Постановление Правительства РФ от 28 января 2000 г. N 78 "О федеральной инспекции труда" (с изменениями и дополнениями) (утратило силу)

Постановление Правительства РФ от 28 января 2000 г. N 78
"О федеральной инспекции труда"

С изменениями и дополнениями от:

8 января 2003 г.

ГАРАНТ:

Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 11 настоящее постановление признано утратившим силу


В соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст.3702) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

а) Положение о федеральной инспекции труда;

б) утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст подпункта б

2. Министерству государственного имущества Российской Федерации оформить в установленном порядке закрепление за Министерством труда и социального развития Российской Федерации помещений в зданиях, расположенных в г. Москве, в Газетном переулке, дом 3 (строение 1) и дом 5 (строения 1 и 2), ранее закрепленных за Федеральной инспекцией труда при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации.

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 12 января 1996 г. N 13 "О дополнительных мерах по обеспечению деятельности Федеральной инспекции труда при Министерстве труда Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 43, ст. 4989).


Председатель Правительства

Российской Федерации

В.Путин


Положение
о федеральной инспекции труда
(утв. постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. N 78)

ГАРАНТ:

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 (в редакции Указа Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649) Министерство труда и социального развития Российской Федерации упразднено

Функции по принятию нормативных правовых актов переданы образованному Министерству здравоохранения и социального развития РФ, функции по контролю и надзору и функции по оказанию государственных услуг - Федеральной службе по труду и занятости, правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков - Федеральной службе по финансовым рынкам, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом - Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию


1. Федеральная инспекция труда - единая федеральная централизованная система государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда всеми организациями и физическими лицами, на которых это законодательство распространяется.

2. Федеральная инспекция труда в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. Основной задачей федеральной инспекции труда является осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда в целях обеспечения защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда.

4. Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с правоохранительными органами, с федеральными органами исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять в пределах своих полномочий функции надзора и контроля, с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, объединениями работодателей и объединениями профессиональных союзов, другими государственными и общественными организациями.

5. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда осуществляют государственные инспекторы труда и иные должностные лица федеральной инспекции труда.

Деятельностью федеральной инспекции труда руководит заместитель Министра труда и социального развития Российской Федерации - главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Руководитель Департамента государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации является заместителем главного государственного инспектора труда Российской Федерации.

Заместители руководителя указанного Департамента являются главным государственным правовым инспектором труда Российской Федерации и главным государственным инспектором Российской Федерации по охране труда.

Начальники отделов указанного Департамента и их заместители (по правовым вопросам и по охране труда) являются главными государственными инспекторами труда.

Руководители государственных инспекций труда являются главными государственными инспекторами труда по соответствующей территории, а их заместители - заместителями главного государственного инспектора труда по соответствующей территории (по правовым вопросам и по охране труда).

Начальники отделов государственных инспекций труда и их заместители (по правовым вопросам и по охране труда) являются главными государственными инспекторами труда соответствующих государственных инспекций труда.

6. Государственные инспекции труда в соответствии с возложенными на них задачами выполняют следующие основные функции:

1) осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда на соответствующей территории;

2) расследуют в установленном порядке несчастные случаи на производстве, анализируют их причины и разрабатывают предложения по предупреждению таких случаев;

3) рассматривают в соответствии с законодательством Российской Федерации дела об административных правонарушениях;

4) информируют соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах нарушения законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;

5) участвуют в работе по правовому воспитанию, распространению знаний по соблюдению законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;

6) обобщают опыт применения законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;

7) ведут прием граждан, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав;

8) готовят отчеты о результатах деятельности инспекции.

7. Положение о государственной инспекции труда утверждается Министерством труда и социального развития Российской Федерации.

8. Департамент государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации наряду с функциями, указанными в пункте 6 настоящего Положения, выполняет следующие функции:

1) руководит работой и осуществляет контроль за деятельностью государственных инспекций труда;

2) обеспечивает организационное и методическое руководство деятельностью государственных инспекций труда, их нормативное и материальное обеспечение;

3) осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

4) анализирует состояние и причины производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и подготавливает предложения по их профилактике;

5) готовит и публикует ежегодные доклады о деятельности федеральной инспекции труда.

9. Государственные инспекторы труда имеют право:

1) беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации любой организационно-правовой формы;

2) осуществлять в установленном порядке проверки и расследование причин нарушений законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;

3) запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей (их представителей) документы, объяснения, информацию, необходимые для осуществления своих полномочий;

4) предъявлять работодателям (их представителям) обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, о восстановлении нарушенных прав граждан с предложениями о привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их в установленном порядке от должности;

5) привлекать к административной ответственности в установленном законодательством Российской Федерации порядке лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;

6) по результатам проверок передавать материалы по фактам нарушений законодательства Российской Федерации о труде и охране труда в правоохранительные органы о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности, а также предъявлять иски в суд.

10. Государственные инспекторы по охране труда наряду с правами, указанными в пункте 9 настоящего Положения, имеют право:

1) расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

2) выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий; при проведении предупредительного надзора с целью предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих его безопасность, выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов;

3) требовать в установленном порядке от работодателя принятия мер по устранению обнаруженных в ходе проверок нарушений и недостатков в каком-либо сооружении, оборудовании или в организации труда, которые они имеют основание считать угрожающими здоровью или безопасности работников;

4) запрещать производство и использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям по охране труда;

5) изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ при условии уведомления об этом работодателя (его представителя);

6) приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;

7) отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда.

11. Главный государственный инспектор труда Российской Федерации и руководители государственных инспекций труда наряду с правами, указанными в пунктах 9 и 10 настоящего Положения, имеют право:

1) приостанавливать деятельность организаций, в которых выявлены нарушения требований по охране труда, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;

2) направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений.

12. Должностные лица, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда:

при осуществлении своих полномочий независимы от государственных органов и руководствуются только федеральными законами и Конституцией Российской Федерации;

несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за противоправные действия или бездействие.

Решения должностных лиц могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности и (или) в судебном порядке.

13. Государственные инспекторы труда имеют удостоверения единого образца, а также личный штамп (печать) с указанием фамилии и наименования инспекции, которую они представляют.

ГАРАНТ:

См. Положение о служебном удостоверении должностного лица федеральной инспекции труда, утвержденное приказом Минтруда РФ от 26 марта 2001 г. N 42


Изменения,
которые вносятся в Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. N 279
(утв. постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. N 78)


Подпункт "б" пункта 1 постановления, утвердивший настоящие Изменения, утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст Изменений

Утверждаются Положение о федеральной инспекции труда и изменения, которые вносятся в Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве. Определяется, что Федеральная инспекция труда есть единая федеральная централизованная система государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда за всеми организациями и физическими лицами, на которых это законодательство распространяется. Положением о федеральной инспекции труда определяются ее структура, права, и функции. В Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве вводятся изменения, связанные с созданием Федеральной инспекции труда.



Постановление Правительства РФ от 28 января 2000 г. N 78 "О федеральной инспекции труда"


Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 10 февраля 2000 г., N 29, в Собрании законодательства Российской Федерации от 7 февраля 2000 г., N 6, ст. 760, в Бюллетене Министерства труда и социального развития Российской Федерации, 2000 г., N 2


Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 11 настоящее постановление признано утратившим силу


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Правительства РФ от 8 января 2003 г. N 5


Актуальный текст документа