Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации "Преподаватель" (третий уровень высшего профессионального образования) (утв. Госкомвузом РФ 20 февраля 1995 г.)

Государственные требования
к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации "Преподаватель"
(третий уровень высшего профессионального образования)
(утв. Госкомвузом РФ 20 февраля 1995 г.)

ГАРАНТ:

Настоящие требования введены в действие с 1 сентября 1995 г.


1. Общая характеристика образовательно-профессиональной программы подготовки преподавателя на базе специальности (наименование специальности)


1.1. Нормативная трудоемкость образовательно-профессиональной программы подготовки преподавателя при очной форме - 680 часов. Дополнительная квалификация - "преподаватель".

1.2. Характеристика сферы и объектов профессиональной деятельности преподавателя.

Деятельность преподавателя направлена на:

- реализацию образовательных программ и учебных планов на уровне, отвечающем принятым стандартам образования;

- проектирование, разработку и проведение типовых мероприятий, связанных с преподаванием (уроков, лекций, семинарских и практических занятий, консультаций, аттестационных мероприятий);

- проведение исследований проблем, связанных с преподаванием, разработку рекомендаций по их разрешению;

- анализ частных и общих проблем преподавания, управления образовательными учреждениями;

- использование современных технологий образования для выбора оптимальной стратегии преподавания в зависимости от уровня подготовки обучаемых и целей обучения;

- воспитание и интеллектуальное развитие личности.

Сферами профессиональной деятельности преподавателя являются:

- учреждения системы народного образования различных форм собственности (лицеи, гимназии, школы, колледжи);

- учреждения, организации, предприятия, деятельность которых связана с различными аспектами преподавания.


2. Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших обучение по программе подготовки специалиста с дополнительной квалификацией "Преподаватель"


2.1. Требования к профессиональной компетентности преподавателя


Преподаватель должен:

- понимать роль учебных заведений в обществе, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности;

- знать основные законодательные документы, касающиеся системы народного образования, права и обязанности субъектов учебного процесса (преподавателей, руководителей, учащихся и их родителей);

- понимать концептуальные основы предмета, его место в общей системе знаний и ценностей, а также в школьном учебном плане;

- учитывать в педагогической деятельности индивидуальные различия учащихся, включая возрастные, социальные, психологические и культурные;

- обладать знаниями (предмета), достаточными для аналитической оценки, выбора и реализации образовательной программы, соответствующей уровню подготовленности учащихся, их потребностям, а также требованиям общества.

Преподаватель должен знать:

- сущность процессов обучения и воспитания, их психологические основы;

- воспитательные и образовательные системы прошлого и настоящего; общие вопросы организации педагогических исследований, методы исследований и их возможности, способы обобщения и оформления результатов исследовательского поиска;

- пути совершенствования мастерства учителя и способы самосовершенствования;

- дидактику (предмета);

- содержание и структуру школьных учебных планов, программ и учебников;

- требования к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся (по предмету), устанавливаемые государственным образовательным стандартом;

- вопросы частных методик школьных курсов (по предмету);

- различные подходы к изучению основных тем школьного курса, новые технологии обучения;

- методы формирования навыков самостоятельной работы и развития творческих способностей и логического мышления учащихся;

- научные основы школьного курса (предмета), историю и методологию соответствующей науки;

- структуру и архитектуру ПЭВМ, основные операционные системы, компьютерные инструментальные средства, методы компьютерной обработки информации.

Преподаватель должен уметь:

- проектировать, конструировать, организовывать и анализировать свою педагогическую деятельность;

- планировать учебные занятия в соответствии со школьным учебным планом и на основе его стратегии;

еспечивать последовательность изложения материала и междисциплинарные связи предмета с другими дисциплинами;

- разрабатывать и проводить различные по форме обучения занятия, наиболее эффективные при изучении соответствующих тем и разделов программы, адаптируя их к разным уровням подготовки учащихся;

- ясно, логично излагать содержание нового материала, опираясь на знания и опыт учащихся;

- отбирать и использовать соответствующие учебные средства для построения технологии обучения;

- анализировать учебную и учебно-методическую литературу и использовать ее для построения собственного изложения программного материала;

- организовывать учебную деятельность учащихся, управлять ею и оценивать ее результаты;

- применять основные методы объективной диагностики знаний учащихся по предмету, вносить коррективы в процесс обучения с учетом данных диагностики;

- использовать сервисные программы, пакеты прикладных программ и инструментальные средства ПЭВМ для подготовки учебно-методических материалов, владеть методикой проведения занятий с применением компьютера;

- создавать и поддерживать благоприятную учебную среду, способствующую достижению целей обучения;

- развивать интерес учащихся и мотивацию обучения, формировать и поддерживать обратную связь.

Преподаватель должен иметь представление о:

- связях школьных разделов предмета с соответствующими вузовскими дисциплинами;

- методических аспектах предмета в целом, отдельных тем и понятий;

- методах и приемах составления задач, упражнений, тестов по различным темам;

- возможностях применения компьютерной техники в учебном процессе;

- принципах построения, обучающих и контролирующих программ разного уровня сложности.


2.2. Требования к знаниям и умениям по дисциплинам


Требования по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам, а также по математическим, общим естественнонаучным и специальным дисциплинам (см.: государственные требования по данным циклам дисциплин для специальностей, обозначенных символом "*" в Классификаторе направлений и специальностей высшего профессионального образования).

Конкретные требования с учетом выполнения вышеперечисленных требований устанавливаются высшим учебным заведением.


3. Обязательный минимум содержания программы профессиональной подготовки преподавателя


-------------------------------------------------------------------------
 Индекс |              Наименование дисциплин                |Всего часов
        |              и их основные разделы                 |на освоение
        |                                                    |учебного
        |                                                    |материала
--------+----------------------------------------------------+-----------
ОД.00   |Общие дисциплины                                    |     360
ОД.01   |Психология и педагогика:                            |     100
        |(см.:  обязательный  минимум  содержания цикла Общие|
        |гуманитарные  и  социально-экономические дисциплины,|
        |определяемый государственным стандартом высшего про-|
        |фессионального образования)                         |
ОД.02   |Дополнительный цикл психолого-педагогических дисцип-|     180
        |лин (конкретный перечень определяется вузом):       |
        |возникновение и развитие  педагогической  профессии;|
        |своеобразие педагогической деятельности; роль учите-|
        |ля в обществе;  педагогическое призвание, творчество|
        |и новаторство;  мотивы выбора педагогической профес-|
        |сии;  требования к личности учителя; профессиограммы|
        |учителя;   системы  профессиональной  педагогической|
        |подготовки;  самосовершенствование  учителя;  основ-|
        |ные  принципы  возрастной  периодизации психического|
        |развития;  типы ведущей деятельности и психологичес-|
        |кие  особенности  возрастных периодов;  кризисы воз-|
        |растного развития;  условия,  механизмы и закономер-|
        |ности развития и формирования психики в процессе он-|
        |тогенеза; психология обучения и воспитания; обучение|
        |и  развитие;  психологическая  сущность развивающего|
        |обучения; психология инновационного обучения; струк-|
        |тура  учебной  деятельности и проблема ее формирова-|
        |ния;  этапы формирования умственных действий; харак-|
        |теристика  теоретического  и эмпирического мышления;|
        |психология оценки и самооценки;  история отечествен-|
        |ных и зарубежных педагогических учений;  методологи-|
        |ческие и психологические основы процесса воспитания;|
        |проблема взаимоотношений личности и коллектива; пла-|
        |нирование и осуществление воспитательного  процесса;|
        |проблема педагогического мастерства;  педагогическая|
        |культура;  современное педагогическое мышление; пути|
        |формирования педагогического мастерства; техника ре-|
        |чи,  экспрессивные средства учителя; педагогика сот-|
        |рудничества  как  технология  обучения и воспитания;|
        |современные концепции образования и их  отражение  в|
        |нормативных  документах; научная организация педаго-|
        |гического труда;  текущее и перспективное планирова-|
        |ние;  методы психодиагностики, диагностика мотиваци-|
        |онной познавательной, эмоционально-волевой сфер лич-|
        |ности учащихся;  диагностика знаний, умений, навыков|
        |и способностей школьников; диагностика межличностных|
        |отношений и психологического климата; психокоррекци-|
        |онная работа учителя; методы педагогических исследо-|
        |ваний;  системный подход к исследованию педагогичес-|
        |ких явлений и  процессов;  технологические  проблемы|
        |современной дидактики                               |
        |                                                    |
 ОД.03  |Новые информационные технологии в учебном процессе: |      80
        |структура аудио- и видеосредств и методика их приме-|
        |нения;  структура  и архитектура ПЭВМ,  практические|
        |навыки работы с компьютером; принципы построения ав-|
        |томатизированных  обучающих и контролирующих систем;|
        |применение пакетов  прикладных  программ  в  учебном|
        |процессе (по предмету);  текстовые и графические ре-|
        |дакторы,  электронные таблицы; базы данных; информа-|
        |ционные и телекоммуникационные сети                 |
        |                                                    |
 СД.00  |Специальные дисциплины                              |     320
        |                                                    |
 СД.01  |История и методология (предмета):                   |      60
        |история возникновения и развития (предмета);  основ-|
        |ные  понятия  и  категории. Методологические аспекты|
        |науки и  ее приложений;  место (предмета)  в системе|
        |научного знания; междисциплинарные связи; роль  наи-|
        |более выдающихся ученых в развитии предмета; возник-|
        |новение новых научных направлений (особенно, в двад-|
        |цатом столетии); современные проблемы и  перспективы|
        |развития (предмета)                                 |
        |                                                    |
 СД.02  |Методика преподавания (предмета):                   |     100
        |основы дидактики (предмета);  содержание и структура|
        |школьных программ и учебников; вопросы частных мето-|
        |дик,  относящихся к основным темам школьного  курса;|
        |различные  подходы к изучению основных тем школьного|
        |курса (предмета); методы организации самостоятельной|
        |работы  и развития творческих способностей учащихся;|
        |таксономия учебных задач; новые технологии обучения;|
        |методы диагностики знаний учащихся; анализ учебников|
        |и методической литературы (по предмету); организация|
        |учебной деятельности учащихся,  разработка  планов и|
        |конспектов занятий                                  |
        |                                                    |
 СД.03  |Научные основы школьного курса (предмета):          |      80
        |анализ школьного курса  (предмета)  с  точки  зрения|
        |современной науки;  логическая структура (предмета);|
        |приложение общих концепций и выводов науки  к  конк-|
        |ретным задачам преподавания                         |
        |                                                    |
 СД.04  |Практикум:                                          |      80
        |развитие и  закрепление  практических  навыков   (по|
        |предмету)                                           |
        |                                        Всего часов:|     680
        |                                                    |
 П.00   |Педагогическая практика                             | 10 недель
        |                                                    |
 И.00   |Итоговая государственная аттестация                 |
        |                                                    |
 И.01   |Государственный квалификационный экзамен или  защита|
        |выпускной работы                                    |

Примечание:

Вуз (факультет) имеет право:

1. Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала при сохранении минимального содержания, определяемого данным документом.

2. Вводить в дополнительный цикл психолого-педагогических дисциплин (ОД.02) элективные курсы.

3. Осуществлять преподавание цикла профессионально-педагогических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, обеспечивающим реализацию минимума содержания дисциплин, определяемого данным документом.


Заместитель председателя Госкомвуза РФ

В. Шадриков



Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации "Преподаватель" (третий уровень высшего профессионального образования) (утв. Госкомвузом РФ 20 февраля 1995 г.)


Текст требований опубликован в "Бюллетене Госкомвуза России", 1995, N 4


Настоящие требования введены в действие с 1 сентября 1995 г.


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.