транспортом.


2. Основные обязанности


Старший инспектор МПС России по сохранности вагонного парка:

2.1. Проводит проверки и организует инспекторский надзор за обеспечением сохранности вагонного парка МПС России, выполнением технологии и обеспечением качества ремонта вагонов в вагонных депо, пунктах технического обслуживания, подготовки вагонов к перевозкам и пунктах технической передачи вагонов на железных дорогах, а также за своевременным выпуском из ремонта поврежденных вагонов, в том числе нежелезнодорожными предприятиями и организациями.

2.2. Контролирует деятельность железных дорог, других предприятий и организаций федерального железнодорожного транспорта по организации работы и обеспечению сохранности вагонного парка, его использованию и ремонту на железнодорожных путях МПС России и железнодорожных подъездных путях нежелезнодорожных организаций в соответствии с договором на подачу (уборку) вагонов, а также осуществляет контроль за выполнением требований по передаче вагонов парка МПС России в аренду и их приемку после окончания срока аренды. Проводит проверки и контролирует выполнение Устава, требований ГОСТа 22235-76 и нормативных документов МПС России по сохранности вагонного парка, его использованию и ремонту.

2.3. Систематически (по согласованным планам) рассматривает и анализирует положение с обеспечением сохранности вагонного парка на железных дорогах, других предприятиях и организациях федерального железнодорожного транспорта, а также железнодорожных подъездных путях нежелезнодорожных организаций и принимает соответствующие меры, в том числе и по предупреждению случаев необоснованного исключения вагонов из инвентарного парка.

2.4. Проверяет правильность учета случаев повреждений вагонов, определения объема их ремонта, своевременность расследования, предъявления и взыскания штрафов и убытков, предусмотренных Уставом.

2.5. Оформляет материалы проверок положения с обеспечением сохранности вагонного парка и направляет их для принятия мер руководителям железных дорог и нежелезнодорожных организаций, а в необходимых случаях, в органы прокуратуры и внутренних дел на транспорте и другие организации.

2.6. Осуществляет контроль за организацией работы дорожных инспекторов, старших инспекторов отделений железных дорог (регионов, участков при безотделенческой структуре управления) и общественных инспекторов по безопасности движения по вопросам сохранности вагонного парка, привлекает их к проведению ревизий и проверок, оказывает им практическую помощь в работе.

2.7. Проводит в пределах предоставленных полномочий работу по обеспечению безопасности движения.

2.8. Принимает совместно с департаментами МПС России, железными дорогами меры по предупреждению случаев повреждений и разоборудования вагонов, участвует в разработке основных направлений и организационно-технических мероприятий по выявлению и устранению причин повреждения вагонов.

2.9. Выявляет новые формы и передовые методы работы по обеспечению сохранности вагонов, применению более совершенных машин, механизмов и технологий при ремонтных работах, осуществляет совместно с железными дорогами и нежелезнодорожными организациями меры по их обобщению и внедрению. По заданию руководства МПС России и Департамента вагонного хозяйства МПС России готовит материалы и предложения по обеспечению сохранности вагонного парка для представления их в Центральную Комиссию МПС России по сохранности вагонного парка.


3. Права и ответственность


Старший инспектор МПС России по сохранности вагонного парка имеет право:

3.1. Осуществлять инспекторский контроль и проверки выполнения железными дорогами, другими предприятиями и организациями федерального железнодорожного транспорта требований нормативных документов по вопросам сохранности, использования и ремонта вагонного парка.

3.2. Контролировать своевременность и правильность составления актов формы ВУ-25М на поврежденные вагоны и, при необходимости, их составлять.

3.3. Проверять на железнодорожных станциях сформированные составы с целью выявления поврежденных вагонов, запрещать отправление таких вагонов со станций, ставить вопрос о привлечении к ответственности лиц, виновных в постановке поврежденных вагонов (вагона) в поезд.

3.4. Осуществлять контроль за:

3.4.1 Оформлением актов формы ГУ-23 на поврежденные вагоны, поступающие для устранения сдвига грузов или перегруза с отражением в них перечня повреждений вагонов и учетом таких вагонов на местах производства работ.

3.4.2. Целевым использованием материалов для ремонта и технического обслуживания вагонов.

3.5. Проверять на железных дорогах и вагоноремонтных заводах выполнение требований по исключению поврежденных вагонов из инвентаря, порядок и правильность взыскания вагонными депо по поврежденным до степени исключения вагонам остаточной стоимости и других денежных средств, а также подтверждать правильность их исключения.

3.6. Требовать от руководителей привлечения к дисциплинарной ответственности исполнителей и должностных лиц за систематическое невыявление случаев повреждений вагонов, неустранение причин, их вызывающих, отправление поврежденных вагонов с железнодорожных станций, невзыскание убытков за повреждение и другие нарушения требований нормативных документов МПС России по ремонту и техническому обслуживанию вагонов.

3.7. Выдавать предписания и указания по вопросам сохранности вагонного парка на бланках Департамента вагонного хозяйства МПС России, которые обязательны для должностных лиц железных дорог, других предприятий и организаций федерального железнодорожного транспорта, в том числе и по вопросам соблюдения эксплуатации машин и механизмов, взаимодействующих с вагоном, если они не соответствуют требованиям ГОСТа 22235-76.

3.8. Требовать от руководителей железной дороги, отделений железной дороги, предприятий, организаций и структурных единиц федерального железнодорожного транспорта представления на имя руководства МПС России объяснений о причинах невыполнения требований нормативных документов МПС России по обеспечению сохранности вагонного парка, его использованию и ремонту. Давать в установленном порядке предложения о привлечении к ответственности этих лиц.

3.9. Привлекать работников железных дорог, других предприятий и организаций федерального железнодорожного транспорта для участия в проверках работы по обеспечению сохранности вагонного парка.

3.10. Беспрепятственного хождения по станционным путям железных дорог, а также железнодорожным подъездным путям, принадлежащим нежелезнодорожным организациям, если это предусмотрено в договоре на подачу (уборку) вагонов.

3.11. Закрывать станционные пути железных дорог и железнодорожные подъездные пути МПС России, а также требовать закрытия железнодорожных подъездных путей нежелезнодорожных организаций, если их состояние не обеспечивает сохранность вагонного парка и безопасность движения и это предусмотрено в договоре на подачу (уборку) вагонов.

3.12. Запрещать эксплуатацию машин, механизмов и других устройств, взаимодействующих с вагоном, если они не соответствуют требованиям ГОСТа 22235-76 и других нормативных документов и вызывают повреждение вагонов, а для нежелезнодорожных организаций осуществлять эти действия, если они предусмотрены в договоре на подачу (уборку) вагонов.

3.13. Делать предписания в книге ревизорских указаний, контролировать их выполнение.

3.14. Принимать окончательное решение по вопросам обеспечения сохранности, использования и ремонта вагонов в случае возникновения разногласий и неразрешения их железной дорогой.

4. Старший инспектор МПС России по сохранности вагонного парка в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за выполнение на обслуживаемом регионе железных дорог обязанностей по обеспечению сохранности вагонного парка, предусмотренных настоящим Положением.


Приложение 2

к приказу МПС РФ

от 8 сентября 1999 г. N 13 ЦЗ


Положение
о дорожном инспекторе по сохранности вагонного парка


1. Общие положения


1.1. Дорожный инспектор по сохранности вагонного парка осуществляет в пределах железной дороги постоянный контроль и проводит работу по соблюдению установленной технологии работы с вагонным парком, обеспечивающей его сохранность на железнодорожных станциях и других подразделениях федерального железнодорожного транспорта, а также железнодорожных подъездных путях нежелезнодорожных организаций при выполнении погрузочно-разгрузочных, маневровых работ и других операций.

1.2. Дорожный инспектор по сохранности вагонного парка в своей работе руководствуется Федеральными законами "О Федеральном железнодорожном транспорте", Транспортный устав железных дорог Российской Федерации (далее Устав), другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми и иными актами МПС России по вопросам обеспечения сохранности, использования и ремонта вагонного парка, договорами с нежелезнодорожными организациями на подачу (уборку) вагонов и настоящим Положением.

1.3. Дорожный инспектор по сохранности вагонного парка назначается и освобождается от занимаемой должности начальником железной дороги по согласованию с руководителем Департамента вагонного хозяйства МПС России.

1.4. Дорожный инспектор по сохранности вагонного парка подчиняется первому заместителю начальника железной дороги, выполняет поручения председателя дорожной комиссии по сохранности вагонного парка и старшего инспектора МПС России по сохранности вагонного парка по соответствующей группе железных дорог.

1.5. Дорожные инспектора по сохранности вагонного парка обеспечиваются при исполнении служебных обязанностей служебными кабинетами, телеграфной и телефонной связью, служебными вагонами и служебным автомобильным транспортом.


2. Основные обязанности


Дорожный инспектор по сохранности вагонного парка на железной дороге:

2.1. Проводит проверки соблюдения установленной технологии работы с вагонным парком, обеспечивающей его сохранность, техническое состояние устройств и механизмов, взаимодействующих с вагонами, реализацию мероприятий, направленных на обеспечение выполнения Устава, требований ГОСТа 22235-76 и нормативных документов МПС России по вопросам обеспечения сохранности, использования и ремонта вагонного парка.

2.2. Контролирует деятельность управления железной дороги, служб, отделений железной дороги, предприятий и организаций железнодорожного транспорта, направленную на обеспечение сохранности вагонного парка на железнодорожных путях МПС России и железнодорожных подъездных путях нежелезнодорожных организаций, если это предусмотрено договором на подачу (уборку) вагонов, а также осуществляет контроль за выполнением требований по передаче вагонов парка МПС России в аренду и их приемке после окончания срока аренды.

2.3. Систематически (по согласованным планам) рассматривает и анализирует положение с обеспечением сохранности вагонного парка на железнодорожных станциях, а также железнодорожных подъездных путях нежелезнодорожных организаций и совместно с руководителями железных дорог, служб, отделений железных дорог, причастных предприятий и организаций разрабатывает и реализует меры, направленные на устранение выявленных недостатков и предупреждение случаев повреждений (разоборудования) вагонов.

2.4. Проверяет правильность учета повреждений вагонов, своевременность предъявления и взысканий штрафов за повреждение вагонов, предусмотренных Уставом.

2.5. Систематически информирует руководителей предприятий и организаций, органы прокуратуры и внутренних дел на транспорте о выявленных нарушениях по обеспечению сохранности вагонов.

2.6. Контролирует и координирует работу старших инспекторов по сохранности вагонного парка отделения железной дороги (региона, участка при безотделенческой структуре управления) и старших осмотрщиков вагонов, занимающихся вопросами обеспечения сохранности вагонов, работает в тесном контакте с советами общественных инспекторов по безопасности движения, привлекает их к проведению ревизий и проверок, оказывает им практическую помощь в работе.

2.7. Постоянно контролирует работу по технической передаче вагонов на железнодорожные подъездные пути нежелезнодорожных предприятий и организаций, проверяет выполнение технологии по передаче вагонов, качество производства текущего отцепочного ремонта на ПТО, правильность оформления и учета случаев повреждения (разоборудования) вагонов, а также их ремонт, производимый организациями, если это предусмотрено договором на подачу (уборку) вагонов.

2.8. Принимает участие в экспертных комиссиях, дает консультации и заключения по вопросам сохранности вагонов, входящим в компетенцию дорожного инспектора.

2.9. Составляет и представляет в установленном порядке отчет формы ВО-15 "О повреждении грузовых вагонов инвентарного парка при погрузке, выгрузке маневровой и поездной работе".

2.10. Участвует в разработке совместно с руководителями причастных служб железной дороги годового плана проведения организационно-технических мероприятий по обеспечению сохранности вагонного парка, контролирует его выполнение.

2.11 Проводит в пределах предоставленных полномочий работу по обеспечению безопасности движения.


3. Права и ответственность


Дорожный инспектор по сохранности вагонного парка имеет право:

3.1. Осуществлять инспекторский контроль за выполнением руководителями железной дороги, служб, отделений железной дороги, другими предприятиями и организациями федерального железнодорожного транспорта требований нормативных документов МПС России по вопросу обеспечения сохранности, использования и ремонта вагонного парка, а также за выполнением этих нормативных документов нежелезнодорожными организациями, имеющими железнодорожные подъездные пути, если это предусмотрено в договоре на подачу (уборку) вагонов.

3.2. Выдавать руководителям служб, отделений железных дорог, других предприятий и организаций федерального железнодорожного транспорта, находящихся на территории, примыкающей к железной дороге, предписания по вопросам обеспечения сохранности, использования и ремонта вагонного парка, обязательные для выполнения указанными руководителями, а также давать аналогичные предписания нежелезнодорожным организациям, имеющим железнодорожные подъездные пути, если это предусмотрено в договоре на подачу (уборку) вагонов.

3.3. Осуществлять проверки в службах управления железной дороги, отделениях железной дороги, других предприятиях и организациях федерального железнодорожного транспорта, а также в нежелезнодорожных организациях, имеющих железнодорожные подъездные пути, примыкающие к железной дороге по вопросам сохранности, использования и ремонта вагонов, если такие проверки предусмотрены в договоре на подачу (уборку) вагонов, требовать от руководителей этих предприятий и организаций представления необходимых материалов и установленной информации по вопросам обеспечения сохранности вагонного парка.

3.4. Закрывать станционные и железнодорожные подъездные пути МПС России, железнодорожные подъездные пути нежелезнодорожных организаций, а также запрещать эксплуатацию машин и механизмов, взаимодействующих с вагоном, если они не обеспечивают сохранность вагонного парка и безопасность движения поездов, не отвечают требованиям ГОСТ 22235-76, нормативным документам МПС России и это предусмотрено в договоре на подачу (уборку) вагонов.

3.5. Делать предписания в книгу ревизорских указаний, контролировать их выполнение.

3.6. Привлекать к проверкам положения с сохранностью вагонного парка в установленном порядке работников аппарата служб железной дороги, отделений железной дороги и других предприятий и организаций федерального железнодорожного транспорта.

3.7. Требовать представления на имя руководителей железной дороги объяснений от руководителей служб, отделений железной дороги, железнодорожных станций, вагонных депо, других предприятий и организаций железной дороги о причинах невыполнения нормативных документов МПС России по обеспечению сохранности вагонного парка. Давать предложения о привлечении к ответственности должностных лиц виновных в допущенных нарушениях.

3.8. По заданию руководства МПС России и железной дороги готовить материалы и предложения по сохранности вагонного парка для представления их в дорожную или Центральную комиссию МПС России по сохранности вагонного парка.

3.9. Беспрепятственного ознакомления с материалами по обеспечению сохранности вагонов, хождения по станционным путям железной дороги и железнодорожным подъездным путям, принадлежащим нежелезнодорожным организациям, если это предусмотрено в договоре на подачу (уборку) вагонов.

4. Дорожный инспектор по сохранности вагонного парка в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за выполнение возложенных на него обязанностей по обеспечению сохранности вагонного парка на железной дороге, предусмотренных настоящим Положением.


Приложение 3

к приказу МПС РФ

от 8 сентября 1999 г. N 13 ЦЗ


Положение
о старшем инспекторе по сохранности вагонного парка отделения
(региона, участка при безотделенческой структуре управления)
железной дороги


1. Общие положения


1.1. Старший инспектор по сохранности вагонного парка отделения (региона, участка при безотделенческой структуре управления) железной дороги (далее старший инспектор) осуществляет в пределах вверенной ему территории железной дороги постоянный контроль за соблюдением установленной технологии работы с вагонным парком, обеспечивающей его сохранность на железнодорожных станциях, предприятиях и организациях МПС России, железнодорожных подъездных путях нежелезнодорожных организаций при выполнении погрузочно-разгрузочных, маневровых работ и других операций.

1.2. Старший инспектор в своей работе руководствуется Федеральными законами "О Федеральном железнодорожном транспорте", Транспортный устав железных дорог Российской Федерации (далее Устав), другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми и иными актами МПС России по вопросам обеспечения сохранности, использования и ремонта вагонов, договорами с нежелезнодорожными организациями на подачу (уборку) вагонов и настоящим Положением.

1.3. Старший инспектор назначается и освобождается от занимаемой должности начальником отделения железной дороги, а при безотделенческой структуре управления - первым заместителем начальника железной дороги по согласованию с дорожным инспектором по сохранности вагонного парка и службой вагонного хозяйства железной дороги.

1.4. Старший инспектор подчиняется старшему инспектору МПС России по сохранности вагонного парка, начальнику отделения железной дороги, а при безотделенческой структуре управления - первому заместителю начальника железной дороги, выполняет поручения председателя дорожной (отделенческой) комиссии по сохранности вагонного парка и дорожного инспектора по сохранности вагонного парка.

1.5. Старший инспектор при исполнении служебных обязанностей обеспечивается служебным кабинетом, телеграфной и телефонной связью и служебным автомобильным транспортом.


2. Основные обязанности


Старший инспектор:

2.1. Контролирует деятельность отделов отделения железной дороги или вверенного ему региона (участка) железной дороги, а также предприятий и организаций федерального железнодорожного транспорта, направленную на обеспечение сохранности, использования и ремонта вагонного парка на путях МПС России и на железнодорожных подъездных путях нежелезнодорожных организаций, если такие действия предусмотрены в договоре на подачу (уборку) вагонов. Осуществляет контроль за выполнением требований по передаче вагонов парка МПС России в аренду и их приемке после окончания срока аренды.

2.2. Проводит проверки соблюдения установленной технологии работы с вагонным парком, обеспечивающей его сохранность, технического состояния устройств и механизмов, взаимодействующих с вагонами, выполнения мероприятий, направленных на обеспечение требований ГОСТа 22235-76 и нормативных документов МПС России по вопросам обеспечения сохранности использования и ремонта вагонов.

2.3. Систематически (по согласованным планам) рассматривает и анализирует положение с обеспечением сохранности вагонного парка на железнодорожных станциях, а также подъездных железнодорожных путях нежелезнодорожных организаций и совместно с руководителями указанных организаций разрабатывает и реализует меры, направленные на устранение выявленных недостатков и предупреждение случаев повреждений (разоборудования) вагонов, обращая особое внимание на сохранность вагонного парка, находящегося в запасе (резерве) МПС России.

2.4. Проверяет правильность учета повреждений вагонов, своевременность предъявления и взыскания штрафов за повреждение (разоборудование) вагонов, предусмотренных Уставом.

2.5. Систематически информирует руководителей предприятий и организаций, органы прокуратуры, внутренних дел на транспорте о выявленных нарушениях по обеспечению сохранности вагонов.

2.6. Направляет работу общественных инспекторов по безопасности движения с позиций обеспечения сохранности вагонного парка, работает в тесном контакте с советами общественных инспекторов.

2.7. Постоянно контролирует работу по технической передаче вагонов на железнодорожные подъездные пути нежелезнодорожных организаций, проверяет выполнение технологии по передаче вагонов, качество производства текущего отцепочного ремонта на ПТО, правильность оформления и учета случаев повреждения (разоборудования) вагонов, а также проверяет качество ремонта, выполненного нежелезнодорожными организациями, если это предусмотрено в договоре на подачу (уборку) вагонов.

2.8. Принимает участие в экспертных комиссиях, дает по вопросам сохранности вагонов, входящим в компетенцию старшего инспектора, консультации и заключения.

2.9. Составляет и представляет в установленном порядке отчет формы ВО-15 "О повреждении грузовых вагонов инвентарного парка при погрузке, выгрузке маневровой и поездной работе".

2.10. Участвует совместно с руководителями предприятий и организаций железной дороги на вверенной территории в разработке годового плана проведения организационно-технических мероприятий по обеспечению сохранности, использования и ремонта вагонного парка и контролирует его выполнение.

2.11. Проводит в пределах предоставленных ему полномочий работу по обеспечению безопасности движения.


3. Права и ответственность


Старший инспектор имеет право:

3.1. Осуществлять инспекторский контроль за выполнением предприятиями и организациями федерального железнодорожного транспорта требований нормативных документов МПС России по вопросу обеспечения сохранности, использования и ремонта вагонного парка, а также за выполнением этих нормативных документов нежелезнодорожными организациями, имеющими железнодорожные подъездные пути, если это предусмотрено в договоре на подачу (уборку) вагонов.

3.2. Выдавать руководителям отделов отделения железной дороги, регионов, участков, предприятий и организаций федерального железнодорожного транспорта, находящихся на вверенной ему территории, предписания по вопросам обеспечения сохранности, использования и ремонта вагонного парка, обязательные для выполнения указанными руководителями, а также давать аналогичные предписания нежелезнодорожным организациям, имеющим железнодорожные подъездные пути, если это предусмотрено в договоре на подачу (уборку) вагонов.

3.3. Осуществлять проверки в отделах отделения железной дороги регионах, участках, предприятиях и организациях, федерального железнодорожного транспорта, а также проводить проверки нежелезнодорожных организаций, имеющих железнодорожные подъездные пути на вверенной ему территории, требовать от руководителей представления необходимых материалов и установленной информации по вопросам обеспечения сохранности вагонного парка, если это предусмотрено в договоре на подачу (уборку) вагонов.

3.4. Закрывать станционные и подъездные пути МПС России, железнодорожные подъездные пути нежелезнодорожных организации, а также запрещать эксплуатацию машин и механизмов, взаимодействующих с вагоном, если они не обеспечивают сохранность вагонного парка и безопасность движения поездов, не отвечают требованиям ГОСТа 22235-76, нормативным документам МПС России и это предусмотрено в договоре на подачу (уборку) вагонов.

3.5. Делать предписания в книгу ревизорских указаний, контролировать их выполнение.

3.6. Требовать представления на имя руководителей отделения железной дороги (управления железной дороги при безотделенческой структуре управления) объяснений от руководителей отделов отделения железной дороги, регионов, участков, железнодорожных станций, вагонных депо, других предприятий и организаций железнодорожного транспорта за невыполнение требований нормативных документов МПС России по обеспечению сохранности вагонного парка. Давать предложения о привлечении к ответственности должностных лиц виновных в допущенных нарушениях.

3.7. Привлекать в установленном порядке к проверкам положения с сохранностью вагонного парка работников отделения железной дороги, региона (участка) железной дороги и других предприятий и организаций федерального железнодорожного транспорта, расположенных на вверенной ему территории в пределах железной дороги.

3.8. По заданию руководителей МПС России, железной дороги, старшего инспектора МПС России по сохранности вагонного парка и дорожного инспектора по сохранности вагонного парка готовить материалы и предложения по сохранности вагонов для их представления на Центральную комиссию МПС России по сохранности вагонного парка.

3.9. Беспрепятственного ознакомления с материалами по обеспечению сохранности вагонов, хождения по станционным путям железной дороги и железнодорожным подъездным путям, принадлежащим нежелезнодорожным организациям, если это предусмотрено в договоре на подачу (уборку) вагонов.

4. Старший инспектор в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за выполнение возложенных на него задач по обеспечению сохранности вагонного парка, предусмотренных настоящим Положением.


Приложение 4

к приказу МПС РФ

от 8 сентября 1999 г. N 13 ЦЗ


Перечень
железнодорожных станций, на которых в первоочередном порядке должны
быть проведены работы по обеспечению технологии, исключающей
повреждение вагонов

N
п/п
Наименование станций Наименование дороги
  1  Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский   Октябрьская
  2  Волховстрой-1                              Октябрьская
  3  Бекасово-Сортировочное                     Московская
  4  Батайск                                    Северо-Кавказская
  5  Каменоломни                                Северо-Кавказская
  6  Лиски                                      Юго-Восточная
  7  Татьянка                                   Приволжская
  8  Богдановичи                                Свердловская
  9  Пермь-Сортировочная                        Свердловская
 10  Челябинск-Главный                          Южно-Уральская
 11  Провотомск                                 Западно-Сибирская
 12  Новокузнецк-Восточный                      Западно-Сибирская
 13  Черемхово                                  Восточно-Сибирская
 14  Тайшет                                     Восточно-Сибирская
 15  Облучье                                    Дальневосточная
 16  Хабаровск-2                                Дальневосточная
 17  Комсомольск                                Дальневосточная
 18  Шкотово                                    Дальневосточная

Приложение 5

к приказу МПС РФ

от 8 сентября 1999 г. N 13 ЦЗ


Порядок действий работников вагонного хозяйства железных дорог
при выявлении на железнодорожных станциях поврежденных вагонов
в составе поезда


1. При выявлении в прибывшем на железнодорожную станцию поезде поврежденных вагонов осмотрщик вагонов (осмотрщик-ремонтник) составляет акт формы ВУ-23М и с постановкой в правом верхнем углу уведомления буквы "П" (поврежден), о чем докладывает руководителю смены или начальнику пункта технического обслуживания (ПТО).

1.1. Начальник ПТО, а в его отсутствие руководитель смены, незамедлительно по телеграфу извещает ПТО железнодорожной станции, на которой производилось последнее техническое обслуживание состава поезда, вагонное депо и службу вагонного хозяйства железной дороги, которым он подчинен, о прибытии поврежденных вагонов, вызывает для расследования представителей вагонного депо, допустившего отправление поврежденных вагонов, составляет на поврежденные вагоны акты формы ВУ-25М.

1.2. Учет поврежденных вагонов производится за вагонным депо, отправившим эти вагоны, и ему предъявляются требования к возмещению расходов на их ремонт, исходя из положений Транспортного устава железных дорог Российской Федерации. К этим требованиям прикладываются уведомления формы ВУ-23М, ВУ-36М, акты формы ВУ-25М, данные натурного листа формы ДУ-1, калькуляция стоимости ремонтных работ.

2. При выявлении на железнодорожной станции поврежденных вагонов, поступивших не в организованных поездах (с подъездных путей, с передаточными, вывозными поездами, с промежуточных станций), осмотрщик вагонов (осмотрщик-ремонтник), выдав на поврежденные вагоны уведомления ВУ-23М и составив акты формы ВУ-25М сообщает об этом через руководителя смены ПТО руководству вагонного депо и железнодорожной станции, где обнаружено повреждение. Расследование указанных случаев повреждений вагонов производится комиссией, с участием руководителей вагонного депо или начальника ПТО под руководством начальника (заместителя начальника) железнодорожной станции с оформлением протокола, не позднее 3 суток с момента их обнаружения. В протоколе также указываются причины вывода поврежденных вагонов с подъездных и станционных путей общего пользования и определяется персональная ответственность работников.

3. Отправление поврежденных вагонов с железнодорожных станций, где нет ремонтной базы в ремонтные пункты может производится в пределах железной дороги в порядке установленном начальником железной дороги. Отправление поврежденных вагонов в ремонт на другие железные дороги может производиться либо маршрутами с присвоением поездам нумерации (ремонтная) с номерами с 9001 по 9999 включительно, либо отдельными группами по 10-15 вагонов по приказу Диспетчерского центра МПС России с включением их в местные поезда.

3.1. При отправлении поврежденных вагонов в ремонт к поездным документам, в зависимости от того, где поврежден вагон, прикладывается приказ соответственно руководителя отделения (управления) железной дороги (в пределах железной дороги) или департаментов вагонного хозяйства и управления перевозками (в пределах нескольких железных дорог).

3.2. В пределах отделения железной дороги (региона, участка) поврежденные вагоны в ремонт должны отправляться со сборными, вывозными, передаточными поездами с указанием их номеров.

4. В пути следования на железнодорожных станциях, где производится техническое обслуживание поездов, дежурный по станции обязан поставить в известность руководителя смены ближайшего ПТО о прибытии графикового поезда. Руководитель смены ПТО обязан сверить соответствие фактического наличия поврежденных вагонов в этом поезде с номерами вагонов, указанных в документах, наличие приказа о направлении вагонов в ремонт и сделать об этом отметку в книге ВУ-14.

При выявлении в составе поезда поврежденных вагонов, не указанных в документах, или отсутствии приказа об их отправлении в ремонт такие вагоны от поезда отцепляются и оформляются в соответствии с настоящим Порядком.

5. При поступлении на железнодорожную станцию выгрузки поврежденных вагонов в груженом состоянии, за исключением случаев, когда имеются следы их повреждений в пути следования, убытки, понесенные в результате устранения неисправностей вагонов после выгрузки, предъявляются вагонному депо, давшему разрешение на подачу вагонов под погрузку. При поступлении на станцию выгрузки вагонов, поврежденных в пути следования, убытки предъявляются вагонному депо, обслуживающему железнодорожную станцию, где производилось последнее техническое обслуживание поезда.

6. Споры о возмещении убытков, связанных с восстановлением поврежденных вагонов, рассматриваются в порядке, установленном МПС России или соответственно железной дорогой. При этом:

6.1. В тех случаях, когда повреждение вагона не может быть устранено только заменой отдельных частей, а необходим соответствующий ремонт, стоимость выполнения работ определяется исходя из плановой стоимости установленного вида ремонта.

6.2. В случаях когда повреждение вагона допущено работниками железнодорожной станции и других предприятий и организаций железнодорожного транспорта, не имеющих расчетных счетов в банке, счета на возмещение стоимости ремонта вагонов предъявляются через учреждение банка на расчетный счет соответствующего отделения или управления железной дороги.

6.3. Вагонное депо обязано установить виновных в повреждении вагонов и своевременно оформить соответствующую документацию на возмещение причиненного ущерба. Расчетные цены за устранение повреждений вагонов принимаются исходя из сложившейся стоимости работ на железной дороге.

Суммы, взысканные за повреждение вагонов, за исключением сумм штрафов, обращаются на покрытие расходов, затраченных вагонными депо на ремонт поврежденных вагонов. Суммы штрафов зачисляются во внереализованные доходы депо, производившего ремонт.

7. Работники, допустившие повреждение вагонов, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.



Приказ МПС РФ от 8 сентября 1999 г. N 13ЦЗ "О мерах по повышению уровня сохранности грузовых вагонов при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ и предотвращению случаев хищений их деталей"


Текст приказа официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.