Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования "Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению 521600 - Экономика (второй уровень высшего профессионального образования)" (утв. Госкомвузом РФ 28 марта 1994 г.)

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
"Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению 521600 - Экономика*
(второй уровень высшего профессионального образования)"
(утв. Госкомвузом РФ 28 марта 1994 г.)


Действуют в качестве временных требований

до введения в действие

стандарта с 1 сентября 1997 г.


1. Общая характеристика направления 521600 - Экономика


1.1. Направление утверждено приказом Комитета по высшей школе Миннауки России от 6 мая 1992 г. N 142.

1.2. Нормативная длительность обучения по данному направлению при очной форме обучения - 4 года. Квалификационная академическая степень бакалавр.

1.3. Характеристика сферы и объектов профессиональной деятельности бакалавра по направлению 521600 - Экономика.

Бакалавр экономики может осуществлять аналитическую, организаторскую (административную) и образовательную (преподавательскую) деятельность в следующих областях экономики: функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные и исследовательские процессы, осуществляемые на предприятиях (фирмах) любой формы собственности, в образовательных, исследовательских и других некоммерческих организациях, а также в рамках органов государственного управления.

1.4. Бакалавр должен быть подготовлен:

- к профессиональной работе в экономических службах предприятий и некоммерческих организаций, в государственных органах федерального и муниципального уровня на должностях, требующих базового высшего экономического образования;

- к работе на преподавательских и административных должностях в средних и высших учебных заведениях;

- к обучению в магистратуре по направлению 521600 - Экономика, освоению образовательно-профессиональных программ третьего уровня по экономическим специальностям.


2. Требования к уровню подготовленности лиц, успешно завершивших обучение по программе направления 521600 - Экономика


2.1. Общие требования к образованности бакалавра

Бакалавр отвечает следующим требованиям:

- знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

- знает этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;

- имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;

- способен продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде (требование рассчитано на реализацию в полном объеме через 10 лет);

- имеет научное представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического самосовершенствования;

- владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты;

- умеет на научной основе организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;

- способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;

- понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний;

- способен находить нестандартные решения типовых задач или уметь решать нестандартные задачи (в полной мере данное требование предъявляется к выпускникам, получившим диплом высшей степени);

- способен к проектной деятельности в профессиональной сфере, знает принципы системного анализа, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;

- способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук;

- готов к кооперации с коллегами по работе в коллективе, знаком с методами управления, умеет организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований, знает основы педагогической деятельности;

- методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами.

2.2. Требования к знаниям и умениям по циклам дисциплин

2.2.1. Требования по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Бакалавр должен:


в области философии, психологии, истории, культурологии, педагогики:

- иметь представление о научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека, о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, об эстетических ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни, уметь ориентироваться в них;

- понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы, ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию;

- быть знакомым с важнейшими отраслями и этапами развития гуманитарного и социально-экономического знания, основными научными школами, направлениями, концепциями, источниками гуманитарного знания и приемами работы с ними;

- понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и возникших в современную эпоху технического развития противоречий и кризиса существования человека в природе;

- знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;

- иметь представление о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности;

- понимать природу психики, знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении человека;

- уметь дать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей), интерпретацию собственного психического состояния, владеть простейшими приемами психической саморегуляции;

- понимать соотношение наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании;

- знать формы, средства и методы педагогической деятельности;

- владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач;

- понимать и уметь объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры;

- знать формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира, закономерности их функционирования и развития, знать историю культуры России, ее место в системе мировой культуры и цивилизации;

- уметь оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания, быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу, приобрести опыт освоения культуры (республики, края, области);

- иметь научное представление об основных эпохах в истории человечества и их хронологии;

- знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей;

- уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;


в области социологии, политологии и права:

- иметь научное представление о социологическом подходе к личности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и исходах социальных процессов;

- знать типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать;

- владеть основами социологического анализа;

- иметь представление о сущности власти и политической жизни, политических отношениях и процессах, о субъектах политики; понимать значение и роль политических систем и политических режимов в жизни общества, о процессах международной политической жизни, геополитической обстановке, политическом процессе в России, ее месте и статусе в современном политическом мире;

- знать и уметь выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты политологического знания, знать их роль и функции в подготовке и обосновании политических решений, в обеспечении личностного вклада в общественно-политическую жизнь;

- знать права и свободы человека и гражданина, уметь их реализовывать в различных сферах жизнедеятельности;

- знать основы российской правовой системы и законодательства, организации судебных и иных правоприменительных и правоохранительных органов, правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности;

- уметь использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности;


в области филологии:

- свободно владеть государственным языком Российской Федерации русским языком;

- знать и уметь грамотно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;

- владеть лексическим минимумом одного из иностранных языков (1200-2000 лексических единиц) и грамматическим минимумом, включающим грамматические, структуры, необходимые для обучения устным и письменным формам общения;

- уметь вести беседу-диалог общего характера, соблюдать правила речевого этикета, читать литературу по специальности без словаря с целью поиска информации, переводить тексты по специальности со словарем, составлять аннотации, рефераты и деловые письма на иностранном языке;


в области физической культуры:

- понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;

- знать основы физической культуры и здорового образа жизни;

- владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре;

- приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

2.2.2. Требования по циклу общих математических и естественнонаучных дисциплин

Бакалавр должен:


в области математики и информатики:

иметь представление:

- о месте и роли математики в современном мире, мировой культуре и истории;

- о математическом мышлении, индукции и дедукции в математике, принципах математических рассуждений и математических доказательств;

- о логических, топологических и алгебраических структурах на множестве;

- о неевклидовых геометрических системах;

- об основных понятиях дискретной математики, теории вероятностей, математической статистики;

- о математическом моделировании;

- об информации, методах ее хранения, обработки и передачи;

- о проблемах искусственного интеллекта, способах представления знаний и манипулировании ими (об инженерии знания);

- о роли математики и информатики в гуманитарных исследованиях;

знать и уметь использовать:

- основы математического анализа;

- основы алгебры, геометрии и дискретной математики;

- основы теории дифференциальных уравнений и численных методов;

- основы теории вероятностей и математической статистики;

- понятие информации, способы ее хранения и обработки;

- структуру, принципы работы и основные возможности ЭВМ;

- основные типы алгоритмов;

- языки программирования и стандартные программные обеспечения своей профессиональной деятельности;


в области концепций современного естествознания:

иметь представление:

- об основных этапах развития естествознания, особенностях современного естествознания, ньютоновской и эволюционной парадигмах;

- о концепциях пространства и времени;

- о принципах симметрии и законах сохранения;

- о понятии состояния в естествознании;

- о корпускулярной и континуальной традициях в описании природы;

- о динамических и статистических закономерностях в естествознании;

- о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения физических объектов, переходах из упорядоченных в неупорядоченные состояния и наоборот;

- о самоорганизации в живой и неживой природе;

- об иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и мегамира;

- о взаимодействиях между физическими, химическими и биологическими процессами;

- о специфике живого, принципах эволюции, воспроизводства и развития живых систем, их целостности и гомеостазе, об иерархичности, уровнях организации и функциональной асимметрии живых систем;

- о биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах систематики;

- о физиологических основах психики, социального поведения, экологии и здоровья человека;

- о взаимодействии организма и среды, сообществах организмов, экосистемах, принципах охраны природы и рационального природопользования;

- о месте человека в эволюции Земли, о ноосфере и парадигме единой культуры.

2.2.3. Требования по циклу общепрофессиональных дисциплин направления

Бакалавр должен:

- знать теоретические основы и закономерности функционирования экономики, выявленные в мировой экономической мысли, понимать многообразие существующих в современном мире экономических систем;

- иметь системное представление о структуре и тенденциях развития российской и мировой экономики, а также о преемственности их развития;

- владеть методами экономического анализа хозяйственных процессов как на микро-, так и на макроуровне;

- знать механизмы и принципы принятия и реализации хозяйственных решений на микроуровне (фирма, индивидуальный производитель) и макроуровне (регион, отрасль, народное хозяйство);

- уметь использовать компьютерную технику в режиме пользователя для решения экономических задач;

- владеть специальной экономической терминологией и лексикой специальности как минимум на одном иностранном языке.

2.2.4. Требования по циклу специальных дисциплин

Бакалавр должен иметь знания и владеть методами научных исследований в более узких направлениях экономики.

Конкретные требования к специальной подготовке бакалавра устанавливаются высшим учебным заведением исходя из содержания цикла специальных дисциплин.


3. Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по направлению 521600 - Экономика


-------------------------------------------------------------------------
  Индекс |Наименование дисциплин и их основные дидактические|Всего часов
         |                       единицы**                  |на освоение
         |                                                  | учебного
         |                                                  | материала
---------+--------------------------------------------------+------------
ГСЭ.00   |Цикл гуманитарных и  социально-экономических  дис-|    1690
         |циплин                                            |
ГСЭ.01   |Философия:                                        |
         |роль философии в жизни человека и общества;  исто-|
         |рические типы философии; человек во Вселенной; фи-|
         |лософская,  религиозная и  научная  картины  мира;|
         |природа человека и смысл его существования; позна-|
         |ние, его возможности и границы; знание и вера; об-|
         |щество;  многообразие культур,  цивилизаций,  форм|
         |социального опыта; человек в мире культуры; Запад,|
         |Восток,  Россия в диалоге культур; личность: проб-|
         |лемы свободы и ответственности; человек в информа-|
         |ционно-техническом мире;  роль научной  рациональ-|
         |ности в развитии общества; проблемы и  перспективы|
         |современной цивилизации;  человечество перед лицом|
         |глобальных проблем                                |
ГСЭ.02   |Иностранный язык:                                 |     340
         |закрепление программы средней школы,  изучение но-|
         |вого лексико-грамматического материала,  необходи-|
         |мого для общения в наиболее распространенных  пов-|
         |седневных  ситуациях;  различные виды речевой дея-|
         |тельности и формы речи (устной,  письменной, моно-|
         |логической  или  диалогической),  овладение лекси-|
         |ко-грамматическим минимумом;  курс реферирования и|
         |аннотирования научной литературы, курс научно-тех-|
         |нического перевода и т.п.                         |
ГСЭ.03   |Культурология:                                    |
         |история мировой культуры; история культуры России;|
         |школы, направления и теории в культурологии; охра-|
         |на и использование культурного наследия           |
ГСЭ.04   |История:                                          |
         |сущность, формы,  функции исторического  сознания;|
         |типы цивилизации в древности; проблема взаимодейс-|
         |твия человека и природной среды в древних  общест-|
         |вах; цивилизация Древней Руси; место Средневековья|
         |во всемирно-историческом процессе;  Киевская Русь;|
         |тенденции  становления  цивилизации в русских зем-|
         |лях, проблема складывания основ национальных госу-|
         |дарств в Западной Европе;  складывание Московского|
         |государства;  Европа в  начале  Нового  времени  и|
         |проблема  формирования целостности европейской ци-|
         |вилизации;  Россия в XV - XVII вв.; XVIII в. в ев-|
         |ропейской  и североамериканской истории;  проблема|
         |перехода в "царство разума";  особенности российс-|
         |кой модернизации в XVIII в.; духовный мир человека|
         |на пороге перехода к индустриальному обществу; ос-|
         |новные  тенденции развития всемирной истории в XIX|
         |в.;  пути развития России;  место XX в. во всемир-|
         |но-историческом процессе; новый уровень историчес-|
         |кого синтеза; глобальная история; менталитет чело-|
         |века, его эволюция и особенности в Западной Европе|
         |и России, в других регионах мира                  |
ГСЭ.05   |Физическая культура:                              |     408
         |физическая культура в общекультурной и  профессио-|
         |нальной  подготовке студентов,  социально-биологи-|
         |ческие основы физической культуры; основы здорово-|
         |го образа и стиля жизни; оздоровительные системы и|
         |спорт (теория, методика, практика); профессиональ-|
         |но-прикладная физическая подготовка студентов     |
ГСЭ.06   |Право:                                            |
         |право, личность и общество;  структура права и его|
         |действия; конституционная основа правовой системы;|
         |частное право; сравнительное правоведение         |
ГСЭ.07   |Социология:                                       |
         |история становления и развития социологии; общест-|
         |во как социокультурная система; социальные общнос-|
         |ти как источник самодвижения,  социальных  измене-|
         |ний;  культура как система ценностей, смыслов, об-|
         |разцов действий индивидов; влияние культуры на со-|
         |циальные и экономические отношения; обратное влия-|
         |ние экономики и  социально-политической  жизни  на|
         |культуру;  личность как активный субъект; взаимос-|
         |вязь личности и общества; ролевые теории личности;|
         |социальный   статус  личности;  социальные  связи,|
         |действия,  взаимодействия между индивидами и груп-|
         |пами,  групповая  динамика,  социальное поведение,|
         |социальный обмен и сравнение как механизм социаль-|
         |ных связей; социальная структура; социальная стра-|
         |тификация;  социальные институты, социальная орга-|
         |низация; гражданское общество и государство; соци-|
         |альный  контроль;  массовое  сознание  и  массовые|
         |действия;  социальные движения, источники социаль-|
         |ного напряжения,  социальные конфликты и логика их|
         |разрешения; социальные изменения; глобализация со-|
         |циальных и культурных процессов в современном  ми-|
         |ре;  социально-культурные  особенности  и проблемы|
         |развития российского общества; возможные альтерна-|
         |тивы его развития в будущем;  методология и методы|
         |социологического исследования                     |
ГСЭ.08   |Политология:                                      |
         |объект, предмет и метод политологии,  ее  место  в|
         |системе социально-гуманитарных дисциплин;  история|
         |политических учений;  теория власти и властных от-|
         |ношений;  политическая жизнь, ее основные характе-|
         |ристики;  политическая система,  институциональные|
         |аспекты политики; политические отношения и процес-|
         |сы,  субъекты политики; политическая культура; по-|
         |литические идеологии (история развития,  современ-|
         |ное состояние,  перспективы); политический процесс|
         |в России; мировая политика и международные отноше-|
         |ния; сравнительная политология                    |
ГСЭ.09   |Психология и педагогика:                          |
         |психология: объект и предмет психологии; соотноше-|
         |ние субъективной и объективной реальности; психика|
         |и организм;  активность психики  (души),  психика,|
         |поведение  и деятельность;  структура субъективной|
         |реальности;  личность и  межличностные  отношения;|
         |свобода воли;  личностная ответственность; общее и|
         |индивидуальное  в  психике  человека;  педагогика:|
         |предмет педагогики; цели образования и воспитания;|
         |педагогический идеал и его  конкретно-историческое|
         |воплощение; средства и методы педагогического воз-|
         |действия на личность;  общие принципы дидактики  и|
         |их  реализация  в  конкретных предметных методиках|
         |обучения;  нравственно-психологические  и  идейные|
         |взаимоотношения  поколений;  семейное воспитание и|
         |семейная  педагогика;  межличностные  отношения  в|
         |коллективе;  нравственно-психологический образ пе-|
         |дагога; мастерство педагогического общения        |
ГСЭ.10   |Дисциплины и курсы по выбору студента,  устанавли-|     324
         |ваемые вузом (факультетом)                        |
ЕН.00    |Цикл общих  математических  и   естественнонаучных|    1200
         |дисциплин                                         |
ЕН.01    |Математика и информатика:                         |
         |геометрия Евклида  как  первая  естественнонаучная|
         |теория;  аксиоматический  метод;  основные этапы и|
         |структура современной математики;  основные  черты|
         |математического  мышления;  математические доказа-|
         |тельства;  элементы, множества, отношения, отобра-|
         |жения;  числа; комбинаторика; конечные и бесконеч-|
         |ные множества;  неевклидовы  геометрии;  геометрия|
         |микро- и макромира:  основные идеи математического|
         |анализа;  дифференциальные уравнения; общая поста-|
         |новка  задачи  о принятии решения;  математические|
         |методы в целенаправленной деятельности; математика|
         |случайного;  элементы теории вероятности; основные|
         |понятия математической статистики;  математические|
         |методы проверки гипотез; роль математики в гумани-|
         |тарных науках;  основные понятия и  методы  теории|
         |информации и кодирования; аппаратные и программные|
         |средства персональных ЭВМ, предназначенные для об-|
         |работки информации                                |
ЕН.02    |Концепции современного естествознания:            |
         |естественнонаучная и гуманитарная культуры;  науч-|
         |ный метод; история естествознания; панорама совре-|
         |менного естествознания;  тенденция развития;  кор-|
         |пускулярная  и  континуальная  концепции  описания|
         |природы;  порядок и беспорядок  в  природе;  хаос;|
         |структурные  уровни  организации материи;  микро-,|
         |макро- и мегамиры;  пространство,  время; принципы|
         |относительности; принципы симметрии; законы сохра-|
         |нения; взаимодействие; близкодействие; дальнодейс-|
         |твие;  состояние; принципы суперпозиции, неопреде-|
         |ленности, дополнительности; динамические и статис-|
         |тические закономерности в природе; законы сохране-|
         |ния энергии в макроскопических процессах;  принцип|
         |возрастания энтропии;  химические системы, энерге-|
         |тика химических процессов, реакционная способность|
         |веществ; особенности биологического уровня органи-|
         |зации материи;  принципы эволюции, воспроизводства|
         |и развития живых систем;  многообразие живых орга-|
         |низмов - основа организации и устойчивости биосфе-|
         |ры; генетика и эволюция; человек: физиология, здо-|
         |ровье,  эмоции, творчество, работоспособность; би-|
         |оэтика;  экология и здоровье;  человек, биосфера и|
         |космические циклы;  ноосфера; необратимость време-|
         |ни;  самоорганизация  в  живой  и неживой природе;|
         |принципы универсального эволюционизма; путь к еди-|
         |ной культуре                                      |
ЕН.03    |Дисциплины и курсы по выбору студента,  устанавли-|     300
         |ваемые вузом (факультетом)                        |
ДН.00    |Цикл общепрофессиональных дисциплин направления   |    3046
ДН.01    |Экономическая теория:                             |     360***
         |предмет экономической науки;  введение в экономику|
         |(основы  экономического  анализа,  основы  обмена,|
         |функционирование конкурентного рынка, основы госу-|
         |дарственного сектора);  основные понятия собствен-|
         |ности:  экономические и правовые аспекты; введение|
         |в макроэкономику; деньги, денежное обращение и де-|
         |нежная политика;  национальный  доход;  совокупные|
         |расходы, спрос, предложение, ценовой уровень, фис-|
         |кальная политика; макроэкономические проблемы инф-|
         |ляции  и безработицы;  основные макроэкономические|
         |школы;  мировая экономика  и  экономический  рост;|
         |спрос, потребительский выбор, издержки и предложе-|
         |ние; фирма и формы конкуренции; структура бизнеса,|
         |регулирование и дерегулирование; факторные рынки и|
         |распределение  доходов;  экономика  сельскохозяйс-|
         |твенных и природных ресурсов; сравнительные эконо-|
         |мические системы                                  |
ДН.02    |История экономических учений:                     |
         |основные этапы развития экономической науки:  раз-|
         |витие  экономических учений Древнего Востока,  ан-|
         |тичного мира и Средневековья; эволюция экономичес-|
         |кой мысли в период зарождения рыночной экономики и|
         |предпринимательства  (меркантилисты,   физиократы,|
         |английская классическая школа, ранние представите-|
         |ли социализма и т.д.);  формирование основных нап-|
         |равлений современной экономической мысли (маржина-|
         |лизм,  неоклассические школы: австрийская, лозанн-|
         |ская,  кембриджская,  американская,  институциона-|
         |лизм, кейнсианство, марксизм, социал-демократизм);|
         |история  современных  (послевоенных) экономических|
         |теорий (господство кейнсианства, доминирование не-|
         |оклассицизма, "государственный социализм"), эконо-|
         |мическая мысль в России                           |
ДН.03    |История экономики:                                |
         |сравнительный историко-экономический анализ  моде-|
         |лей развития мирового хозяйства:  азиатский способ|
         |производства и античное рабство;  классическая мо-|
         |дель  феодальной экономики (Франция),  особенности|
         |феодального хозяйства (Англия,  Германия,  Россия,|
         |Япония);  генезис  капиталистической  экономики  в|
         |странах первого эшелона (Голландия,  Англия, Фран-|
         |ция,  США), реформистский путь перехода к рыночной|
         |экономике (Германия, Россия); промышленный капита-|
         |лизм  в Японии (патерналистская модель);  основные|
         |тенденции в развитии  мирового  капиталистического|
         |хозяйства на рубеже XIX и XX вв.,  особенности мо-|
         |нополизации экономики по странам; становление раз-|
         |личных систем регулируемого капитализма; возникно-|
         |вение,  развитие, кризис хозяйственной системы го-|
         |сударственного  социализма в СССР и в странах Вос-|
         |точной Европы;  сдвиги в структуре экономики веду-|
         |щих капиталистических государств; различные модели|
         |смешанной экономики;  экономика  России;  основные|
         |направления перестройки мирового хозяйства        |
ДН.04    |Статистика:                                       |
         |предмет, метод и задачи статистики; источники ста-|
         |тистической информации; группировка и сводка мате-|
         |риалов статистического  наблюдения;  абсолютные  и|
         |относительные величины; средние величины; ряды ди-|
         |намики;  индексы; статистика продукции; статистика|
         |численности  работников  и  использования рабочего|
         |времени; статистика производительности труда; ста-|
         |тистика заработной платы; статистика основных фон-|
         |дов;  статистика  научно-технического   прогресса;|
         |статистика себестоимости продукции                |
ДН.05    |Бухучет:                                          |
         |сущность бухгалтерского   учета;   учет   денежных|
         |средств и расчетов; учет производственных запасов;|
         |учет основных средств  и  нематериальных  активов;|
         |учет капитальных и финансовых вложений; учет гото-|
         |вой продукции и ее реализации; учет фондов, резер-|
         |вов и займов; учет и анализ финансовых результатов|
         |и использования  прибыли;  финансовая  отчетность;|
         |принципы производственного учета                  |
ДН.06    |Финансы, денежное обращение и кредит:             |
         |сущность и роль финансов и кредита;  государствен-|
         |ный бюджет;  формирование и использование денежных|
         |накоплений предприятий; основные принципы финанси-|
         |рования и кредитования капитальных вложений;  обо-|
         |ротные средства предприятий, система их финансиро-|
         |вания  и  кредитования;  безналичные расчеты между|
         |предприятиями;  краткосрочный кредит в хозяйствен-|
         |ном механизме управления предприятием;  финансовая|
         |работа и финансовое планирование в системе  управ-|
         |ления предприятием; роль финансов и кредита в раз-|
         |витии внешнеэкономической деятельности предприятий|
ДН.07    |Менеджмент:                                       |
         |менеджмент: вид деятельности и система управления;|
         |развитие менеджмента в прошлом и настоящем;  мето-|
         |дологические  основы  менеджмента;  инфраструктура|
         |менеджмента; социофакторы и этика менеджмента; ин-|
         |теграционные процессы в менеджменте; моделирование|
         |ситуаций  и  разработка решений;  природа и состав|
         |функций менеджмента;  стратегические и тактические|
         |планы в системе менеджмента; организационные отно-|
         |шения в  системе  менеджмента;  формы  организации|
         |системы менеджмента;  мотивация деятельности в ме-|
         |неджменте;  регулирование и контроль в системе ме-|
         |неджмента;  динамика  групп  и лидерство в системе|
         |менеджмента;  управление  человеком  и  управление|
         |группой;  руководство: власть и партнерство; стиль|
         |менеджмента и имидж (образ)  менеджера;  конфликт-|
         |ность в менеджменте; факторы эффективности менедж-|
         |мента                                             |
ДН.08    |Экономика и социология труда:                     |
         |труд как общественно полезная деятельность;  рынок|
         |труда в системе рыночного хозяйства;  трудовые ре-|
         |сурсы,  человек труда и занятость;  производитель-|
         |ность и эффективность труда;  организация трудовых|
         |процессов;  нормирование и условия труда; доходы и|
         |оплата труда; социальное развитие и уровень жизни;|
         |управление трудом в системе рыночных отношений    |
ДН.09    |Мировая экономика:                                |
         |международное движение товаров,  услуг и  факторов|
         |производства;  государственная  политика в области|
         |внешней торговли и международного движения  факто-|
         |ров;  современные тенденции изменения конкурентос-|
         |пособности; формы международной кооперации и пере-|
         |лива капиталов международных экономических объеди-|
         |нений;  основы международной торговли, оценка пос-|
         |ледствий внешнеторгового обмена,  выгоды торговли;|
         |теория факторов Хекшера-Олина, парадокс Леонтьева,|
         |современная  трактовка влияния факторов производс-|
         |тва  на  структуру  внешней  торговли,   изменения|
         |структуры факторов,  теорема Рыбчинского,  влияние|
         |технического  прогресса,  цикла  жизни  товара  на|
         |структуру внешней торговли;  традиционные и нетра-|
         |диционные ограничения,  эффект введения таможенных|
         |пошлин, их влияние на доходы производителей, поку-|
         |пателей и государства; протекционистская политика,|
         |практика введения импортных квот, тарифные ограни-|
         |чения, "добровольные" экспортные ограничения, экс-|
         |портные субсидии, "новый" протекционизм, роль тор-|
         |говых союзов, зон свободной торговли, ЕЭС, северо-|
         |американская  зона  свободной  торговли;  валютный|
         |курс и платежный баланс,  спрос и предложение  ва-|
         |лют, валютные рынки, эволюция международной валют-|
         |ной системы, торговый баланс; международное движе-|
         |ние капитала и рабочей силы;  международное креди-|
         |тование;  кризис внешней задолженности; прямые ин-|
         |вестиции  и транснациональные корпорации;  влияние|
         |миграции на благосостояние; проблема "утечки умов"|
ДН.10    |Маркетинг:                                        |
         |роль маркетинга в экономическом  развитии  страны;|
         |товар  в  маркетинговой деятельности;  комплексное|
         |исследование товарного рынка;  сегментация  рынка;|
         |формирование  товарной политики и рыночной страте-|
         |гии;  разработка  ценовой  политики;  формирование|
         |спроса  и  стимулирование сбыта;  организация дея-|
         |тельности маркетинговой службы                    |
ДН.11    |Экономика  предприятия:                           |
         |предприятие, как основное звено рыночного  хозяйс-|
         |тва;  формы и виды предприятия, его материальная и|
         |финансовая база; производственная и административ-|
         |но-хозяйственная  структуры предприятия и его под-|
         |разделений;  организация управления производством,|
         |его планирование, обслуживание на предприятии; ор-|
         |ганизационно-правовые формы предприятий и  объеди-|
         |нений, включая их акционерные, частные и смешанные|
         |производственно-хозяйственные  структуры;  факторы|
         |развития  и роста продуктивности и снижения издер-|
         |жек производства;  сбыт продукции, финансовая дея-|
         |тельность   предприятия;   предпринимательство   и|
         |предпринимательская деятельность,  планирование  и|
         |регулирование   предпринимательской   деятельности|
         |предприятий;  организация материально-технического|
         |обеспечения предприятия; государственное, правовое|
         |и социально-экономическое  регулирование  деятель-|
         |ности и системы трудовых отношений на предприятии |
ДН.12    |Стратегическое планирование:                      |
         |стратегическое планирование   и   прогнозирование;|
         |стратегическое  планирование и проблемы региональ-|
         |ной экономики; внутрифирменное планирование и мар-|
         |кетинг;  стратегическое  планирование  и государс-|
         |твенное регулирование экономики; разработка рыноч-|
         |ных  стратегий;  макростратегические программы уг-|
         |лубления экономических реформ в Российской Федера-|
         |ции;   стратегические  ориентации  внутрифирменных|
         |стратегических хозяйственных подразделений;  внут-|
         |рифирменное  планирование и стратегический менедж-|
         |мент;  программа воздействия рыночной стратегии на|
         |прибыль                                           |
ДН.13    |Налоговая система:                                |
         |понятие налога и налоговой системы, исходные прин-|
         |ципы построения налоговой системы, функции и клас-|
         |сификация налогов,  организация налоговой  службы;|
         |федеральные налоги,  основные виды федеральных на-|
         |логов,  методика их расчета; специфика налогообло-|
         |жения  России и республик в составе Российской Фе-|
         |дерации, краев, областей, автономных областей, ав-|
         |тономных округов;  местные налоги,  роль налогов в|
         |местном самоуправлении, основные их виды; налоги в|
         |сфере внешнеэкономической деятельности,  налогооб-|
         |ложение в  зарубежных  странах,  его  особенности,|
         |роль налогов как средства государственного регули-|
         |рования международных экономических отношений     |
ДН.14    |Управление персоналом:                            |
         |персонал предприятия как объект управления;  место|
         |и  роль управления персоналом в системе управления|
         |предприятием; принципы управления; трудовой потен-|
         |циал  как  экономическая  категория  и его место в|
         |системе оценок общественного  производства;  рынок|
         |труда  и реализация трудового потенциала в системе|
         |отношений занятости;  государственная политика за-|
         |нятости и роль предприятий в ее реализации; управ-|
         |ление персоналом в системе государственного  регу-|
         |лирования трудовых отношений; отношения социально-|
         |го партнерства и трудовое законодательство; управ-|
         |ление персоналом как единство методологии, науки и|
         |искусства;  управление  персоналом  предприятия  в|
         |системе рыночных отношений; кадровая политика и ее|
         |планирование на  предприятии;  тенденции  развития|
         |кадровой политики;  организационная структура сис-|
         |темы управления персоналом предприятия            |
ДН.15    |Политика доходов и заработной платы:              |
         |значение национального дохода как основного источ-|
         |ника роста доходов и уровня жизни населения,  свя-|
         |занного с повышением  эффективности  общественного|
         |производства;  анализ  состояния и прогнозирования|
         |тенденций в области доходов  и  заработной  платы,|
         |система понятий, критериев и показателей; заработ-|
         |ная плата и доходы в условиях  либерализации  цен,|
         |размеры оплаты труда,  пенсий, стипендий, пособий,|
         |факторы роста цен, их влияние на доходы и реальное|
         |потребление населения; возможности самообеспечения|
         |населения для поддержки и стимулирования  трудовой|
         |активности  граждан в получении дополнительных до-|
         |ходов;  влияние факторов инфляции и безработицы на|
         |динамику доходов; меры по регулированию средств на|
         |оплату труда                                      |
ДН.16    |Государственное регулирование экономики и экономи-|
         |ческая политика:                                  |
         |функции государства в смешанной экономике; система|
         |государственного  регулирования  экономики;  адми-|
         |нистративное и законодательное регулирование; вза-|
         |имодействие   государственных  органов   различных|
         |уровней;  программы государственных затрат;  госу-|
         |дарственный бюджет и государственный долг; кредит-|
         |но-денежная  политика;   регулирование   денежного|
         |спроса и предложения,  банковской системы: взаимо-|
         |действие центрального банка и  правительства;  ос-|
         |новные направления экономической политики; антимо-|
         |нопольная политика;  социальное страхование; внеш-|
         |неэкономическая  политика;  регулирование межгосу-|
         |дарственных экономических отношений               |
ДН.17    |Математические методы исследования экономики:     |
         |стратегические и динамические методы  оптимизации;|
         |теория игр;  стохастические методы; эконометричес-|
         |кие методы; основы теории принятия решений; методы|
         |измерения, классификации и экспертные оценивания  |
ДН.18    |Математическое моделирование экономических систем:|
         |теория моделирования;  модели  различных   уровней|
         |экономики и согласования интересов;  модели эконо-|
         |мического равновесия; модели экономической динами-|
         |ки (магистральная теория);  моделирование социаль-|
         |ных процессов; моделирование эколого-экономических|
         |систем                                            |
ДН.19    |Дисциплины и курсы по выбору студентов, устанавли-|     358
         |ваемые вузом (факультетом)                        |
СД.00    |Цикл дисциплин специализации                      |     690
ДВП.00   |Дополнительные виды подготовки (военная  подготов-|     510
         |ка, гражданская оборона и др.)                    |
Ф.00     |Факультативы                                      |     100
         |Общая продолжительность теоретического обучения   |    7236
П.00     |Практики                                          |12 недель
ГА.00    |Государственная итоговая квалификационная аттеста-| 2 недели
         |ция                                               |

Настоящий вариант программы составлен на основе следующих данных:

Теоретическое обучение (54 ч. х 134 недели = 7236 ч.)          134 недели
Практики                                                        12 недель
Экзаменационные сессии                                          30 недель
Каникулы                                                        24 недели
Отпуск после окончания вуза                                      4 недели
                                                        Итого: 204 недели

Примечания:

1. Вуз (факультет) имеет право:

1.1. Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала: для циклов дисциплин - в пределах 5%, для дисциплин, входящих в цикл, в пределах 10% без превышения указанного в данной программе максимального объема недельной нагрузки студента и при сохранении минимального содержания дисциплины.

1.2. Устанавливать объем часов по дисциплинам циклов общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (кроме иностранного языка и физической культуры), общих математических и естественнонаучных дисциплин при условии сохранения общего объема часов данного цикла и реализации минимума содержания дисциплин, указанного в графе 2.

1.3. Осуществлять преподавание общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам (разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей), обеспечивающим квалифицированное освещение тематики дисциплин.

1.4. Устанавливать необходимую глубину усвоения отдельных разделов дисциплин (графа 2), входящих в циклы общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, общих математических и естественно-научных дисциплин, в зависимости от профиля данного направления.

2. Максимальный объем учебной нагрузки студента, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной учебной работы, не должен превышать 54 часов в неделю. Объем обязательных аудиторных занятий студента не должен превышать за период теоретического обучения в среднем 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам. Общее число каникулярного времени в учебный год должно составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

3. Факультативные дисциплины предусматриваются учебным планом вуза, но не являются обязательными для изучения студентом.

4. Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

5. Цикл специальных дисциплин представляет собой профессиональную подготовку, более узкую по сравнению с направлением.

Вузом (факультетом) могут быть предложены различные варианты этого цикла, из которых студент вправе выбрать один. Каждый из вариантов цикла наряду с обязательными дисциплинами цикла должен включать курсы по выбору студента.

6. Квалификация "Учитель (преподаватель)" может быть присвоена бакалавру при выполнении им требований, предъявляемых государственным стандартом для этой профессии, с выдачей соответствующего диплома.

7. Государственная итоговая квалификационная аттестация осуществляется согласно пп.5.3 Государственного образовательного стандарта Российской Федерации "Высшее образование. Общие требования". Формы и содержание государственной итоговой квалификационной аттестации бакалавра должны обеспечить контроль выполнения требований к уровню подготовки лиц, завершивших обучение.


Заместитель председателя
Госкомвуза РФ

В.Шадриков


--------------------------------

* Обращаем Ваше внимание на то, что в сборнике "Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования", изданном в 1995 г., ошибочно опубликован не окончательный вариант данного стандарта. В связи с этим просим Вас руководствоваться стандартом по направлению 521600 - Экономика, публикуемым ниже.

** Дидактические единицы представлены в документе разделами, темами, понятиями, с помощью которых определяется основное содержание дисциплины.

*** Объем часов, отводимых на освоение учебного материала по остальным дисциплинам, входящим в цикл, устанавливается вузом самостоятельно, но не менее 102 часов.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования "Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению 521600 - Экономика (второй уровень высшего профессионального образования)" (утв. Госкомвузом РФ 28 марта 1994 г.)


Текст документа опубликован в Бюллетене Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию, N 8, 1995 г.

Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение